12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерошкина Наталья Николаевна20
2

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Юный экспериментатор»

Пояснительная записка

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  

 К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности  ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—действенное и наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Представления полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование

Программа кружка «Юный экспериментатор» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения: методическое пособие О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»; А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа, «Неживая природа», «Физические явления», « Человек», « Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:

1.       Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

2.       Развитие у детей представления о химических свойствах вещества(выделение вещества путём отстаивания фильтрования), развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения , магнетизм, сила тяготения и др.).

3.       Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.

4.       Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.

5.       Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)

6.       Развитие у детей умственных способностей.

7.       Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

8.       Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

9.       Развитие эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Данная программа описывает курс развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа) и реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально – исследовательская.

Программа предполагает проведение по два занятия в неделю в подготовительной группе. Продолжительность интегрированных занятий составляет с обязательной физкультминуткой (связанной с темой занятий):

·    подготовительная группа – 30 мин.

Общее количество учебных занятий в год обучения – по 54 занятия.

Структура проведения занятий экспериментирований

1.   Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).

2.   Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.

3.   Проверка гипотез.

4.   Подведение итогов, вывод.

5.  Фиксация результатов.

6.   Вопросы детей.

Алгоритм занятий:

·    мотивация

·    подготовительная беседа

·    практическое (экспериментальное) задание

·    анализ деятельности

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа) рассчитана на год обучения.

Занятия организуются на принципах:

·    личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

·     доступности предлагаемого материала;

·    последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

·     вариативности и проблемности;

·     взаимодействия с семьей.

Содержание и темы занятий спланированы по блокам. В каждом блоке содержится от 6 до 8 тем. Блоки программы можно варьировать. 

Формы и методы организации педагогической деятельности.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Методы стимуляции и мотивации:

·    вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Хотела галка пить...» В какую ситуацию попала галка?);

·    вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

·    метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет»,    «Хотела галка пить...»

и т. д.)

Практические:

·     действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные ,,зайчики,,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д. ) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности

Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого. Словесный метод обучения:

Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы ( «Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д. )

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида:    схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

за изменением и преобразованием объектов ( лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Работа с детьми должна быть построена с учётом их возрастных особенностей.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов,необходимо систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:

-занятия

-самостоятельная деятельность детей

-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

 На занятии у детей воспитатель должен вызывать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее знания и представления.

Подробное описание форм работы.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. Воспитатель должен вызывать и поддерживать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?

Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Не следует торопиться с ответом, а необходимо способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно необходимо тщательно продумать организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Новизна.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что  опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты  наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

На этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Определены критерии уровня знаний детей:

высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Условия реализации программы

Средства обучения.

Оборудование для детского экспериментирования:

микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего»), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: ложки, глобус, карта политическая, физическая.

Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

Детские энциклопедии, атласы.

 

Ожидаемый результат.

-овладение средствами познавательной деятельности;

 

-способами действий, обследования объектов;

 

-расширение познавательного опыта;

-формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;

-формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;

 

-использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;

 

-иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва );

 

-иметь представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;

-иметь представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.

- овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Контрольно-измерительный материал

Педагогическое обследование детей 7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Юный экспериментатор»

Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Показатели:

Умеет задавать вопросы.

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы.

Умеет давать определение понятиям.

Умеет классифицировать.

Умеет наблюдать.

Умеет проводить эксперименты.

Умеет рассуждать, делать заключения.

Критерии:

3 балла - умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1балл - умения и навыки не сформированы

Результаты:

 

Высокий уровень – 20-24

Средний уровень – 14-19

Низкий уровень - 8-13

2016– 2017учебный год Диагностическая карта кружка «юный экспериментатор» Дата _________________ Воспитатель Ерошкина Н.Н.

п/п

Ф. И. ребенка

Умеет задавать вопросы

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы

Умеет давать определение понятиям

Умеет классифицировать

Умеет наблюдать

Умеет проводить эксперименты

Умеет делать заключения

Баллы

Средний балл

1

                     

2

                     

3

                     

4

                     

5

                     

6

                     

7

                     

8

                     

9

                     

10

                     

11

                     

12

                     

итог

                     


 

Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.


 

Список использованной литературы:

1. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование. старший дошкольный возраст»: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.

3. Л.Н. Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». -М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

4. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средн. и ст. групп дет.сада»: Кн. для воспитателей дет.сада. - М. : Просвещение, 1999г.

5. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.»

Перспективный план

Месяц

Темы занятий

Программное содержание

Октябрь

Блок «Растения» Рассматривание плодов и семян

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

 

Для чего растению нужны семена

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Условия, необходимые для роста растений

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Посадим огород

Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы.

Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений

«Живая» коллекция.

Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение.

Опыты с овощами

Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.

Ноябрь

Блок «Почва» Как устроена «волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

 

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются

Свойства песка и глины.

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Глина – природный материал

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Декабрь

Блок «Камни» Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

 

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Январь

Блок «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

 

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Воздух всегда в движении

Доказать, что воздух всегда в движении

«Сильный ветер, слабый ветер».

Познакомить детей с силой ветра.

«Надуваем воздушные шары».

Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

«Где теплее?»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

«Не дышу»

Доказать, что без воздуха нельзя прожить.

Февраль

Блок «Вода» Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

 

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Игры с моделями

Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

«Кожа» воды»

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Март

Блок «Магниты» Магниты

Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

 

Магнит и его свойства

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Сила притяжения

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

«Компас»

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Игры с магнитами

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Притягивание через предметы

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Как человек использует магниты

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Апрель

Блок «Свет и зеркало» Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

 

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

«Тайна стекла»

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

«Разноцветные огоньки»

Формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет.

 

Календарное планирование дополнительной общеобразовательной

программы «Юный экспериментатор»

Срок

Раздел программы

Тематика занятий

Программное содержание

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Материалы и оборудование

Ожидаемый результат

4 октября

Блок «Растения»

Рассматривание плодов и семян

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации различных растений, их частей

У детей формируется представление о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность.

6 октября

Для чего растению нужны семена.

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян..

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями,

12 октября

В маленьком семени прячется растение

Развивать интерес детей, любознательность.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы


 


 


 


 


 

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями

14октября

Условия, необходимые для роста растений

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления \

18 октября

Посадим огород

Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления

20 октября

 

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы).

Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

На каждого ребенка – две стеклянные баночки с водой лопатка, салфетки, лист бумаги, карандаши.

 

26 октября

«Живая» коллекция.

Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни, DVD диск.

28 октября

Опыты с овощами

Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.

Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборкаовощей».

Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

Овощи: свёкла, морковь, огурец, помидор, салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики.

1 ноября

Блок «Почва»

Как устроена «Волшебная кладовая»

Формировать представление о таком понятии как «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв через лупу (чернозем, песок, глина).

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Стакан с разными слоями почвы

У детей формируется представление о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности.

.

3 ноября

 

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются..

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Песок в чашечках на каждого, кусочки глины, клеенки, салфетки, лупы.

9 ноября

 

Свойства песка и глины

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделий из глины(игрушки, посуда, поделки, салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.

11ноября

 

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Ёмкости с сухими песком мерные стаканы, вода.

15 ноября

 

Глина – природный материал

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.

 

17 ноября

 

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

сухой песок, сухая глина, вода. прозрачные ёмкости, мерные стаканчики.

22 ноября

 

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне

беседа, показ иллюстраций, проведение опытов и исследований, показ опытов

образцы песка,

стакан с водой,

стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим)

24 ноября

 

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

загадывание загадки; вопросы к детям; дидактическая игра «Откуда горсть земли?» экспериментирование; исследование; использование физминутки

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами гороха; пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

 

1 декабря

Блок «Камни»

Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Словесные: Загадывание загадки, беседа – вопросы, Наглядные: иллюстрации и фотографии, карта, Практические: исследовательская деятельность (опыты)

Набор камней (каменный уголь, мел, морской камень, гранит)

Схемы для описания камня.

Материал для исследовательской работы (стакан с водой, ложка, пипетки, лимонный сок) Презентация «Горы», Шкатулка с мелкими камушками.

Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и экспериментирования.

7декабря

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

мотивация, беседа, исследовательская деятельность, игра «Какого камешка не стало?», «Посещение выставки».

банки с водой, камни: речные, морские, гранит, мрамор, керамзит, пластилин, молоток, гвозди, дерево, украшения.

13 декабря

Что такое горы, свойства.

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
показ способов проведения опытов. 
элементарные опыты,
расшифровка слова по первым буквам картинок.

коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки. Организация детей на занятии: свободная.

15декабря

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

появление сказочной книги, путешествие в горы.

Личная заинтересованность: проведение опыта.

Беседа с детьми. Видеоролик с изображением гор, звуки извержения вулкана, музыкальный фон для путешествия.


 

. мультимедийная установка, ковер, указка.  макеты гор, сода, пищевой краситель, моющее средство, ложки. Отдельно у педагога разведенная уксусная эссенция.  географическая карта России, книга «Для любознательных»

20 декабря

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

поддоны, пластилин, доски для лепки, сода, сок лимона, сок красной свёклы, моющая жидкость, чайные ложки.

