Программа дополнительного образования «Юный дизайнер»
Юный дизайнер
Программа дополнительного образования детей 10-12 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Черемных Мария Геннадьевна,
учитель информатики
I квалификационная категория
Качканар
2016
Пояснительная записка
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Федеральный государственный образовательный стандарт предписывает осуществлять эту функцию, в том числе в рамках реализации внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой именно ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности учащихся.
Программа «Юный дизайнер» по содержанию научно-технической направленности. По функциональному назначению предпрофильная. По форме организации групповая. По времени реализации годичная.
Основной целью программы является формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающихся через расширение опыта творческой активности в разных сферах жизнедеятельности, умения реализовать свои творческие возможности, выработать свой индивидуальный стиль. Следствием достижения этой цели видится адаптация учащихся к изменяющимся условиям, самоопределение, выявление сильных сторон в результате творческих проб на компьютере и в жизни.
Задачи программы
Развивающие:
включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся;
создание условий для формирования осознанного интереса к творчеству, развитие умения и желания видеть и создавать красивое;
создание условий для повышения активности обучающихся в познавательной, художественной и исследовательской деятельности в школе, дома, со сверстниками, со старшими и младшими.
Обучающие:
обеспечение обучающихся возможностью познакомиться с большим количеством разнообразных творческих идей;
совершенствование навыков владения технологиями и программными средствами, позволяющими осуществлять творческую деятельность, то есть создавать что-то новое.
Воспитывающие:
развитие инициативности и самостоятельности, формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного общества;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения, снятие возможного дискомфорта при общении со старшими.
Программа адресована учащимся в возрасте от 10 до 12 лет.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа): занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа «Юный дизайнер» разработана на основе образовательных программ «Юный дизайнер» (2010 г.) и «Раскрой себя» (2015 г.) НОУ «Открытый молодежный университет» (г. Томск)
Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.
В программе учтены возрастные особенности учащихся 10-12 лет: развитие личности в подростковом возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит активность развития креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремления к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. С другой стороны, этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью, частой сменой настроения, неуравновешенностью и недисциплинированностью. В силу своих возрастных особенностей подростки еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают деятельность учащихся, а теория дается в небольшом объеме.
Новизна данной программы состоит в том, что программа предоставляет возможность раскрывать творческий потенциал учащихся используя современные информационные технологии через доступные формы деятельности, через творческие пробы.
Занятия включают в себя 2 части: теоретическая и практическая. Большую часть времени занимает практическая часть. Занятия программы предполагают постоянное чередование различных форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная), что позволяет сохранять постоянную активность учащихся на занятии. Изучение теоретических вопросов проводится в форме дискуссии, сопровождаемой просмотром иллюстративного материала на экране (электронной доске), в результате чего учащиеся будут совершенствовать умение вести диалог, высказывать суждения и строить умозаключения. Каждая тема насыщена различными экспериментами и
подвижными играми, позволяющими лучше усваивать и запоминать
материал.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы:
Вид деятельности/Уровень результатов |
Приобретение социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельноо общественного действия |
|
Познавательная |
Познавательная беседа, лекции |
|||
Проблемно-ценностное общение |
Ролевые игры |
|||
Досугово-развлекательная деятельность |
Участие в творческих конкурсах |
Учебно-тематический план
№ п/п |
тема |
Количество часов |
||||
Всего |
Теоретических |
Практических |
Аудиторных |
Внеаудиторных |
||
1 |
Знакомство с Paint |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
2 |
Пиксель – арт |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
3 |
Рисование примитивами в Paint |
2 |
2 |
2 |
||
4 |
Рисование кривыми в Paint |
2 |
2 |
2 |
||
5 |
Итоговый проект в Paint |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Знакомство с GIMP |
1 |
1 |
1 |
||
7 |
Пейзаж в GIMP |
1 |
1 |
1 |
||
8 |
Слои в GIMP |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
9 |
Градиент и выделение в GIMP |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
10 |
Тени и текстура в GIMP |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
11 |
Основы фотомонтажа в GIMP |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
12 |
Основные виды выделения в GIMP |
1 |
1 |
1 |
||
13 |
Коррекция фотографии в GIMP |
2 |
2 |
2 |
||
14 |
Ретуширование в GIMP |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
15 |
Подготовка фотографии к печати |
1 |
1 |
1 |
||
16 |
Карандашный набросок в GIMP |
1 |
1 |
1 |
||
17 |
Иллюстрация по эскизу в GIMP |
2 |
2 |
2 |
||
18 |
Стилизация текста в GIMP |
1 |
1 |
1 |
||
19 |
Анимация текста в GIMP |
2 |
2 |
2 |
||
20 |
Итоговый проект в GIMP |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
34 |
5 |
29 |
32 |
2 |
Содержание курса
Знакомство с Paint
Знакомство с графическим редактором и его основными возможностями.
Пиксель-арт
Знакомство с новой технологией пиксель-арт. Создание изображений в данной технике.
Рисование примитивами в Paint
Создание изображений с помощью примитивов: овалы, прямоугольник, звезды и другие фигуры в графическом редакторе Paint.
