12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илюхина Татьяна51
Россия, Крым респ., Евпатория

Программа

занятий внеурочной деятельности «Живой мир вокруг нас»


 

Составила Илюхина Татьяна Александровна,

учитель биологии высшей категории

«Муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Новоозерновская средняя школа

города Евпатории республики Крым»


 


 


 

Возраст обучающихся: 11-12 лет (5 класс)

Срок реализации: 1 год


 


 

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение.

1

1

 

2

Зеленый веер планетыЗемля.

7

5

2

3

Организмы - обитатели почвы.

4

2

2

4

Разнообразие растений

7

5

2

5

Мир животных.

14

9

5

 

Итоговое занятие

1

1

 
 

ИТОГО

34

23

11

               со                                          Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Экология в ряду других биологических наук. Роль экологии в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый веер планеты Земля (7 часов)

Растения – необходимое условие жизни природы. Лес. Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Особенности лесов Крыма. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Организмы - обитатели почвы. (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с составом почвы»

Тема 4. Разнообразие растений (7 часов)

Группы растений по их экологическому значению значению: лесные, луговые, степные. Медоносные растения. Значение пчел и других опылителей для жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Крыма». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Голосеменные и цветковые растения Крыма» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений Крыма с помощью определителя»

Тема 5. Мир животных (14 часов)

Насекомые. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птицКрыма. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Крыма. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «Редкие животные и птицы Крыма». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения:
Беседы, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран и др.

Вебмикс “Познавательная деятельность”

Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы

Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.

.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog

http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44765/?interface=themcol

7. Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

8.Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?

9.Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР.  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26

10.Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26

11.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]

12.Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]

13.Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69

14.Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]

Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В.

Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]

Сидорова, И.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности/И.В.Сидорова, А.В. Ананьева. Режим доступа:[http://www.in-exp.ru/mo-1-2011/81-favourite-articles/364-razvitie-motivacii-mo-01-11-32-35.html]

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". http://nachalka-4.ucoz.ru/proektnaya_deyatelnost.rar

Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования //Юридический журнал.- 2011.-№5.-С.48-54

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43

Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко //Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-28

Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной школе.- 2005.-№9.-С.19-25

Толоконникова, Е.В. Схема анализа внеурочного занятия с классом /Е.В.   Толоконникова //Классный руководитель.- 2005.-№5.-С.85-86

Вахромеева, Т. Детско- взрослое проектирование во внеурочной деятельности /Т. Вахромеева// Педагогическая техника.- 2005.-№1.-С.49-50

Список литературы

Для педагога:

Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

Биология газеты.

Биология в школе (журналы).

Бескаравайный М.М. «Птицы Крымского полуострова». Симферополь «Бизнес Информ», 2013

ВахрушеваЛ.П. «Цветной атлас растений Крыма». Симферополь «Бизнес Информ»,2015

Ена А.В, Ена А.В. «На равнинах Крыма». Симферополь «НОріанда», 2015

Для учащихся:

Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Лукашанец Д.А, Лукашанец Е. М., Симферополь «Бизнес Информ»,Суткин В.Ф. «Самые редкие, красивые и удивительные насекомые мира». Издательство «Э», 2016


 

КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

Наименование темы занятия

Календарные сроки

план

факт

 

Тема 1. Введение (1 час)

   

1

Что изучает экология? Роль науки в рациональном использовании природных и сохранении богатств.Заповедники Крыма.

   
 

Тема 2. Зеленый веер планеты Земля (7 часов)

   

2

Растения – необходимое условие жизни природы.

   

3

Лес. Панорама крымских лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

   

4

Заочная экскурсия в лес.Особенности лесов Северного и Южного макросклонов Крымских гор.

   

5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

   

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

   

7

Растения под охраной. Редкие и исчезающие растения Крыма

   

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

   
 

Тема 3. Организмы - обитатели почвы. (4 часа)

   

9

Почва – среда жизни растений и организмов.

   

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

   

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

   

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

   
 

Тема 4. Разнообразие растений (7 часов)

   

13

Группы растений по их экологическому значению значению: лесные, луговые, степные, культурные растения

   

14

Значение насекомых для жизни растений. Медоносные растения.

   

15

Сорняки и их значение.

   

16

Роль голосеменных и цветковых растений в природе и жизни человека.

   

17

«Красная книгаКрыма». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

   

18

Создание презентации, проекта «Голосеменные и цветковые растения Крыма и их охрана»

   

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

   
 

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

   

20

Насекомые.Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

   

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

   

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.

   

23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

   

24

Видовой состав и разнообразие птиц Крыма

   

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

   

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

   

27

Изучение видового состава зимующих птиц.Заповедник «Лебяжьи острова»

   

28

Наблюдения наиболее интересных явлений из жизни птиц.

   

29

Видовое многообразие млекопитающих Крыма

   

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?


 


 

31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающихКрыма.

   

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

   

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

   

34

Итоговое занятие

   


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.