 

22 декабря

 

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Коллекции полезных ископаемых.

28 декабря

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Янтарные изделия, другие виды камней.

30 декабря

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки, халаты, головные уборы(шапочки, косынки), интерактивная доска для показа презинтаций.

11 января

Блок «Воздух»

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека.

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.

13 января

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, трубочки,  зеркала; вырезанные из бумаги силуэты  дерева с густой кроной.  Банка с водой, воронка, стакан, резиновая игрушка. Весы. Панно "Берегите воздух" (улицы города с домами, без деревьев).

17 января

 

Воздух всегда в движении

Доказать, что воздух всегда в движении

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Полоски бумаги, иллюстрации: парусник, ветряная мельница, ураган и т.д., флакон с духами.

19 января

«Сильный ветер, слабый ветер».

Познакомить детей с силой ветра.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен

25 января

«Надуваем воздушные шары».

Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, пластиковые бутылки, стаканы, воронки, губки, трубочки, вместительные ёмкости.

27 января

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование

Воздушные шары.

31 января

 

«Не дышу»

Доказать, что без воздуха нельзя прожить.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); мыльные пузыри (по количеству детей); игрушки, баночки и другие предметы .

2 февраля

Блок «Вода»

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями,

У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле

У детей формируются представления о световых приборах, зеркале, откуда берётся свет.

8 февраля

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Лёд, вода в стакане, лупа, листочки с заданиями.

10 февраля

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации природных явлений

14 февраля

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Беседа, исследование, экспериментирование.

схема с изображением круговорота воды в природе; карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком; оборудование для проведения опытов.

16 февраля

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб

22 февраля

«Кожа» воды

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

стеклянные сосуды разной формы (узкие и широкие). кубики и шарики.

стеклянные воронки и стеклянные палочки.

деревянная коробка с песком или с мукой; банка и канцелярская скрепка; проволочное кольцо с ниткой и мыльный раствор, соль, две горошины, два яйца.

28 февраля

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями.

2 марта

Блок «Магниты»

Магниты

Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.

Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.

10 марта

Магнит и его свойства

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

художественное слово. физкультминутка, исследование предметов.

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.

14 марта

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли

16 марта

Сила притяжения

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы

2 магнита на каждого, листочки с заданиями

22 марта

«Компас»

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Чтение познавательной и художественной литературы. Просмотр мультфильмов по выбранной теме. Проведение опытов с компасом и магнитами.

компасы, глобус, конверты с наборами предметных картинок.

24 марта

Игры с магнитами

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования

металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей

28 март

Притягивание через предметы

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.

30 марта

Как человек использует магниты

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

DVD диск, листочки с заданиями

5 апреля

Блок «Свет и зеркало»

Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

интерактивные игры, дидактическая игра

карточки с изображениями предметов (свечка, факел, костер, керосиновая лампа, электролампочка,

спички,

настольная лампа,

фонарь,

фильмоскоп,

,изображения свойств света.

У детей формируются представления о световых приборах, зеркале, откуда берётся свет

7 апреля

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

чтение, беседы, загадки, рассматривание иллюстраций

Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями

11 апреля

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, вводная и итоговая беседы, моделирование, дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов, где можно увидеть отражение предметов.

13 апреля

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

Беседа, исследование, экспериментирование.

Шерстяная ткань, лист бумаги, нитки, шарик.

19 апреля

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Глобус, настольная лампа, макет Солнечной системы.

21 апреля

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

2 термометра, настольная лампа, длинная линейка.

25 апреля

«Тайна стекла»

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

На каждого ребенка лупа, иллюстрации о профессии стеклодува, песок, лопатки, разноцветные стеклышки, «Волшебный сундучок»

27 апреля

«Разноцветные огоньки»

Формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет.

Беседа, исследование, экспериментирование.

Противень, плоское зеркала, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования

Используемые материалы и оборудование

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Дидактический материал и техническое оснащение

   

Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас,

магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).


 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество занятий


 


 

Часы (мин)

Теория

Практика

1

Блок «Растения»

8

40

200

 

Рассматривание плодов и семян

1

5

25

 

Для чего растению нужны семена.

1

5

25

 

В маленьком семени прячется растение

1

5

25

 

Условия, необходимые для роста растений

1

5

25

 

Посадим огород

1

5

25

 

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы).

1

5

25

 

«Живая» коллекция.

1

5

25

 

Опыты с овощами.

1

5

25

2

Блок «Почва»

8

40

200

 

Как устроена «Волшебная кладовая»

1

5

25

 

Знакомимся с песком и глиной

1

5

25

 

Свойства песка и глины

1

5

25

 

Песок – природный материал. Песочные чудеса

1

5

25

 

Глина – природный материал

1

5

25

 

«Где вода?»

