12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Немцева Марина Викторовна285
Россия, Мурманская обл., Кандалакша

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН

ПРИНЯТА

педагогическим советом

протокол №

от «___» __________ 2018 г.

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом №__________

от «_____» __________ 2017 г.

   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный кроликовод»

естественнонаучной направленности

Срок реализации- 2 года

Возраст - 11 -14 лет

 

 

Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования

 

г. Кандалакша, 2018 г.

Пояснительная записка

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный кроликовод»

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».

Направленность программы – естественнонаучная, она опирается на знания биологии и экологии и углубляет их.

Уровень программы базовый

Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области биологии и экологии. Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный кроликовод» естественнонаучной направленности, составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ, «Исследователи природы», М:, «Просвещение», 1983 г.); . Емельянов Е.Г. Рабочая программа по кролиководству – Великий Новгород: Нов ГУ, 2013.

Актуальность программы – интерес к изучению позвоночных существовал во все времена, во всём мире, кролики это один из интереснейших объектов наблюдения среди животных, они вызывают у детей большой интерес, программа составлена с учётом особенности учреждения и регионального компонента, отсутствие кружков данной направленности в образовательных учреждениях города.

Новизна программы – является новой по своему содержанию, представляя собой многопредметную систему экологического образования и включая в себя материал из разных областей экологии, зоологии, биологии, ветеринарии и других наук.

Педагогическая целесообразность – программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей и направлена на развитие творческого, психологического, биологического подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса охране природы и исследовательской деятельности.

Отличительные особенности данной программы неразрывность теоретического материала и практической деятельности; в программе приведен перечень учебных элементов в той последовательности, в которой изучение учебного материала наиболее рационально.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов, в объединение принимаются учащиеся 4 классов, занимающиеся ранее в кружках биологического профиля и проявившие интерес, возраст 11 – 14 лет. Набор в группу проводится на свободной основе, после собеседования с детьми.

Сроки реализации программы: два года, 1 год обучения – 144часа; 2 год обучения – 216 часов.

Формы организации занятий:

Индивидуальные, групповые, массовые.

Элементарные и комплексные.

Разовые и постоянно действующие.

Устные, печатные, наглядные, информационные.

Игровые, соревновательные.

Режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).

Год обучения

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

2 раза

4 часа

144 часа

2

3 раза

6 часов

216 часов

Условия приема.

Осуществляется на добровольной основе, без конкурсного отбора на основании заявления родителей (законных предчтавителей)

Количество обучающихся.

Количество обучающихся по годам обучения: 1 год – 15 чел., 2 год – 12 чел. Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть добавлены в коллектив; учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).

Цель программы: обучение комплексному подходу в изучении кролиководства, формирование созидательного мировоззрения, освоение практической и учебно-исследовательской деятельности в области кролиководства, привить интерес и любовь к природе, углубить и дополнить школьные знания по биологии, познакомить с породами кроликов, условиями содержания и ухода за ними.

Задачи:

Обучающие:

cформировать системы знаний о живой природе;

познакомить с основами морфологии, анатомии, физиологии кроликов;

Воспитательные:

установить гармоничных отношений учащихся с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

воспитать и формировать здоровый образ жизни;

Развивающие:

совершенствовать умения работать с различными источниками знаний;

овладеть методами познания, учебными умениями;

развить личностные психологические особенности, памяти, внимания, мышления.

Прогнозируемые результаты

личностные:

способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;

метапредметные:

овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных зоологических явлений;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

умение использовать различные источники для получения сведений биологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; Предметные результаты

Должны знать:

анатомо-биологические особенности кролика;

конструкции кроличьих клеток, их оборудование;

преимущества различных систем содержания;

основные корма;

питательность и перевариваемость кормов;

биологические основы кормления кроликов;

технику и гигиену кормления;

породы кроликов;

биологические особенности пород;

разведение кроликов;

уход за лактирующими самками и их потомством;

биологические особенности в развитии молодника разных пород;

болезни кроликов, меры их предупреждения и лечение;

методику проведения исследовательских работ.

Должны уметь:

работать со справочной литературой;

определять и описывать породы кроликов;

определить вид и качество корма;

определять по гербарию полезные и ядовитые растения;

определить состояние здоровья и лечить кроликов;

составлять рацион кормления.

Формы фиксации результатов.

Проведение конкурса «Юный кроликовод», организацию выставки «Продукты кролиководства», тесты – «Родословная семьи длинноухих», «Биологические особенности домашних кроликов», « Породы кроликов», «Болезни кроликов».

Форма подведения итогов реализации программы.

Входной контроль проводиться в виде собеседования по различным темам естественных наук. Текущий контроль проводиться в форме зачётов по отдельным темам, отчётных заданий, защиты опытнической и практической работы. В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы информационные сообщения и реферативные работы учащихся, мозговой штурм, отчет об экскурсии, опрос и викторины по различным темам.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

   

всего

теория

практика

 

I год обучения

I

Вводное занятие

2

2

-

 

1

Ознакомление кружковцев с планом работы. Значение кролиководства для народного хозяйства.

2

2

-

опрос

II

Знакомство с кролиководством, как с отраслью животноводства.

4

2

2

 

1

Выбор места для кроликофермы. Основные сведения о методах содержания кроликов.

