12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитенко Светлана Анатольевна49
Светлана
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

МАДОУ ЦРР № 86 «ОЮНА» - детский сад


Программа по патриотическому воспитанию « Я патриот»

для детей подготовительной логопедической группы

« Матрёшка»
 

2014 -2015 г.г.

 

Воспитатель:

Никитенко С.А.

 

Содержание

I. РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Принципы программы

II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Содержание программы

2.2. Условия реализации проекта

2.3. Формы и методы работы

2.4. Календарно- тематическое планирование по блокам.

2.5. Планируемые результаты освоения программы.

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

3.2. Методическое обеспечение программы


 


 

1.1. Пояснительная записка

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/.

Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Программа «Я- патриот» построена на основе примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования   «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (Москва- синтез 2014 г.), региональных программы «Родной край – Тоонто нютаг», «Дети Байкала», разработанных творческим коллективом педагогов, отражающая национально-региональные особенности воспитания дошкольников.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. 

Задачи:

- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, чувство солидарности, дружбы, сопричастности;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;

- освоение ребёнком общечеловеческих ценностей - культурных, моральных, социальных;

- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

- укрепить взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами. 
- создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Задачи патриотического воспитания детей решаются посредством таких основных направлений как:

физическое.

познавательно-речевое;

социально-личностное;

художественно-эстетическое.

1.3. Принципы построения программы

В основу программы положены важные принципы современной системы российского образования:

- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

- комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

- учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю

-системно – организованный подход, который предполагает  скоординированную работу всех специалистов.                     

 

2.1. Содержание программы

Содержание программы «Я - патриот России» включает девять тематических блоков:

«С чего начинается Родина?»

«Мой город: вчера и сегодня»

«День народного единства»

«Моя многонациональная Родина»

«История в книгах, альбомах, памятниках, произведениях искусства»

«Есть такая профессия – Родину защищать» .

«Героические поступки, мужество, отвага, честь и достоинство».

«Пусть всегда будет мир»!

«День победы»

2.2. Условия реализации программы.

Патриотическое воспитание дошкольников должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, страны, т.е. выбор той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День Байкала, Сагалгаан, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и бурятского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к России, Бурятии должны передаваться детям.

2.3. Формы и методы работы

НОД (непосредственно- образовательная деятельность) – изучение государственных символов России , истории возникновения г. Улан-Удэ, символики, географического расположения, климата, растительного и животного мира, знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского и бурятского народа.

Игровая обучающая ситуация.

Целевые прогулки

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).

Обогащение и стимулирование детского творчества.

7. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

8. Народные игры

9. Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Сагалгаан.

10.Экскурсии в музеи г. Улан- Удэ;

11.. Тематические досуги «Люблю тебя мой край родной», «День Байкала», «Зимние олимпийские игры»», «Зарница».

12. Месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются :

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

6. «Неделя памяти» включающая:

Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы.

Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

2.4. Календарно- тематическое планирование по блокам

Блок

Формы работы

с детьми

Формы работа с родителями

Организация развивающей среды.

«С чего начинается Родина?»

«День Байкала»

Создание игровых ситуаций «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

Чтение Матусовский «С чего начинается Родина?,

П. Воронько «Лучше нет родного края», А. Прокофьев «Родина».

Конкурс рисунков.

 «Город, в котором я живу»

Участие в подготовке и проведении образовательного

события «Люблю тебя мой край родной».

Альбомы, иллюстрации на тему «Моя малая Родина»,

«Озеро Байкал- жемчужина России»», карта Бурятии.

Музей «Русская изба», «Юрта»

«Мой город: вчера и сегодня»

Беседа- презентация «Истории возникновения родного города»

Рассказ – беседа о том, как давали названия улицам ( улицы Жердева, Шумяцкого, Краснофлотская, Тобольская).

Игра – викторина «Знаешь ли ты свой город?

