Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса «Геометрия вокруг нас»

2
4
Материал опубликован 6 December 2017

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету «Геометрия»

для 7 класса на 2016-2017 учебный год

«Геометрия вокруг нас»

Составитель: Е. М. Ларина,

учитель математики

Ухолово

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса геометрии для 7 класса «Геометрия вокруг нас» основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по геометрии и авторской программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» Кашиной И.В. (Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П. Сухарева. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013).

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемый курс предназначен для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс имеет практико-ориентированную направленность. Для наиболее успешного усвое­ния материала планируются различные формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, работа в парах, исследовательская работа учащихся. Специально подобранные практические задачи и задания позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся, разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения, способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой математике.

Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста… Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год.

Назначение программы.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Геометрия вокруг нас».

Новизна:

Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на развитие мышления ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека.

Цели курса:

создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

развитие познавательного интереса к математике.

максимальное развитие их творческих способностей;

углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;

развивать умение применять знания на практике, в новой си­туации, приводить аргументированное решение, анализировать усло­вие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.

Задачи курса:

Развивать логическое мышление учащихся, смекалку и находчивость при решении задач.

Развивать устойчивый интерес учащихся к геометрии.

Развивать пространственные представления учащихся.

Формировать, расширять и углублять знания учащихся по программному материалу.

Развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Формировать умение применять математическую терминологию.

Формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в жизни.

Выявление и развитие математических способностей учащихся.

Интеграция знаний учащихся в изобразительном искусстве, архитектуре.

Содержание учебного курса

Введение (1час).

История возникновения и развития геометрии.

Геометрические фигуры на плоскости (6 часов).

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол, плоскость. Треугольники. Четырёхугольники. Многоугольники. Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и складывание фигур

Геометрические фигуры в пространстве (11 часов).

Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.

 

Измерение геометрических величин (5 часов).

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Площадь. Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади.

Симметрия (5 часов).

Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Геометрические головоломки. Веселые минутки на уроках геометрии.

Геометрия на свежем воздухе (6 часов).

Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги. Походная геометрия без формул и таблиц. Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих проектов.

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Геометрические фигуры на плоскости

6

3

Геометрические фигуры в пространстве

11

4

Измерение геометрических величин

5

5

Симметрия

5

6

Геометрия на свежем воздухе

6

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации программы по внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Геометрия вокруг нас» дети должны:

- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

- вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь строить модели геометрических фигур, вести поисковую и исследовательскую работу.

Занятия должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по геометрии; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Планируемые результаты освоения курса.

Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов.

Личностных:

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;

первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;

формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.

Метапредметных:

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно­-коммуникационных технологий;

развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметных:

приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;

усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;


 

В результате работы по программе внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» ученик научится:

распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;

строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;

определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;

углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Литература

1. Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. – Время года, 2006.

2. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. – Книговик, 2007.

3. Носенко Л.Д. Проблемно - поисковые технологии при изучнии геометрического материала// Начальная школа.-2005.- №5.- С. 21- 22.

4. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений.- Дрофа.2009.

5. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7-9».

6. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. - 10-е изд., - М: Просвещение, 2010 - (МГУ - школе) - 95с.

Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

http ://www.openclass.ru/node/226794

http://forum.schoolpress.ru/article/44

http://1314.ru/

http://www.informika.ru/projects/infotecli/school-collection/

http://www.ug.ru/article/64

http://staviro.ru

http://www.youtube.com/watch?v=L.LSKZJA8g2E&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related

http://staviro.ru/

Материально - техническое обеспечение

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран навесной.

Принтер.

Сканер.

Печатные пособия: Портреты выдающихся деятелей математики.

Доска магнитная.

Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.

Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).

Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые умения и навыки

Учебно-наглядное и лабораторное оборудование

Электронно-образовательные ресурсы

Количество часов

Дата проведения

План

Факт.

Введение 1 час

1

История возникновения и развития геометрии

Беседа

История возникновения геометрии как науки, знакомство с курсом

Познакомиться с историей возникновения геометрии как науки

Портреты учёных - математиков

Презентация «История возникновения и развития геометрии»

1

9. 09

9. 09

Геометрические фигуры на плоскости 6 часов

2

Точка, прямая, отрезок, луч, угол, плоскость

Коллективно мыслительная деятельность

Точки и отрезки. Прямая и луч. Дополнительные лучи. Плоскость. Угол

Уметь:

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, луч и плоскость;

- приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире;

- изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге

Чертёжные инструменты

Презентация «Элементарные понятия в геометрии», ЦОР «Точка в реальной жизни», ЦОР «Основные свойства прямой на плоскости»

1

16. 09

16. 09

3

Треугольники. Четырёхугольники

Поисковая работа

Треугольник, элементы треугольника, виды треугольников;