2

2

-

опрос

2

Экскурсия в лес с целью заготовки веточного корма

2

-

2

практичес-кая работа

III

Особенности строения и образа жизни кролика.

10

4

6

 

1

Происхождение кролика. Изменение дикого кролика в связи с изменениями его жизни.

2

2

-

опрос

2

Анатомо-физиологические особенности кролика.

2

2

-

тест

3

Ознакомление с внешним строением кролика. Зарисовка кролика.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Строение и расположение внутренних органов.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Измерение тела кролика, его взвешивание.

2

-

2

практичес-кая работа

IV

Системы содержания и уход за кроликами.

18

6

12

 

1

Основные правила строительства кролиководческих ферм.

2

2

-

тест

2

Конструкции кроличьих клеток, оборудование клеток.

2

2

-

практичес-кая работа

3

Содержание кроликов в механизированных крольчатниках.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Наружноклеточная система содержания.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Шедовая система содержания.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Оборудование крольчатника.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Особенности содержания кроликов в крольчатнике.

2

2

-

опрос

8

Преимущества различных систем содержания.

2

-

2

тест

9

Экскурсия к кролиководу-любителю. Содержание кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

V

Виды кормов. Кормление кроликов.

22

6

16

 

1

Виды кормов, их характеристика.

2

2

-

тест

2

Зеленые корма.

2

1

1

опрос

3

Сочные корма.

2

1

1

опрос

4

Грубые корма.

2

1

1

тест

5

Концентрированные корма.

2

1

1

тест

6

Минеральные добавки. Кухонные отходы.

2

1

1

викторина

7

Составление рационов кормления.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Экскурсия в лес, заготовка веточного корма.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Расчет кормов на зиму.

2

-

2

практичес-кая работа

10

Наблюдение за поедаемостью различных кормов.

2

-

2

практичес-кая работа

11

Знакомство с полезными растениями и вредными растениями по наглядным пособиям.

2

-

2

практичес-кая работа

VI

Опытническая работа.

8

4

4

 

1

Значение сельскохозяйственной науки и практики в развитии кролиководства.

2

2

-

опрос

2

Значение опытнической работы.

2

-

2

опрос

3

Методика проведения опытов по кролиководству. Знакомство с работами выполненными ранее.

2

2

-

практичес-кая работа

4

Распределение тем опытнической работы.

2

-

2

практичес-кая работа

VII

Породы кроликов.

16

8

8

 

1

Понятие о породе разнообразие пород.

2

2

-

опрос

2

Биологические особенности разных пород.

2

2

-

сообщение

3

Достижения учёных и практиков в деле улучшения пород.

2

1

1

опрос

4

Мясо-шкурковые породы.

2

1

1

опрос

5

Мясные породы.

2

1

1

опрос

6

Пуховые породы.

2

1

1

опрос

7

Сравнительная оценка качеств кролика различных пород

2

-

2

практичес-кая работа

8

Наблюдение за ходом линьки и развитием молодняка кроликов различных пород.

2

-

2

практичес-кая работа

VIII

Методы разведения кроликов.

12

6

6

 

1

Чистопородное разведение.

2

2

-

викторина

2

Промышленное скрещивание.

2

2

-

тест

3

Подбор пар для промышленного скрещивания.

2

2

-

практичес-кая работа

4

Зоотехнический учет.

2

-

2

тест

5

Осмотр поголовья. Отбор животных.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Оформление трафареток.

2

-

2

практичес-кая работа

IX

Племенная работа.

12

4

8

 

1

Понятие о конституции и экстерьере.

2

2

-

тест

2

Понятие о бонитировке.

2

2

-

опрос

3

Проведение бонитировки.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Составление плана подбора пар.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Отбор кроликов в основное стадо.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Оформление производственного журнала.

2

-

2

практичес-кая работа

X

Воспроизводство стада.

12

6

6

 

1

Подготовка к случке.

2

2

 

викторина

2

Проведение случки кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

3

Понятие об уплотненных и полууплотненных окролах.

2

2

-

викторина

4

Понятие о разовых самках. Зимние окролы.

2

2

-

тест

5

Взвешивание крольчат. Наблюдения за состоянием здоровья.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Осмотр поголовья самок, составление графиков проведения окролов.

2

-

2

практичес-кая работа

XI

Выращивание молодняка.

8

4

4

 

1

Особенности ухода за крольчихами перед рождением у них крольчат.

2

2

-

тест

2

Особенности в развитии молодняка.

2

2

-

опрос

3

Разбивка крольчат по группам.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Взвешивание крольчат. Наблюдение за их поведением.

2

-

2

практичес-кая работа

XII

Продукция кролиководства.

6

4

2

 

1

Мясная продуктивность.

2

2

 

опрос

2

Пуховая и шкурковая продуктивность.

2

2

 

опрос

3

Изготовление наглядных пособий: коллекции пуха, образцов вязанных пуховых изделий.

2

 

2

практичес-кая работа

XIII

Ветеринарная профилактика возникновения заболеваний.

4

4

-

 

1

Ветеринарно-санитарные и зоологические требования к содержанию кроликов.

2

2

-

опрос

2

Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

2

2

-

викторина

XIV

Болезни кроликов, меры их предупреждения и лечения.

8

6

2

 

1

Незаразные болезни, меры предупреждения, лечение.

2

2

-

опрос

2

Инвазионные болезни.