Беседа о пожилых людях

«Уважения достойны»

Оформление выставки «Фотоэкскурсия по городу»

Музей « По страницам истории города»

Альбомы, иллюстрации на тему «Достопримечательности города», « Город в прошлом, настоящем».

Строительный материал для игр.

«День народного единства»

Чтение П. Воронько «Лучше нет родного края», А.Прокофьев «Родина»,С.Баруздин «Страна, где мы живём», Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия».

Слушание «Гимн России», муз. А. Александров, сл. С. Михалков,

Дид. игра «Социологический опрос на тему « Дружба народов»

Презентация «Герб моей семьи».

Консультация «Как провести выходной день с ребёнком»

Символика России.

«Моя многонациональная Родина»

Беседа « В каком городе нашей страны я побывал»( рассказы детей из личного опыта, работа с картой).

Игра «Гостеприимство»

Игра– путешествие

« По дорожкам нашей многонациональной республики».

Сюжетно –ролевые игры: «В гости в юрту», « В гости в русскую избу».

Совместный детско-родительский проект «Мы – граждане России»

Иллюстрации, картинки на тему: «Быт разных народов России», «Народные праздники», «Встреча гостей».

«История в книгах, альбомах, памятниках, произведениях искусства»

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Прослушивание записи былин о Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Рассказ «Герои нашей семьи».

 

Иллюстрации, открытки с изображением памятников погибшим воинам во время ВОВ, альбомов на тему «История России».

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Месячник военно-патриотического воспитания

Рассматривание картины Б.Окорокова «Пограничники».

Чтение З.Александровой «Дозор», А. Барто «На заставе».

Эстафеты «Полоса препятствий», «Марш бросок».

 Изготовление подарков для пап.

Рисование «Много в Армии профессий».

Проведение спортивного праздника ко Дню Защитника Отечества.

«Они служили в Армии» -встреча с родственниками детей.

Альбомы «Военные профессии».

Героические поступки, мужество, отвага, честь и достоинство

Беседы по содержанию пословиц

«Герой – за Родину горой», «Жить – Родине служить», «Где смелость – там победа», «Смелого враг не возьмет», «Смелый боец – в бою молодец».

Составление рассказов на тему «Сказки, рассказанные предметами (оружием, осколком бомбы, пилоткой, флагом)»

Слушание «Капитан», муз. и сл. Ю. Верижников.

Оформление фотовыставки «Герой нашего времени»

Альбомы «Богатыри- защитники земли русской».

«Пусть всегда

будет мир»!

Чтение Е.Благининой «Баллада о добром свете».

Слушание «Живая память», муз. Б. Фиготин, сл. Б. Окуджава.

Стенгазета «Мы за мир во всём мире».

СД- диски с записями песен о мире

«День победы»

«Неделя памяти»

Рассматривание картины «Письмо с фронта» А.И.Лактионова.

Слушание А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Священная война», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа».

Акция «Цветы для ветеранов»

Викторина «Боевая слава нашего народа»

Оформление стенда «Наши деды – славные победы».

Оформить выставку книг о войне.

Альбомы «Они сражались за Родину»,

Музей боевой славы.

2.5. Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценности представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Дидактические и наглядные пособия;

Репродукции картин;

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России); 
Материалы по теме: «Традиции, обычаи, фольклор Республики Бурятия (описания, иллюстрации);
Флаг, гербы, России, Бурятии, фотографии президента РБ, РФ;

Видеокассеты, диски с записью природы родного края, озера Байкал, достопримечательностей родного города; достопримечательностей других городов России;

Музей по темам «Музей боевой славы», « По страницам истории города», «Русская изба», «Юрта».

3.2. Методическое обеспечение программы

1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
2. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004г. №5. С.19-22 . Дрешина Е.И
3. Родной край. – М.: Просвещение, 1990г. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.
4. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005г. Ильчук Н.
5. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9 Казакова И.
6. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005г. Ковалева Г.А.
7.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Издательство «Учитель». Гордеева Е. П., Александрова Е. Ю., Постникова М. П., Попова Г. П.,

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.