Рабочая программа кружка «Родничок» по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Родничок» по патриотическому воспитанию
детей подготовительной группы
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка ……………………………………………
2.Актуальность ……………………………………………………………
3.Цели и задачи программы……………………………………………….
4.Формы организации образовательного процесса………………..….....
5.Планируемые результаты освоения программы……………………….
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………………………………………………..……
7.Организация образовательной деятельности( количество, продолжительность НОД, расписание кружка)………………………….
8.Список детей……………………………………………………………....
9.Перспективное планирование работы кружка на
2020-2021 уч.год………………………………………………..………….
10.Литература………………………………………………………………
1.Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
2. Актуальность программы обусловлена тем, что за последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, поселку нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной поселок, город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.
3.Цель программы:
Формировать у детей патриотические чувства через приобщение их к истории родного края, страны.
Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— воспитание уважения к труду взрослых;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства, и республики в которой живут дети (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим и своему народу, их традициям.
4. Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина | Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы Педагогические ситуации |
5.Планируемые результаты освоения программы.
Дети должны знать:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем;
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
6.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.
7.Организация образовательной деятельности.
Продолжительность НОД– 30 минут
подгруппа - 11 человек
1 НОД в неделю
4 НОД в месяц; 36 НОД в год
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Мониторинг образовательной деятельности: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
РАСПИСАНИЕ НОД КРУЖКА ( каждый месяц)
День недели | Время проведения |
Четверг | с 15.30 до 16.00 |
9. Перспективное планирование работы кружка на 2020-2021уч.г.
Дата | Тема недели | Работа с детьми |
Сентябрь | ||
1,2 неделя | Диагностика уровня знаний по программе | Беседы, игры с детьми |
3,4 неделя | Мой детский сад «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» | Беседа «Мой любимый детский сад», чтение стихов и рассказов про детский сад, экскурсия по детскому саду, рисование, создание альбома «Мы в детском саду» |
Октябрь | ||
1,2 неделя | Мой дом, моя семья «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» | Беседа «Семья и родной дом». Чтение глав (и беседа по ним) из книги Т.А. Шорыгиной «Родные сказки». Беседа «Родные вещи». Чтение глав (и беседа по ним) из книги Т.А. Шорыгиной «Родные сказки». Дидактические игры: «Моя семья», «Эволюция обычных вещей». Приобщение детей к игровому уголку группы «Кухня» Лепка на тему «Моя семья». |
3 неделя | Моя улица | Занятия, беседы о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения. Рисование «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…» |
4 неделя | «Малая родина. За что мы любим свой город» | Уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
5 неделя | «Как жили казаки» | Познакомить детей с историей казачества, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. |
Ноябрь | ||
1 неделя | «Забавы вокруг печки» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. |
2неделя | «Что такое генеалогическое дерево» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. |
3 неделя | Профессии наших родителей | Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов о профессиях. Рисование на тему «Профессии наших родителей». Игра «Кто на картинке». |
4 неделя | Моя мама | Проведение спортивного мероприятия, совместно с родителями «Моя спортивная мама», изготовление подарков на «День матери». |
Декабрь | ||
1 неделя | Транспорт нашего края | Занятия, беседы о профессиях на транспорте. Наблюдение за грузовым и легковым транспортом, рассматривание иллюстраций, загадки про виды транспорта. Лепка «Виды транспорта». Сюжетно – ролевая игра «На корабле». Дидактическая игра «Закончи строчку», «На чем едем, летим, плывем». |
2 неделя | «Права и обязанности ребёнка» | Познакомить детей с их правом на охрану физического, духовного и нравственного здоровья. |
3 неделя | «Как живут в деревне? Добрые избы» | Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. |
4 неделя | Новый год у ворот | Занятия, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Рисование «Новогодний подарок». |
5 неделя | Новогодний праздник | Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев. |
Январь | ||
1 неделя | Игровая | Беседы, игры с детьми. |
2 неделя | Родной город | Занятия, беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, чтение художественной литературы. Дидактические игры «Когда это бывает?», «На чем поедем?», «Районы нашего города», «Родные улицы», «Какие бывают здания», «Домашний адрес». |
3 неделя | Волга – рекам Родины царица | Занятия, беседы о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Волги, фотовыставка «Мы на Волге», чтение стихов о Волге, решение экологических задачек. |
4 неделя | Растительный мир родного края | Занятия, беседы о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек. Дидактические игры «Какие растут деревья?», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок?». |
Февраль | ||
1 неделя | Лекарственные растения родного края | Занятия, беседы о природе родного края, рассматривание альбомов с иллюстрациями лекарственных растений, загадки про растения. Дидактическая игра «Зеленая аптека» |
2 неделя | Животный мир родного края | Занятия, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных. Дидактические игры «У кого какой домик?», «Узнай по описанию». |
3 неделя | День защитника Отечества | Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время Великой отечественной войны. Игра «Зарничка». Изготовление подарков для пап и дедушек. Создание стенгазеты «Мой папа, дедушка -защитник Отечества». |
4 неделя | Богатыри земли русской | Беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд; слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл.Н.Добронравова. |
Март | ||
1 неделя | Мама – первое слово | Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения зала, фотовыставка «Вот какие мамы». Дидактическая игра «Какая моя мама». |
2 неделя | Мы - россияне | Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина». |
3 неделя | Россия – наша Родина | Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России. |
4 неделя | Государственные символы России: герб, флаг, гимн | Занятия, рассматривание изображения государственного флага, герба РФ, рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация «Наш флаг». Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» |
Апрель | ||
1 неделя | «Русские народные промыслы» | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
2 неделя | Жаворонки | Занятие – развлечение для детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною». |
3 неделя | Москва – столица нашей Родины | Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, просмотр видеофильмов о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей побывавших в столице. Фотовыставка « Моя Москва». |
4 неделя | Викторина «Права ребенка» | Активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам. |
Май | ||
1 неделя | День Победы | Занятие для детей и родителей « День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны |
2 неделя | Итоговое занятие «Что мы знаем о России» | Занятие – викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно – прикладные промыслы. Дидактические игры « Узнай наш герб», « Узнай наш флаг». |
3 и 4 неделя | Итоговая диагностика | Беседа с детьми, дидактические игры |
10. Список литературы
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М., 2004.
Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005.
С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007