Рабочая программа формирования культуры здорового образа жизни «Мое здоровье»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА
Рабочая программа формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования для детей с ОВЗ «МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
( доклад на МО воспитателей)
Составили и провели:
Русакевич О.А.,
Зерноград, 2020
Рабочая программа формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования для детей с ОВЗ «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» представляет собой комплексный подход формирования: знаний, установок, личных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, воспитанников, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Слайд 2)
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют прогнозировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей и воспитателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому воспитателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Мое здоровье». (Слайд 3)
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться укреплять своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. (Слайды 4, 5)
Задачи формирования культуры здорового образа жизни учащихся, воспитанников:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить учащихся, воспитанников осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Основные виды деятельности учащихся (Слайд 6)
навыки дискуссионного общения
психогимнастика
игра
оздоровительные часы
тренинги
инсценировки
анкетирование
тестирование
КВН
выступления в других классах
Режим проведения занятий:
1-й годобучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й годобучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й годобучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й годобучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
В результате усвоения программы учащиеся, воспитанники должны уметь: (Слайд 7)
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня самостоятельно;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать: (Слайд 8)
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Тематическое планирование основывается на книге Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или Школа доктора природы».
Вопросы анкеты составляли с учётом представления самих детей о здоровье/ здоровом образе жизни. С детьми проводился опрос во внеурочное время, во время воспитательских занятий.
Инструкция опросника: «Подчеркни правильный ответ». (Слайд 9,10)
1.Здоровье – это…
А) твоё хорошее самочувствие, настроение, высокие результаты в спорте – 2 балла;
Б) когда ничего не болит – 1 балл;
В) когда хочется гулять и играть – 0 баллов.
2.Продукты здорового питания – это…
А) овощи и фрукты – 2 балла;
Б) мучные изделия и сладости – 1 балл;
В) шоколад, ирис, газированные напитки – 0 баллов.
3.Чтобы сохранить своё здоровье –
А) нужно заниматься спортом и правильно питаться – 2 балла;
Б) нужно много гулять и не есть конфеты – 1 балл;
В) нужно больше лежать не двигаясь и как можно больше кушать – 0 баллов.
4.Признаки простуды – это…
А) вялость, сухость в носу или горле, насморк – 2 балла;
Б) когда не хочется в школу и когда тебе все мешают 1 балл;
В) когда хочется спать – 1 балл.
5. Я берегу своё зрение:
А) чередую чтение и подвижные игры – 2 балла;
Б) читаю только лёжа – 1 балл;
В) часами сижу за компьютером и телевизором – 0 баллов.
6.Я берегу свой слух:
А) люблю слушать не только музыку, но и звуки леса, реки и т.д. – 2 балла;
Б) часто слушаю громкую музыку – 1 балл;
Б) всегда и везде слушаю музыку в наушниках – 0 баллов.
7.Я забочусь о своих зубах:
А) чищу их утром и вечером – 2 балла;
Б) полощу зубы, они и так здоровые – 1 балл;
В) зубы не чищу, потому что хожу к стоматологу – 0 баллов.
8.Здоровый образ жизни – это…
А) путешествия, занятия спортом, прогулки на природе и т.д. – 2 балла;
Б) много гулять на улице – 1 балл:
В) телевизор и компьютерные игры – 0 баллов.
Оценка результатов
1. Высокий уровень (2 балла) – ребенок дает развернутый ответ, полностью владеет понятием (представлением о здоровье / здоровом образе жизни).
2. Средний уровень (1 балл) – ребенок дает неполный ответ, понятия (представления о здоровье / здоровом образе жизни) сформированы частично.
3. Низкий уровень (0 баллов) – ребенок ответа не дает, понятия (представления о здоровье / здоровом образе жизни) не сформированы.
В опросе принимали участие учащиеся, воспитанники начального звена. Итоги анкетирования были выведены в процентном соотношении, а не в количестве человек, в связи с тем, что ребёнок мог владеть информацией по одному вопросу в достаточной мере, а по другому вопросу его знания и представления были либо недостаточны, либо отсутствовали совсем.
Вначале были выявлены уровни отношения к своему здоровью по классам, что выражено в таблицах (Слайд 11,12) и диаграмме (Слайд 13). Затем была составлена сводная таблица по классам начального звена (Слайд 14) на основании, которой была составлена диаграмма «Отношения обучающихся 1-4-х классов к своему здоровью» (Слайд 15).
Проанализировав процентное соотношение по разным показателям, мы установили, что 1 класс соответствует низкому уровню состояния здоровья, 2-3 классы соответствуют среднему уровню состояния здоровья, 4 класс соответствует высокому уровню состояния здоровья. Мы смогли определить, на что необходимо обратить внимание в большей степени при составлении плана по программе формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования. (Слайд 16)
При составлении программы мы изучили и использовали Федеральный государственный образовательный стандарт, программу духовно-нравственного воспитания, которую составила Галкина Л.А. с соавторами, также было учтено содержание перспективно-тематического планирования. В обработке анкетирования, составлении таблиц и диаграмм нам помогала Жизнева Н.В..