2

2

-

опрос

3

Инфекционные болезни. Грибковые заболевания.

2

2

-

тест

4

Знакомство с видами болезней. Дезинфекция крольчатника.

2

-

2

практичес-кая работа

XV

Подведение итогов.

2

-

2

 

1

Отчеты членов кружка о проделанной работе.

2

-

2

практичес-кая работа

 

Итого

144

66

78

 

II год обучения

I

Вводное занятие

8

4

4

 

1

Ознакомление кружковцев с планом работы.

2

2

-

беседа

2

Значение кролиководства для народного хозяйства. Получение мяса, пуха, шкурки.

2

2

-

опрос

3

Заочная экскурсия к кролиководу-любителю. Методы выращивания кроликов.

2

_

2

экскурсия

4

Экскурсия в лес. Заготовка веточного корма.

2

-

2

экскурсия

II

Особенности строения и образа жизни кроликов.

10

4

6

 

1

Происхождение кролика. Изменение дикого кролика.

2

2

-

опрос

2

Внутреннее строение кролика и других млекопитающих.

2

1

1

работа с учебником

3

Внешнее строение кролика.

2

1

1

викторина

4

Измерение тела кролика. Расчет индекса сбитости.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Наблюдения за поведением кроликов различных групп.

2

-

2

практичес-кая работа

III

Системы содержания кроликов и уход за ними.

18

12

6

 

1

Основные правила строительства кролиководческих ферм.

2

2

-

опрос

2

Наружно-клеточная система содержания.

2

2

-

тест

3

Шедовая система содержания.

2

1

1

практичес-кая работа

4

Содержание кроликов в механизированных крольчатниках.

2

2

-

опрос

5

Конструкции кроличьих клеток. Оборудование крольчатника.

2

2

-

опрос

6

Микроклимат крольчатника.

2

1

1

практичес-кая работа

7

Расчет потребности в клетках на все поголовье.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Значение нормы площади клетки на одну голову молодняка.

2

2

-

опрос

9

Преимущества различных систем содержания. Уход за животными.

2

-

2

практичес-кая работа

IV

Опытническая и исследовательская работа.

6

2

4

 

1

Методика проведения исследовательских работ.

2

2

-

опрос

2

Выбор тем опытнической и исследовательской работ.

2

-

2

практичес-кая работа

3

Постановка целей работы. Определение задач.

2

-

2

практичес-кая работа

V

Корма и кормление кроликов.

34

14

20

 

1

Виды кормов, их характеристика, состав кормов.

2

2

-

опрос

2

Зеленые корма. Дикорастущие травы. Ядовитые растения.

2

1

1

викторина

3

Сочные корма.

2

1

1

опрос

4

Грубые корма. Концентрированные корма.

2

1

1

практичес-кая работа

5

Витаминные и минеральные добавки.

2

2

-

практичес-кая работа

6

Составление рационов кормления.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Наблюдения за поедаемостью кормов.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Экскурсия в лес, заготовка веточного корма.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Типы кормления кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

10

Особенности кормления взрослых кроликов в различные периоды жизни.

2

1

1

опрос

11

Особенности кормления сукрольных и лактирующих крольчих.

2

2

-

тест

12

Корма животного происхождения.

2

2

-

опрос

13

Кролиководы-любители о лучших методах кормления кроликов.

2

-

2

реферат

14

Экскурсия в лес. Заготовка веточного корма.

2

-

2

практичес-кая работа

15

Подготовка кормов к скармливанию. Откорм кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

16

Техника кормления кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

17

Значение воды для кроликов.

2

2

-

опрос

VI

Породы кроликов.

14

4

10

 

1

Понятие о породе.

2

1

1

опрос

2

Мясо-шкурковые породы.

2

1

1

викторина

3

Мясные породы.

2

1

1

тест

4

Пуховые породы.

2

1

1

опрос

5

Описание различных пород кроликов. Изучение их особенностей.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Определение живого веса кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Расчёт индекса сбитости у различных пород.

2

-

2

практичес-кая работа

VII

Методы разведения кроликов.

16

12

4

 

1

Понятие о чистопородном разведении.

2

2

 

опрос

2

Промышленное скрещивание. Гетерозис.

2

2

 

опрос

3

Подбор пар для промышленного скрещивания.

2

-

2

тест

4

Поглотительное скрещивание.

2

2

-

опрос

5

Межвидовое скрещивание.

2

2

-

опрос

6

Вводное скрещивание.

2

2

-

опрос

7

Воспроизводительное скрещивание.

2

2

-

опрос

8

Составление примерного годового календаря случек и окролов.

2

-

2

 

VIII

Основы разведения с/х животных.

22

10

12

 

1

Генетические основы селекции.

2

2

-

опрос

2

Источники изменчивости для отбора.

2

2

-

викторина

3

Селекционно-племенная работа в кролиководстве.

2

2

-

тест

4

Методы отбора.

2

1

1

опрос

5

Индивидуальный и групповой подбор.

2

1

1

опрос

6

Понятие о бонитировке.

2

2

-

викторина

7

Проведение бонитировки кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Организация отбора молодняка разных пород, сроков, отсадка молодняка.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Составление плана подбора пар.

2

-

2

практичес-кая работа

10

Зоотехнический учёт.

2

-

2

практичес-кая работа

11

Оформление производственного журнала

2

-

2

практичес-кая работа

IX

Воспроизводство стада.

18

4

14

 

1

Подготовка к случке кроликов.

2

2

-

опрос

2

Проведение случки кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

3

Уход за сукрольными крольчихами, окрол, зимние окролы.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Понятие о уплотненных и полууплотненных окролах. Разовые самки.

2

2

-

опрос

5

Уход за молодняком.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Осмотр поголовья самок, их взвешивание, отбор разовых самок,.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Составление графиков проведения окролов

2

-

2

практичес-кая работа

8

Систематическое взвешивание крольчат, подготовка молодняка к отсадке. Отсадка молодняка.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Оформление записей в журнале наблюдения за отсаженным молодняком.

2

-

2

практичес-кая работа

X

Выращивание молодняка.

18

6

12

 

1

Особенности ухода молодняком.

2

2

-

опос

2

Уход за лактирующими самками

2

-

2

практичес-кая работа

3

Биологические особенности в развитии молодняка разных пород.

2

2

-

опрос

4

Время отъема крольчат. Биологические особенности содержания, кормления, ухода за молодняком.

2

2

-

тест

5

Подготовка клеток и гнездовых маточников перед окролом и отъемом молодняка.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Отъем крольчат от самок, выделение слабых больных крольчат.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Разбивка крольчат по группам.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Кормление крольчат после отъема от самки.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Наблюдение за отсаженным молодняком, изменение у них мехового покрова.

2

-

2

практичес-кая работа

XI

Ветеринарная профилактика возникновения заболеваний.

12

6

6

 

1

Ветеринарно-санитарные и зоологические требования к содержанию кроликов.

2

2

-

опрос

2

Охрана хозяйств от запаса инфекции. Значение сетчатых полов, оборудование изолятора.

2

2

-

опрос

3

Понятие о дезинфекции, о дезинсекции, о дератизации.

2

2

-

опрос

4

Обеспечение правильного хранения всех видов кормов.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Чистка клеток. Мытье гнезд. Проведение дезинфекции клеток и инвентаря.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Подготовка кормов к скармливанию. Значение бактериального исследования кормов.

2

-

2

практичес-кая работа

XIII

Болезни кроликов, меры их предупреждения и лечение.

18

10

8

 

1

Знакомство с незаразными болезнями. Меры предупреждения, лечение (пододерматия, ренит, обморожение).

2

2

-

опрос

2

Инфекционные болезни. Профилактика, лечение (миксоматоз, стоматит и т. д.).

2

2

-

тест

3

Инвазионные болезни. Меры предупреждения, лечения (кокцидиоз, ушная и зудневая чесотка).

2

2

-

опрос

4

Грибковые заболевания. Лечение (стригущий лишай).

2

2

-

тест

5

Правила личной гигиены при уходе за больными кроликами.

2

2

-

викторина

6

Осмотр животных для установления состояния здоровья. Проведение профилактических мероприятий.

2

-

2

практичес-кая работа

7

Ветеринарная помощь больным животным.

2

-

2

практичес-кая работа

8

Санитарная обработка крольчатника. Приготовление дез. раствора. Мытье клеток.

2

-

2

практичес-кая работа

9

Санитарная обработка инвентаря.

2

-

2

практичес-кая работа

XIV

Продукция кролиководства.

14

8

6

 

1

Мясная продуктивность.

2

2

-

опрос

2

Шкурковая продуктивность.

2

2

-

опрос

3

Пуховая продуктивность.

2

2

-

опрос

4

Сбор пуха, сортировка пуха.

2

-

2

практичес-кая работа

5

Подготовка грядок под выращивание кормов для кроликов.

2

-

2

практичес-кая работа

6

Оформление выставки «Продукция кролиководства».

2

-

2

практичес-кая работа

7

Биохимическая характеристика крольчатины.

2

2

-

тест

XV

Подведение итогов работы кружка.

8

-

8

 

1

Оформление результатов опытнической и исследовательской работы.

2

-

2

практичес-кая работа

2

Защита опытнических и исследовательских работ.

2

-

2

практичес-кая работа

3

Конкурс кролиководов.

2

-

2

практичес-кая работа

4

Подведение итогов работы кружка.

2

-

2

практичес-кая работа

 

Итого

216

98

118

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие.(2ч)

Теория-2ч Ознакомление обучающихся с планом работы. Значение кролиководства для народного хозяйства. Использование кроликов в научных целях.

Тема 2. Знакомство с кролиководством, как отраслью животноводства. (4ч)

Теория-2 Выбор места для кроликофермы. Основные сведения о методах содержания кроликов.

Практика – 2ч Экскурсия в лес с целью заготовки веточного корма.

Тема 3. Особенности строения и образа жизни кролика. (10ч)

Теория-2ч. Происхождение кролика. Изменение дикого кролика в связи с изменениями его жизни.

Теория-2ч. Анатомо-физиологические особенности кролика. Демонстрация анатомических таблиц по внешнему и внутреннему строению.

Практика-2ч Ознакомление с внешним строением кролика.

Практика-2ч Строение и расположение внутренних органов.

Практика-2ч Измерение тела кролика, его взвешивание.

Тема 4. Системы содержания и уход за кроликами. (18ч)

Теория-2ч Основные правила строительства кролиководческих ферм.

Теория-2ч Системы содержания кроликов.