1

5

25

 

Животные и песок

1

5

25

 

Для чего человеку песок и глина

1

5

25

3

Блок «Камни»

8

40

200

 

Какими бывают камни

1

5

25

 

Сравнение свойств камней

1

5

25

 

Что такое горы

1

5

25

 

Почему разрушаются горы

1

5

25

 

Дымящиеся горы

1

5

25

 

«Минеральное царство»

1

5

25

 

Янтарь и его свойства

1

5

25

 

Как человек использует камни

1

5

25

4

Блок «Воздух»

8

40

200

 

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

1

5

25

 

Воздух есть везде

1

5

25

 

Воздух всегда в движении

1

5

25

 

«Сильный ветер, слабый ветер».

1

5

25

 

«Надуваем воздушные шары».

1

5

25

 

Реактивный шарик

1

5

25

 

«Где теплее?»

1

5

25

 

«Не дышу»

1

5

25

5

Блок «Вода»

8

40

200

 

Вода – самое удивительное вещество на Земле

1

5

25

 

Замершая вода

1

5

25

 

Что такое пар?

1

5

25

 

Впитывание воды

1

5

25

 

Вода – растворитель

1

5

25

 

Игры с моделями

1

5

25

 

«Кожа» воды

1

5

25

 

Неутомимая путешественница

1

5

25

6

Блок «Магниты»

8

40

200

 

Магниты

1

5

25

 

Магнит и его свойства

1

5

25

 

Вокруг твоего магнита

1

5

25

 

Сила притяжения

1

5

25

 

«Компас»

1

5

25

 

Игры с магнитами

1

5

25

 

Притягивание через предметы

1

5

25

 

Как человек использует магниты

1

5

25

7

Блок «Свет и зеркало»

6

30

150

 

Свет повсюду

1

5

25

 

Свет путешествует

1

5

25

 

Что такое зеркало?

1

5

25

 

«Электричество»

1

5

25

 

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

1

5

25

 

«Далеко-близко»

1

5

25

 

Итого

54

4 ч. 30 мин.

22 ч. 30 мин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц/

Раздел программы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Блок «Растения»

8

           

Рассматривание плодов и семян

1

           

Для чего растению нужны семена.

1

           

В маленьком семени прячется растение

1

           

Условия, необходимые для роста растений

1

           

Посадим огород

1

           

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы).

1

           

«Живая» коллекция.

1

           

Опыты с овощами.

1

           

Блок «Почва»

 

8

         

Как устроена «Волшебная кладовая»

 

1

         

Знакомимся с песком и глиной

 

1

         

Свойства песка и глины

 

1

         

Песок – природный материал. Песочные чудеса

 

1

         

Глина – природный материал

 

1

         

«Где вода?»

 

1

         

Животные и песок

 

1

         

Для чего человеку песок и глина

 

1

         

Блок «Камни»

   

8

       

Какими бывают камни

   

1

       

Сравнение свойств камней

   

1

       

Что такое горы

   

1

       

Почему разрушаются горы

   

1

       

Дымящиеся горы

   

1

       

«Минеральное царство»

   

1

       

Янтарь и его свойства

   

1

       

Как человек использует камни

   

1

       

Блок «Воздух»

     

8

     

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

     

1

     

Воздух есть везде

     

1

     

Воздух всегда в движении

     

1

     

«Сильный ветер, слабый ветер».

     

1

     

«Надуваем воздушные шары».

     

1

     

Реактивный шарик

     

1

     

«Где теплее?»

     

1

     

«Не дышу»

     

1

     

Блок «Вода»

       

8

   

Вода – самое удивительное вещество на Земле

       

1

   

Замершая вода

       

1

   

Что такое пар?

       

1

   

Впитывание воды

       

1

   

Вода – растворитель

       

1

   

Игры с моделями

       

1

   

«Кожа» воды

       

1

   

Неутомимая путешественница

       

1

   

Блок «Магниты»

         

8

 

Магниты

         

1

 

Магнит и его свойства

         

1

 

Вокруг твоего магнита

         

1

 

Сила притяжения

         

1

 

«Компас»

         

1

 

Игры с магнитами

         

1

 

Притягивание через предметы

         

1

 

Как человек использует магниты

         

1

 

Блок «Свет и зеркало»

           

8

Свет повсюду

           

1

Свет путешествует

           

1

Что такое зеркало?

           

1

«Электричество»

           

1

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

           

1

«Далеко-близко»

           

1

«Тайна стекла»

           

1

«Разноцветные огоньки»

           

1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.