Методическая разработка Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Государственная символика»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида «Спутник» города Балашова Саратовской области»
Методическая разработка
Конспект НОД
по патриотическому воспитанию
для детей подготовительной группы
«Государственная символика»
Воспитатель:
Степанова Елена Валерьевна.
Балашов – 2022
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Развивающие:
Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением; развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
Образовательные:
Формирование представлений о государственных символах России (гимне, гербе, флаге); воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Предварительная работа:
Беседы по знакомству с флагом России, гербом России, значением цветов флага; чтение художественной и исторической литературы о России. Прослушивание гимна РФ.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Материалы:
Интерактивная доска (или проектор с белым экраном); видеоролик к занятию «Моя Родина-Россия»; электронные задания для детей по теме «Моя Родина – Россия» курса «Стань школьником с Робобориком!».
2
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Это наш друг «Робоборик».
(Обратить внимание детей на интерактивную доску ссылка:https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0.)
Сегодня он предлагает нам с вами принять участие в игре «Умники и Умницы». В ходе игры « Робоборик» будет задавать нам вопросы, кто знает ответ, тот поднимает руку и отвечает. За каждый правильный ответ будет вручаться медаль. У кого в конце игры будет больше всего медалей, тот получит звание «Умник группы».
Мне понравилось предложение поиграть! А вам, ребята? (Ответы детей)
Наша игра пройдет во время путешествия по самой красивой и большой стране в мире. Отгадайте загадку.
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
Это (Родина моя).
Просмотр ролика к занятию: Демонстрируется часть ролика, в которой рассказывается, что такое Родина https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
Воспитатель: «Робоборик» задает нам вопрос- Как вы думаете, что такое Родина?
Выполнение задания на интерактивной доске № 1, №12, №11 ссылка: https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0 (Выбери всекартинки, которые подходят к понятию «Родина». Расположи картинки, которые относятся к понятию « Родина», начиная от самого маленького. Рассмотри иллюстрации, укажи только русские народные сказки)
( За правильный ответ вручается медаль)
Воспитатель:Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.
Давайте вместе их вспомним!
• Жить – Родине служить.
• Родина поучает – Родина выручает.
• Кто за Родину горой, тот истинный герой.
• Нет краше земли, чем Родина наша.
• Родина – мать, умей за неё постоять.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
3
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов
Воспитатель: Ребята, а на чем можно путешествовать?
Предполагаемые ответы детей:На самолете, автобусе, машине.
Воспитатель: А на чем удобнее всего передвигаться на дальние расстояния?
Предполагаемые ответы детей: На поезде.
Воспитатель: Тогда отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка — игра “Поезд”)
Воспитатель:Приехали, выходим из вагонов. Станция называется «Государственная».
Просмотр ролика к занятию: Демонстрируется часть ролика, в которой рассказывается, как называется наше государство и какие существуют государственные символы) https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
Воспитатель: Ребята, о чем рассказал нам «Робоборик»? Я буду начинать предложение, а вы его заканчиваете. Отвечайте по одному, за каждый правильный ответ получаете медаль.
- Наша страна называется…. Россия.
- Граждане России называются…. Россияне.
- Столица России – город Москва.
- Назовите символы России …флаг, герб, гимн.
Молодцы, вы много знаете о своем государстве.
Да, у нашей страны, такое звучное и красивое название- Россия!
А какая она наша Россия?
Предполагаемые ответы детей Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: Много чудесных стран на земле, везде живут люди, Россия – единственная, потому что это наша Родина.
А как можно сразу увидеть всю большую страну?
Предполагаемые ответы детей: На глобусе, на карте.
Выполнение заданий на интерактивной доске № 2 ссылка: https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0 (Найди изображение на карте)
(За правильный ответ вручается медаль)
Расслабляющая гимнастика для глаз
«Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
4
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие дальше?
А на чем еще можно путешествовать, если надо часто делать остановки для экскурсий?
Предполагаемые ответы детей: на автобусе
Воспитатель: Занимаем места в автобусе! В путь!
(Под музыку дети двигаются по кругу)
Остановка первая.
«Робоборик» задает нам вопрос. Кто ответит правильно, получает медаль. Выполнить задание на интерактивной доске: № 6 ссылка: https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
(Послушай описание и определи,о каком государственном символе идет речь.)
Воспитатель: Что такое Государственный гимн страны? (Гимн, это самая главная музыка в нашей стране. Его исполняют в особо торжественных для страны случаях).
Как мы должны слушать гимн России? (стоя).
Почему? (так граждане проявляют уважение к своей стране).
Молодцы, оправляемся дальше. Занимайте места в автобусе.
(Под музыку дети двигаются по кругу)
Воспитатель:
Остановка вторая.
Выполните задание «Робоборика» на интерактивной доске: № 3 ссылка: https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
(Найди герб России)
(За правильно выполненное задание, вручается медаль)
Воспитатель: Давайте рассмотрим герб России. На нем , в центре, изображен двуглавый орел.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Это такой жезл – посох, обычно украшенный
5
золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения. В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. Всадника зовут Георгий Победоносец.
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
В руках у Георгия Победоносца чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец
побеждает злого змея.
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Воспитатель:
Занимаем места в автобусе и отправляемся дальше.
(Под музыку дети двигаются по кругу).
Остановка третья. И следующее задание «Робоборика», за которое можно получить медаль- узнайте флаг нашей страны!
Выполнение задания № 4, №5 на интерактивной доске ссылка на сайт: https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
(Найди флаг России. Раскрась флаг России в правильные цвета)
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете свой Российский флаг.
А знаете, что много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения
праздничной одежды.
И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно. Что означает белый цвет флага? (мир и чистота совести).
Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
6
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.
Воспитатель:
Наше путешествие закончилось.
Ребята вы все молодцы, все старались, отвечали на вопросы. «Робоборик» задавал нам интересные вопросы? Давайте посчитаем, сколько у каждого медалей, и узнаем кто заслужил титул « Умник группы»! Я горжусь вами, вы настоящие Россияне!
( подсчитываются медали, вручение значка « Умник группы» )
Поблагодарим «Робоборика» , и попрощаемся.
Нам пора возвращаться назад.
А на чем быстрее всего это можно сделать? ( на самолете )
( Звучит мелодия, дети имитируют полет на самолете
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие. Мне понравилось путешествие, а вам?
Ребята, а все таки зачем нужны символы страны? (Ответы детей).
Да, Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей).
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп детского сада? (Предложения детей).
Конечно и мы с вами можем придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
Давайте сейчас каждый придумает и нарисует эмблему ( герб ) нашей группы!
7
Список использованной литературы:
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Издательство:
Скрипторий, 2003
Скрипторий 2003
Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Изд. Детство-Пресс (2010)
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж: Учитель, 2005
нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для
воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – Москва- Линка-Пресс, 2003
4. Образовательная платформа «Стань школьником с Робобориком»
Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.
8