Теория-2ч Конструкции кроличьих клеток, оборудование клеток, крольчатника.

Практика-2ч Зарисовка кроличьих клеток.

Практика-2ч Ознакомление с устройством клеток.

Практика-2ч Инвентарь и уход за ним. Содержание кроликов в механизированных крольчатниках.

Практика-2ч Наружноклеточная система содержания.

Практика-2ч Шедовая система содержания.

Практика-2ч Оборудование крольчатника. Экскурсия к кролиководу-любителю. Содержание кроликов.

Тема 5. Виды кормов. Кормление кроликов.

Теория-2 ч Виды кормов, их характеристика.

Теория-1ч Зеленые корма.

Практика-1ч Знакомство с полезными и ядовитыми растениями по гербарным образцам.

Теория-1ч Сочные корма.

Практика-1ч Составление кроссворда «Зелёные и сочные корма».

Теория-1ч Грубые корма.

Теория-1ч Концентрированные корма.

Практика-2ч Наблюдение за поедаемостью различных кормов.

Теория-1ч Минеральные добавки.

Практика-1ч Кухонные отходы.

Практика-2ч Экскурсия в лес, заготовка веточного корма.

Практика-2ч Составление рациона кормления.

Практика-2ч Расчет кормов на зиму.

Практика-2ч Составление мультимедийной презентации: «Корма и кормление кроликов».

Практика-2ч Знакомство с полезными растениями и вредными растениями по наглядным пособиям

Тема 6. Опытническая работа.(8ч)

Теория-2ч Значение сельскохозяйственной науки и практики в развитии кролиководства. Значение опытнической работы.

Теория -2 ч Методика проведения опытов по кролиководству.

Практика-2ч Распределение тем опытнической работы.

Практика-2ч Знакомство с работами выполненными ранее.

Тема 7. Породы кроликов. (16ч)

Теория-2ч Понятие о породе разнообразие пород.

Теория-2ч Биологические особенности разных пород.

Теория-1ч Достижения учёных и практиков в деле улучшения новых пород.

Практика-1ч Знакомство с породами кроликов, выведенными российскими селекционерами.

Теория-1ч Мясо-шкурковые породы.

Практика-1ч Описание мясо-шкурковых пород.

Теория-1ч Мясные породы.

Практика-1ч Описание мясных пород.

Теория-1ч Пуховые породы.

Практика-1ч Подготовка сообщения о разных породах.

Практика-2ч Сравнительная оценка качеств кролика различных пород.

Практика-2ч Наблюдение за ходом линьки и развитием молодняка кроликов различных

Тема 8. Методы разведения кроликов. (12ч)

Теория-2ч Чистопородное разведение.

Теория-2ч Промышленное скрещивание.

Теория-2ч Подбор пар для промышленного скрещивания.

Практика-2ч Зоотехнический учет.

Практика-2ч Осмотр поголовья. Отбор животных.

Практика-2ч Оформление трафареток. Взвешивание кроликов.

Тема 9. Племенная работа. (12ч)

Теория-2ч Понятие о конституции и экспертизе.

Теория-2ч Понятие о бонитировке.

Практика-2ч Подбор пар.

Практика-2чПроведение бонитировки.

Практика-2ч Составление плана подбора пар.

Практика-2ч Оформление производственного журнала.

Тема 10. Воспроизводство стада. (12ч)

Теория-2ч Подготовка к случке.

Теория-2ч Понятие об уплотненных и полууплотненных окролах.

Теория-2ч Понятие о разовых самках. Зимние окролы.

Практика-2ч Взвешивание крольчат.

Практика-2ч Проведение случки кроликов.

Практика-2ч Осмотр поголовья самок, составление графиков проведения окролов.

Тема 11. Выращивание молодняка. (8ч)

Теория-2ч Особенности ухода за крольчихами перед рождением у них крольчат.

Теория-2ч Особенности в развитии молодняка. Время отъема крольчат от самок.

Практика-2ч Разбивка крольчат по группам.

Практика-2ч Взвешивание крольчат. Наблюдение за их поведением.

Тема 12. Продукция кролиководства. (6ч)

Теория-2ч Мясная продуктивность.

Теория-2ч Пуховая и шкурковая продуктивность.

Практика-2ч Изготовление наглядных пособий: коллекции пуха, образцов вязанных пуховых изделий.

Тема 13. Ветеринарная профилактика. Возникновение заболеваний.(4ч)

Теория-2ч Ветеринарно-санитарные и зоологические требования к содержанию кроликов Теория-2ч. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Тема 14. Болезни кроликов, меры их предупреждения и лечения.(8ч)

Теория-2ч Незаразные болезни, меры предупреждения, лечение.

Теория-2ч Инвазионные болезни.

Теория-2ч Инфекционные болезни. Грибковые заболевания.

Практика-2ч Знакомство с видами болезней. Дезинфекция крольчатника.

Тема 15. Подведение итогов. (2ч)

Практика-2ч Отчеты членов объединения о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Тема 1. Вводное занятие. (8ч)

Теория-2ч Ознакомление с планом работы кружка.

Теория-2ч Значение кролиководства для н/х.

Практика-2ч Заочная экскурсия к кролиководу-любителю.

Практика-2ч Экскурсия: в лес с целью заготовки веточного корма.