Четырёхугольник, элементы четырёхугольника, виды четырёхугольников

Уметь:

- изображать и обозначать

треугольники и четырёхугольники;

Знать:

- основные свойства треугольников и четырёхугольников

Геометрические фигуры

Презентация «Треугольники. Четырёхугольники», ЦОР «Равнобедренный треугольник», ЦОР «Ромб, параллелограмм, трапеция»

1

23. 09

23. 09

4

Многоугольники

Исследовательская работа

Прямоугольники и развертки. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Построение разверток

Уметь:

- строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки

Геометрические фигуры. Различные виды многоугольников

Презентация «Многоугольники», ЦОР «Многоугольники»

1

30. 09

30. 09

5

Оригами – искусство складывания из бумаги

Демонстрация

Из истории оригами, способы создания фигур из бумаги

Уметь:

- складывать оригами из бумаги и картона

Ножницы, белая и цветная бумага, цветной картон

Презентация «Оригами искусство складывания из бумаги»

1

7. 10

7. 10

6

Изготовление коллекции оригами

Проект

Оригами

Уметь:

- складывать оригами из бумаги и картона

Ножницы, белая и цветная бумага, цветной картон

 

1

14. 10

14. 10

7

Задачи на разрезание и складывание фигур

Поисковая работа

Геометрические фигуры

Уметь:

- решать задачи на разрезание и складывание фигур

Ножницы, белая и цветная бумага, цветной картон

 

1

21. 10

21. 10

Геометрические фигуры в пространстве 11 часов

8

Куб. Элементы куба

Коллективно мыслительная деятельность

Куб. Грани, рёбра, вершины куба

Уметь:

- составлять фигурки из кубиков и их частей

Модель куба

Презентация «Куб»

1

28. 10

28. 10

9

Фигурки из кубиков и их частей

Демонстрация

Куб. Грани, рёбра, вершины куба

Кубики

ЦОР «Куб»

1

11. 11

11. 11

10

Прямоугольный параллелепипед

Исследовательская работа

Прямоугольный параллелепипед

Уметь:

- распознавать прямоугольный параллелепипед в окружающей среде

Модель прямоугольного параллелепипеда

Презентация «Прямоугольный параллелепипед»

1

18. 11

18. 11

11

Многогранники, их элементы

Обучение по алгоритму

Многогранники. Грани, рёбра, вершины многогранников

Уметь:

- распознавать многогранники в окружающей среде

Модели многогранников

Презентация «Многогранники, их элементы»

1

25. 11

25. 11

12

Виды многогранников. Модели многогранников

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр

Знать: Основные многогранники

Уметь:

- различать правильные многогранники;

- строить модели правильных многогранников

Модели многогранников

ЦОР «Многогранники»

1

2. 12

2. 12

13

Многогранники в истории математики

Демонстрация

Правильные многогранники

Модели многогранников. Портреты учёных - математиков

Презентация «Многогранники в истории математики»

1

9. 12

9. 12

14

Платоновы тела

Беседа

Платоновы тела

Правильные многогранники

Презентация «Платоновы тела»

1

16. 12

16. 12

15

Построение моделей многогранников

Обучение по алгоритму

Тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр

Ножницы, ватман, клей, гуашь, лак

 

1

23. 12

23. 12

16

Мир многогранников в природе

Исследовательская работа

Кристаллы, многогранники в живой природе

Объекты, имеющие форму правильных многогранников

Презентация «Мир многогранников в природе»

1

30. 12

30. 12

17

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку своими руками

Демонстрация

Новогодняя игрушка с помощью геометрических фигур

Изготовить новогоднюю игрушку своими руками с помощью геометрических фигур

Новогодняя игрушка

 

1

13. 01

13. 01

18

Мини-проект «Изображение многогранников на плоскости»

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Изображение многогранников на плоскости

Уметь:

- изображать многогранники на плоскости

Карточки с заданиями

 

1

20. 01

20. 01

Измерение геометрических величин 5 часов

19

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины

Коллективно мыслительная деятельность

Длина. Единицы измерения длины. Меры длины на Руси

Знать:

- основные меры длины;

- старинные русские меры длины;

Уметь:

- измерять длину с помощью «подручных» инструментов

Предметы для измерения

Презентация «Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины»

1

27. 01

27. 01

20

Площади фигур. Палетка

Поисковая работа

Измерение площади. Площадь многоугольника

Уметь:

Находить площадь фигуры, решать задачи на нахождение площадей

Владеть понятиями:

Разрезка и перекройка фигур

Палетка, плоские фигуры

Презентация «Площади фигур», ЦОР «Площади в теоремах и задачах»

1

3. 02

3. 02

21

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры

Исследовательская работа

Головоломки. Паркетная мозаика

Уметь: создавать свой уникальный рисунок на паркете с помощью правильных многогранников

Ножницы, белая и цветная бумага, цветной картон, клей

Презентация «Геометрия клетчатой бумаги»

1

10. 02

10. 02

22

Объемы тел

Коллективно мыслительная деятельность

Объем прямоугольного параллелепипеда. Измерение объема. Объем и конструкции из кубиков. Объем прямоугольного параллелепипеда. О размерности геометрических фигур

Уметь:

решать задачи на нахождение объёмов, создавать конструкции

Объёмные фигуры

Презентация «Объемы тел»

1

17. 02

17. 02

23

Задачи на нахождение площади и объема

Поисковая работа

Формулы для нахождения площади и объема

Уметь:

решать задачи на нахождение площадей и объёмов, применять формулы

Карточки с заданиями

 

1

3. 03

3. 03

Симметрия 5 часов

24

Симметрия. Виды симметрии

Беседа

Понятие симметрии. Виды симметрии

Знать:

- что такое симметрия;

Уметь:

- различать виды симметрии;

- рисовать симметричные рисунки

Карточки с заданиями

Презентация «Симметрия. Виды симметрии»

1

10. 03

10. 03

25

Осевая симметрия. Центральная симметрия

Обучение по алгоритму

Виды симметрии. Осевая симметрия. Центральная симметрия

Уметь:

- различать виды симметрии

Карточки с заданиями

ЦОР «Движение плоскости»

1

17. 03

17. 03

26

Использование симметрии в жизни человека

Коллективно мыслительная деятельность

Симметрия в жизни человека. «Золотое сечение»

Знать:

- в чем заключается роль симметрии в жизни человека

Текст задания

Презентация «Использование симметрии в жизни человека»

1

24. 03

24. 03

27

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения»

Проблемное изложение

Гравюры Эшера

Уметь:

- развивать «геометрическую зоркость»

Гравюры Эшера

Презентация «Геометрический тренинг»

1

7. 04

7. 04

28

Геометрические головоломки. Веселые минутки на уроках геометрии

Мозговой штурм

Точки и отрезки — элементы графических диктантов

Уметь:

- развивать логическое мышление, тренировать память

Тексты заданий

Презентация «Геометрические головоломки»

1

14. 04

14. 04

Геометрия на свежем воздухе 6 часов

29

Геометрия в лесу

Поисковая работа

По длине тени. С помощью записной книжки. Не приближаясь к дереву. Две сосны. Объём и вес дерева на корню. Геометрия листьев

Уметь:

- находить величину различных объектов без их непосредственного измерения

Карточки с заданиями

Презентация «Геометрия в лесу»

1

21. 04

21. 04

30

Геометрия у реки

Исследовательская работа

Измерить ширину реки. Длина острова. Пешеход на другом берегу. Скорость течения. Круги на воде. Звёздное небо в воде

Уметь:

- находить величину различных объектов без их непосредственного измерения

Текст заданий

Презентация «Геометрия у реки»

1

28. 04

28. 04

31

Геометрия в открытом поле

Исследовательская работа

Видимые размеры Луны. Угол зрения. Тарелка и Луна. Живой угломер

Уметь:

- измерять углы без транспортира

Карточки с заданиями

Презентация «Геометрия в открытом поле»

1

5. 05

5. 05

32

Геометрия у дороги

Исследовательская работа

Искусство мерить шагами. Уклоны. Кучи щебня.

Уметь:

- измерять расстояние шагами

Текст заданий

Презентация «Геометрия у дороги»

1

12. 05

12. 05

33

 

 

Походная геометрия без формул и таблиц

Урок-экскурсия

Упрощённое извлечение корня. Высота Солнца. Ширина озера. Треугольный участок

Уметь:

- находить величину различных объектов без их непосредственного измерения

Карточки с заданиями, верёвка, вехи

 

1

19. 05

19. 05

34

Защита творческого проекта

Проект

Защита итогового творческого проекта

Уметь:

Грамотно представить результат своей творческой деятельности

Проект в печатном виде

Презентация проекта

1

26. 05

26. 05

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Снова ссылки на весь ресурс сразу! Разве Вы взяли абсолютно все статьи ресурса в свою работу?

16 December 2017

Нет, не все. Просто там много других интересных материалов, которые могут быть полезны для учителей, помимо тех, которые я использовала в своей работе

17 December 2017

Отсутствует календарно - тематический план. В данной конкурсной работе необходимо наличие только тех ресурсов, которые используете в своей работе вы.

17 December 2017

Светлана Фёдоровна, календарно - тематический план присутствует, просто таблица некорректно отобразилась в статье, в результате чего первый столбец стал намного шире, чем он был в исходном документе. Полностью увидеть календарно - тематический план вы сможете, если передвинете бегунок вправо или откроете исходный документ. Благодарю за понимание!

17 December 2017

Похожие публикации