Рисование кривыми в Paint
Создание разного уровня сложности изображений с помощью кривых линий.
Итоговый проект в Paint
Учащиеся создают мозаику по собственному замыслу в графическом редакторе Paint, используя все возможности данной программы.
Знакомство с GIMP
Знакомство с графическим редактором и его основными возможностями.
Пейзаж в GIMP
Восстановление некоторых элементов картины и добавление элементов в пейзаж.
Слои в GIMP
Изготовление картины из заготовленных отдельных частей изображения с использованием слоев.
Градиент и выделение в GIMP
Изготовление снеговика используя инструменты: градиентная заливка, эллиптическое выделение, кисти, масштаб, выделение, перемещение.
Тени и текстуры в GIMP
Украшение шаблона с использованием инструментов: заливка, перемещение, кисть, тени и текстуры.
Основы фотомонтажа в GIMP
Создание коллажа (открытки) из вырезок разных открыток. Основные инструменты: свободное выделение, эллиптическое выделение, вырезать/вставить, трансформация, умные ножницы, заливка, текст.
Основы фотомонтажа в GIMP
Создание коллажа (открытки) вырезая объекты с неровными краями из других изображений.
Коррекция фотографии в GIMP
Коррекция типичных недочетов на фотографиях (затемнённые, засвеченные, тусклые, фотография с искаженной цветовой гаммой).
Ретуширование в GIMP
Редактирование обычной фотографии (коррекция дефектов).
Подготовка фотографии к печати
Изменение формата (размера), поворот изображения, кадрирование, коррекция фотографии, резкость фотографии, ретушь).
Карандашный набросок в GIMP
Создание карандашного рисунка из обычного цветного изображения.
Иллюстрация по эскизу в GIMP
Обводка рисунка по контуру.
Стилизация текста в GIMP
Создание неонового текста.
Анимация текста в GIMP
Анимация текста.
Итоговый проект в GIMP
Учащиеся создают портфолио своих работ в GIMP
Ожидаемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
сформированы понятия «компьютерная графика», «формат файла»;
учащиеся знают форматы графических файлов, области применения и место компьютерной графики в современном мире; виды графических редакторов;
умеют использовать основные инструменты графического редактора для создания и обработки простейших изображений, разные способы создания рисунка из примитивов;
обладают способностью разрабатывать алгоритм создания и обработки рисунка;
обладают навыками работы со слоями;
владеют основными приёмами создания фотомонтажа;
определяют наиболее предпочтительные устройства ввода-вывода для представления изображения;
демонстрируют умение анализировать изображение.
Метапредметные результаты:
умеют создавать цифровые изображения для решения конкретной практической задачи при помощи графических редакторов;
демонстрируют умение использовать различные технологии для создания изображения;
обладают способностью использовать программы для обработки графического изображения в соответствии с конкретной практической задачей;
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Личностные результаты
развитие способности к самооценке, ориентации на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
формирования толерантности, как принятия существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
развития умения учитывать разные мнения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Оценка результатов реализации программы
Текущий рефлексивный самоанализ, самоконтроль и самооценка учащимися осуществляются на каждом занятии. Текущий контроль результатов формирования практических навыков организуется через самостоятельное выполнение учащимися заданий на создание и обработку графических изображений.
Тематический контроль организуется через выполнение итогового проекта и его защиты. При подведении итогов по результатам освоения Программы учитывается участие учащихся в творческих конкурсах. В конце учебного года готовится выставка работ учащихся.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных достижений учащегося служит портфель достижений. В Портфель достижений учащегося в результате реализации Программы дополнительного образования «Юный дизайнер» войдут самостоятельные графические работы с использованием разных технологий, итоговые проекты по темам, результаты участия в различных творческих конкурсах города, области, дистанционных конкурсах других уровней.
Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание курса предполагают наличие
компьютерного класса с установленным программным обеспечением (операционная система Windows (версия XP или выше), Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Opera и др, Графические редакторы MS Paint, Gimp)
интерактивной доски;
фотоаппарата;
цветного принтера;
доступа в интернет.
сканера.
Мультимедийные презентации в формате MS Power Point
Заготовки рисунков, анимаций, текстов.
Сведения об авторе
Автор: Черемных Мария Геннадьевна
Место работы: МОУ СОШ №3, г. Качканар Свердловская область
Должность: учитель информатики
Образование: среднее специальное
Категория: первая квалификационная категория
Педагогический стаж: 4 года
Аннотация
Программа «Юный дизайнер» рассчитана на учащихся 10 – 12 лет. Срок реализации программы 1 год: по 1 часу в неделю (34 часов в год).
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся через доступные формы деятельности. Курс направлен на формирование информационных ключевых компетенций учащихся в области компьютерной графики.
Основная методическая установка курса — деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности; создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели в самостоятельной индивидуальной и групповой работе по обработке растровой компьютерной графики.
Программа «Юный дизайнер» позволяет учащимся получать значимые результаты (творческие продукты). При этом обретение навыков работы на ПК в рамках Программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов.