Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» (5–7 класс)
Пояснительная записка
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени в учебном плане. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и ориентирована на 3 года для возрастной группы 5-7 класса.
Основные принципы программы:
Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5-7 класса по биологии предложенный ниже материал или не изучается или на его изучение даётся мало времени, за которое невозможно полноценно сформировать практические умения. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических занятий, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 102 часа на 3 года (5-7 классы), 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
формирование системы научных знаний о живой природе;
способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
развитие общеучебных умений и навыков;
формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
развитие навыков работы с микроскопом
развитие навыков работы с лабораторным оборудованием
развитие трудовых навыков
развитие умений проектной деятельности
воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Формы работы: творческая мастерская, игра, практическое занятие, экскурсия, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Удивительный мир природы»
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
умения работать с лабораторным оборудованием и микроскопом
умения осуществлять проектную деятельность
умения работать в группах и парах
развитие трудовых навыков
Предметные
Познавательная сфера:
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
выделение отличительных признаков в строении клеток разных организмов
умения объяснять и сравнивать физиологические процессы растений и животных
умения определять растения
уметь описывать и объяснять жизнь организмов в разных средах обитания
Ценностно – ориентационная сфера:
знание правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
знаний мер по защите растительного и животного мира
Трудовая сфера:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
знание правил работы с лабораторным оборудованием;
знание правил работы с микроскопом
Эстетическая сфера:
умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Удивительный мир природы»