Тема 2. Особенности строения и образа жизни кроликов. (10ч)

Теория-2ч Происхождение кроликов. Изменение дикого кролика.

Теория-1ч Внутреннее строение кролика и других млекопитающих.

Теория-1ч Внешнее строение кролика.

Практика-2ч Демонстрация таблиц по внешнему и внутреннему строению.

Практика-2ч Измерение тела кролика. Расчёт индекса сбитости.

Практика-2ч Наблюдение за поедаемостью кормов.

Тема 3. Системы содержания кроликов и уход за ними. (18ч)

Теория-2ч Основные правила строительства кроликоферм.

Теория-2ч Наружно - клеточная система содержания.

Теория-1ч Шедовая система содержания.

Практика-1ч Зарисовка шеда или клеток для кроликов.

Теория-2ч Содержание кроликов в механических крольчатниках.

Теория-2ч Конструкции клеток. Оборудование крольчатника.

Теория-1ч Микроклимат крольчатника.

Практика-1ч Определение освещенности, влажности и температуры в крольчатнике.

Практика-2ч Расчет потребности в клетках.

Теория-2ч Значение нормы площади клетки на одну голову молодняка.

Практика-2ч Преимущество различных систем содержания.

Тема 4. Опытническая и исследовательская работа. (6ч)

Теория-2ч Методика проведения опытнических и исследовательских работ. Выбор тем опытнических и исследовательских работ.

Практика-2ч Разработка планов проведения исследования.

Практика-2ч Выбор методики для работы.

Тема 5. Корма и кормление кроликов. (34ч)

Теория-2ч Виды кормов, их характеристика.

Теория-1ч Зеленые корма.

Практика-1ч Дикорастущие травы. Ядовитые растения.

Теория-1ч Сочные корма.

Практика-1ч Подготовка сочных кормов к скармливанию.

Теория-1ч Грубые корма. Концентрированные корма

Практика-1ч Знакомство с концентрированными кормами.

Теория-2ч Витаминные и минеральные добавки.

Практика-2ч Составление рационов кормления.

Практика-2ч Наблюдения за поедаемостью кормов.

Практика-2ч Экскурсия с целью заготовки веточного корма.

Практика-2ч Типы кормления.

Теория-1ч Особенности кормления взрослых кроликов в различные периоды жизни.

Практика-1ч Кормление кроликов.

Теория-2ч Особенности кормления сукрольных и лактирующих крольчих.

Теория-2ч Корма животного происхождения.

Практика-2ч Кролиководы-любители о лучших методах кормления для кроликов.

Практика-2ч Экскурсия с целью заготовки веточного корма.

Практика-2ч Подготовка кормов к скармливанию.

Практика-2ч Техника кормления кроликов

Теория-2ч Значение воды для кроликов.

Тема 6. Породы кроликов. (14ч)

Теория-1ч Понятие о породе.

Практика-2ч Создание мультимедийной презентации «Разнообразие пород кроликов»

Теория-1ч Мясо-шкурковые породы.

Теория-1ч Мясные породы.

Теория-1ч Пуховые породы.

Практика-2ч Зарисовка кроликов разных пород.

Практика-2ч Описание различных пород.

Практика-2ч Определение живого веса кроликов.

Практика-2ч Расчет индекса сбитости.

Тема 7. Методы разведения кроликов. (16ч)

Теория-2ч Чистопородное разведение.

Теория-2ч Промышленное скрещивание.

Теория-2ч Поглотительное скрещивание.

Теория-2ч Межвидовое скрещивание.

Теория-2ч Вводное скрещивание.

Теория-2ч Воспроизводительное скрещивание.

Практика-2ч Составление примерного годового календаря случек и окролов.

Практика-2ч Подбор пар для промышленного скрещивания.

Тема 8. Основы разведения с/х животных. (22ч) см. учебный план

Теория-2ч Генетические основы селекции.

Теория-2ч Источники изменчивости для отбора.

Теория-2ч Селекционно-племенная работа в кролиководстве.

Теория-1ч Методы отбора.

Практика-1ч Осуществление отбора и подбора кроликов.

Теория-1ч Индивидуальный и групповой подбор.

Практика-1ч Наблюдения за отобранными кроликами.

Теория-2ч Понятие о бонитировке.

Практика-2ч Проведение бонитировки.

Практика-2ч Организация отбора молодняка разных пород, сроков, отсадка молодняка.

Практика-2ч Составление плана подбора пар.

Практика-2ч Зоотехнический учет.

Практика-2ч Оформление производственного журнала.

Тема 9. Воспроизводство стада. (18ч)

Теория-2ч Подготовка к случке кроликов.

Теория-2ч Понятие о уплотненных и полууплотненных окролах.

Практика-2ч Подготовка молодняка к отсадке.

Практика-2ч Проведение бонитировки кроликов.

Практика-2ч Уход за сукрольными крольчихами.

Практика-2ч Уход за молодняком.

Практика-2ч Осмотр поголовья самок.

Практика-2ч Составление графиков проведения окролов.

Практика-2ч Подготовка молодняка к отсадке.

Тема 10. Выращивание молодняка. (18ч)

Теория-2ч Особенности ухода за крольчатами.

Практика-2ч Уход за лактирующими крольчихами.

Теория-2ч Биологические особенности в развитии молодняка.

Теория-2ч Время отъема крольчат от самок.

Практика-2ч Кормление крольчат после отъема от самки.

Практика-2ч Подготовка гнездовых ящиков.

Практика-2ч Разбивка крольчат по группам.

Практика-2ч Наблюдение за отсаженным молодняком.

Практика-2ч Оформление записей в производственном журнале.

Тема 11. Ветеринарная профилактика возникновения заболеваний. (12ч)

Теория-2ч Ветеринарно-санитарные и зоологические требования к содержанию кроликов. Теория-2ч Понятия о дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Теория-2ч Охрана хозяйств от запаса инфекции.

Практика-2ч Обеспечение правильного хранения всех видов кормов.

Практика-2ч Проведение дезинфекции инвентаря и клеток.

Практика-2ч Подготовка кормов к скармливанию.

Тема 12. Болезни кроликов. Меры их предупреждения. Лечение. (18ч)

Теория-2ч Незаразные болезни. Профилактика.

Теория-2ч Инфекционные болезни.

Теория-2ч Инвазионные болезни.

Теория-2ч Грибковые заболевания.

Теория-2ч Правила личной гигиены при уходе за больными животными.

Практика-2ч Осмотр животных.

Практика-2ч Ветеринарная помощь больным животным.

Практика-2ч Санитарная обработка крольчатника.

Практика-2ч Обработка инвентаря.

Тема 13. Продукция кролиководства. (14ч)

Теория-2ч Мясная продуктивность.

Теория-2ч Шкурковая продуктивность.

Теория-2ч Пуховая продуктивность.

Теория-2ч Биохимическая характеристика крольчатины.

Практика-2ч Сбор пуха, сортировка пуха.

Практика-2ч Оформление выставки «Продукция кролиководства».

Практика-2ч Подготовка грядок под выращивание кормов для кроликов.

Тема 14. Подведение итогов работы. (8ч)

Практика-2ч Оформление результатов опытнической и исследовательских работ. Практика-2ч Защита опытнических и исследовательских работ.

Практика-2ч Конкурс кролиководов.

Практика-2ч Подведение итогов работы кружка.

Методическое обеспечение программы

Формы организации занятий:

Форма организации

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экскурсии

Коллективная

Лекции

Просмотр видеофильмов

Экскурсии в природу

Конференция

Круглые столы

Выставки работ

Мозговой штурм

Индивидуальная

Опытнические работы

Исследовательская работа

Формы и приемы работы: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, семинары, дискуссии; практические занятия: лабораторные работы, дидактические игры, конференции; экскурсии-практикумы в природу, опыты, исследовательские проекты, оформление стендов, написание отчётов, подготовка докладов на конференцию и др.

Система отслеживания результатов деятельности обучающихся включает в себя разнообразные способы и методики:

педагогическое наблюдение за учащимися в процессе занятий;

практическая работа;

устный контроль (опрос);

творческие работы;

реферативные сообщения;

мозговой штурм;

викторины;

отчёт об экскурсии;

тестирование;

участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Мониторинг результатов освоения программы.

Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, а также наличия публикаций, грамот и благодарностей по итогам участия в конкурсах, семинарах и научно-практических конференциях.

1. Основные виды диагностики результата:

∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программ

2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям: выполнение определённого количества практических работ;

выполнение тестов и подсчет промежуточных рейтингов; подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май); система награждения и поощрения обучающихся. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами. (Приложение)

Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Учебно-дидактический материал:

иллюстрации и плакаты с изображением полезных и вредных растений;

«Внешнее строение кролика»;

«Породы кроликов»;

«Корма»;

Карточки «Породы кроликов»;

Таблицы «по технике безопасности при работе»;

«Суточный рацион кролика»;

Макет гнездового ящика;

Коллекция кормов;

Видеофильмы «Кролики», «Как живете, кролики?», «Веселая семейка».

Настольные весы, измерительная лента, линейки.

Материально-техническое оснащение занятий: Кабинет для обучения: Столы – 8 штук; Стулья – 16штук; лабораторное оборудование, оборудование (парты, стулья, доска школьная, плакаты по темам); инструменты (письменные принадлежности);

технические средства (телевизор, мультипроектор, компьютер)

Список литературы

Для педагога

Аганин А.В., Демкин Г.П. Справочник ветеринарного врача. Ростов-на-Дону «Феникс», 1997.

Артемьев В.И, Приусадебное хозяйство.- СПб.: Агропромиздат, ООО «Динамит», 1999.

Акимушкин Н.А. Мир кроликов. - М: Молодая гвардия, 2013.

Александров В.А. Приусадебное хозяйство. Разведение кроликов и нутрий. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.

Александров В.Н., Помытко В.Н. Учебная книга кроликовода. М.: Агропромиздат, 1985.

Барлет В.Л. Кролики. - М.: ЦРИБ. 2015.

Дамянова Н.В., Деребанов А.С, Джамбазов П.Х. Практические советы по кролиководству. Земиздат-София-2009.

Крин А. Г., Плотников В.Г., Рылинская К.И. Приусадебное хозяйство и нутриеводство.-М.: Ураджай, 1994.

Житникова К.А. Кролики: Разведение, содержание, переработка мяса, выделка шкурок. Серия Подворье. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Ижболдина С.Н, Гоголев Н.В. Животноводство. - Ижевск: Удмуртия, 1994.

Для учащихся и родителей

Адамс Р. Великое путешествие кроликов: сказочная повесть/ Р.Адамс: пер.Е.В.Догель; худож. С.Жаворонок.- СПб.: Амфора: Знайка, 2014.-511с.: ил

Акимушкин И.И., Чем кролик на зайца не похож/ И.И. Акимушкин: рис.С.Куприянова. – М.: Малыш, 2001.-14с:ил

Акимушкин И. И. Мир животных - М.: Молодая гвардия, 1981.

Андреева А. Д. Живой уголок в школе. - Саратов, 1989.

Банников А. Г., Флинт В. Е., Мы должны их спасти. - М.: Просвещение. 1982.

Бурау И. Я. Загадки мира животных - Д.: Сталкер, 1998.

Головко И. Д. В помощь юному кролиководу. - Омск, 1996.

Болдырева Е. Декоративные кролики. - М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2013.

Колосов А. М. Охрана животных России. - М.: Советская Россия, 1989.

. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии, М. Просвещение, 1996 г.;

8. Стадская В.А. «Юному кролиководу», М. Колос, 2005 г.

9. Уткин Л.Г. Кролиководство: Справочник. – М.: Агропромиздат,2007 г.

10.Я познаю мир.Дет. энцикл.: Животные. Сост. Л.А. –М.: АСТ: Астрель, 2005

Информационные ресурсы:

http://kpoliki.ru/category/porodi-krolikov

http://allrabbit.ru/

http://www.evrovet.ru/krolik.htm

http://www.agro-eco.ru/index.php?look=1212672420

http://www.agro-eco.ru/index.php?look=1212672420

Приложение

Задания для отслеживания резултатов

Тема: «Особенности строения и образа жизни кролика».

Тест

Какие домашние животные относятся к грызунам?-(1балл)

На какого зверька похож кролик? - (1балл)

Где живет кролик? – 1(балл)

Какие корма любит кролик?- 1(балл)

Чего боится кролик?-(1балл)

Можно ли кролика брать за уши?- (1балл)

Где живет кролик? - (1 балл)

Какие различия между зайцем и кроликом?-(1 балл)

Чем питается кролик в лесу?- (1 балл)

Если враги у кролика? - (1 балл)

Критерии правильных ответов

9-12 баллов - высокий уровень

8-4 балла - средний уровень

1-3 балла - низкий уровень

Практическая работа

Правила техники безопасности

Определить какая шерстка у кролика.-(2 балла)

Как кролик передвигается в специальном вольере.-(2 балла)

Наблюдение за кроликами во время кормления.- (2 балла)

 

Критерии практической работы

4-6 баллов - высокий уровень

3-5 балла - средний уровень

1-2 балла – низкий уровень

Тема: « Биологические особенности домашних кроликов», « Породы кроликов».

Тест

Родина дикого кролика? -(1 балл)

Дикий кролик – это норное животное?-(1балл)

Родоначальник домашнего кролика?-(1балл)

Сколько кроликов было завезено Австралию?-(1балл)

Что послужило кроликам заполонить континент?-(1балл)

Что потерял дикий кролик при одомашнивании?-(1балл)

Что получил кролик от союза с человеком?- 1(балл)

Изменился ли дикий кролик при одомашнивании?-(1балл)

Какие породы вывел человек?-(1балл)

Имеют ли породы кроликов одинаковую окраску?-(1балл)

Какие породы кроликов относятся к пуховым?-(1балл)

Какие породы кроликов относятся крупным и средним?-(1балл)

Критерии правильных ответов

9-12 баллов - высокий уровень

9-4 баллов - средний уровень

1-3 балла - низкий уровень

Практическая работа

Правила техники безопасности

Приготовление корма, наблюдение за кроликами во время кормления-(2балла)

Отбор кроликов по породам-(2балла)

Выгуливание кроликов в вольере-(2балла)

Критерии практической работы

4-6 баллов - высокий уровень

3-5 баллов - средний уровень

1-2 балла – низкий уровень

Тема: «Содержание кролика», «Корма и кормление кроликов».

Тест.

Перечислите разновидности клеток. – (1балл)

В какое время года содержат кроликов в наружных клетках и вольерах? – (1балл)

Какой инвентарь необходим для сбора пуха? – (1балл)

Какие клетки наиболее удобны для кроликов? – (1балл)

Какие разновидности оборудования для клеток вы знаете? – (1балл)

Каким раствором необходимо обрабатывать клетки? – (1балл)

Каким способом производят сбор пуха? – (1балл)

Какие корма нужно давать пуховым кроликам? – (1балл)

Какие корма необходимо давать в осенне-зимний период? – (1балл)

Какие корма необходимо давать в весенне-летний период? – (1балл)

Перечислите зеленые корма? – (1балл)

Ядовитые травы опасные для кроликов? – (1балл)

Критерии правильных ответов

9-12 баллов - высокий уровень

9-4 баллов - средний уровень

1-3 балла - низкий уровень

Практическая работа

Правила техники безопасности

Ветеринарно-профилактические мероприятия-(1балл)

Сбор пуха методом выщипывания, вычесывания и стрижки-(2балла)

Сбор зеленых кормов-(2балла)

Приготовление корма для кроликов-(1балл)

Критерии практической работы

4-6 баллов - высокий уровень

3-5 баллов - средний уровень

1-2 балла – низкий уровень

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.