Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребенок»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Здоровый ребенок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является обязательным разделом, отсюда возникает необходимость ее разработки в соответствии с требованиями стандарта.
Возникла необходимость замены ориентиров в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений учителя и ученика - должна быть установка — «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.
Здоровьесберегающее образование переходит на новый уровень здоровьеформирующего образования. Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как «способность к контролю и самоконтролю состояния здоровья».
Стандарты предполагают не только предметные, но и метапредметные результаты образовательной деятельности. Последние достигаются за счет интеграции нескольких учебных предметов.
Следует отметить тот факт, что именно в младшем дошкольном возрасте закладываются навыки по формированию здорового образа жизни, а особенности жизни в семье поселка Калинин Тамбовского района Тамбовской области (цыганские семьи) не мотивируют детей на здоровое санитарно-гигиеническое поведение. В семьях нет потребности в занятиях физической культурой и спортом, а присутствуют большие риски влияния негативных факторов на здоровье детей: курение, алкоголь, наркотики и др.
Поэтому Программа «Здоровый ребенок» включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование представлений о здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности повышение валеологической культуры педагогов и родителей.
Основные направления деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни:
Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
Рациональная организация учебного процесса и учебной нагрузки учащихся.
Обеспечение качественного горячего питания детей.
Совершенствование физического воспитания.
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление социальной адаптации ребенка.
Проведение валеологических занятий.
Проведение мониторинга здоровья.
Цель программы:
Создание условий для повышения общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки, создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне развитой личности.
Задачи программы:
Сформировать у учащихся представления об основных компонентах здорового образа жизни.
Выработать и закрепить у детей в период их обучения в школе осознанное отношение к здоровью в личной и общественной безопасности.
Обеспечить двигательную активность как важнейшее условие сохранения здоровья в соответствии с принципами возрастосообразности.
Научить обучающихся делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Развитие гармоничных отношений учащихся с социальным окружением.
Основными принципы программы являются:
Сознательность - осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Активность – предполагает высокую степень инициативы и творчества (как педагогов, так и родителей в поиске эффективных методов оздоровления.)
Доступность – учитывается возрастные особенности детей.
Систематичность - предполагает непрерывность процесса, а не от случая к случаю.
Цикличность - предполагает повторяющуюся последовательность.
Оздоровительная направленность – направленность на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Связи теории с практикой – приучать всех участников образовательных отношений применять знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Для достижения поставленных задач планируется осуществление комплекса оздоровительных мероприятий:
-динамические перемены;
- профилактическая работа по предупреждению заболеваемости;
-дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н.;
- ароматерапия;
-гимнастика «Маленьких Волшебников» ( Нестерюк Т.В.).
Сочетая двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в школе, создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.
Проведение комплекса занятий «Уроки здоровья» будет обеспечивать формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Предметом изучения, при обучении детей основам валеологии, является собственное тело ребенка. Дети получат научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» будут проводиться один раз в неделю. Они включают в себя следующие разделы:
«Я – человек»
«Мое здоровье»
«Мое дыхание»
«Уход за ушами»
«Забота о глазах»
«Мой язык и зубки»
«Как сделать сон полезным?»
«Забота о коже»
«Как следует питаться»
«Как закаляться»
«Вредные привычки»
«Мышцы, кости и суставы»
С целью формирования знаний о негативных факторах риска здоровью детей (курение, алкоголь, табакокурение, наркомания) предполагается проведение системы занятий разнообразной формы. Данные мероприятия направлены на исключение фактов наркомании, токсикомании в жизни школьников.
Важную роль в решении задач программы «Здоровый ребенок» играет семья, которая совместно со школой является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям ЗОЖ. Поэтому возникла необходимость в консультативно-информационной работе, которая включает в себя:
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для школьников;
ознакомление родителей с результатами мониторинга здоровья;
оформление памяток, информационных стендов;
информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт школы;
целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно – оздоровительной работы;
родительские практикумы по закаливанию, организации двигательного режима;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта, вечеров вопросов и ответов с участием специалистов;
индивидуальное консультирование родителей;
активное «включение» родителей в физкультурно-оздоровительную работу класса.
Работа в физкультурно-оздоровительном направлении должна пробудить у детей желание заботиться о своем здоровье,
Предполагаемый результат программы:
стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
сокращение количества дней, пропущенных по болезни;
активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей не только сохранению, но и развитию физического и психического здоровья детей;
осознанное желание соблюдать правила ЗОЖ.
Использование возможностей УМК «Перспектива» в реализации программы «Здоровый ребенок»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Направления |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
||||||||
первое полугодие |
второе полугодие |
||||||||||||||||
Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения |
Соблюдение санитарно-гигиенических требований к проведению уроков |
Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса |
Профилактика простудных заболеваний |
Профилактика простудных заболеваний |
Профилактика простудных заболеваний |
Профилактика простудных заболеваний |
Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса |
Соблюдение требований к освещению и проветриванию класса |
|||||||||
Проведение валеологических занятий |
Советы доктора Воды |
Наши друзья -вода и мыло |
Глаза-главные помощники человека |
Почему болят зубы |
Зачем человеку кожа |
Как следует питаться |
Как сделать сон полезным |
Чтобы уши слышали |
Как закаляться. |
||||||||
Профилактика вредных привычек |
«Вредные привычки, ведущие к болезням» беседа |
«Чем вреден алкоголь» беседа |
«Невидимые враги человека» конкурс рисунков |
«Говорим наркотикам -нет!» презентация |
«Азбука безопасного поведения» Игра |
||||||||||||
Консультационно-просветительская работа |
«Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу» индивидуальные консульт. |
«Безопасный маршрут ребенка от дома до школы» |
«Грипп и другие инфекции как с ними бороться» |
«Проблемы, которые должны решать взрослые в семье» индивидуальные консультации |
«Вредные привычки-профилактика в раннем возрасте» диспут |
«Как избежать конфликтов в семье?» памятка |
«Детский отдых в летнее время » |
||||||||||
Оздоровительные мероприятия |
Игры на свежем воздухе во время динамического часа. |
Проведение утренней гимнастики. Праздник мяча. |
Проведение утренней гимнастики. Учимся играть в футбол. |
Проведение утренней гимнастики. Строим снежную крепость |
Проведение утренней гимнастики. Эстафета на санках. |
День здоровья Военно-спортивный праздник |
Проведение утренней гимнастики. Праздник скакалки. |
Игры на свежем воздухе во время динамического часа. Веселые старты. |
Игры на свежем воздухе во время динамического часа. Украсим школьный двор цветами |
||||||||
Безопасный образ жизни |
«Азбука безопасности на дороге» презентация |
«Детям знать положено правила дорожные» игра «Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ |
«Правила поведения при пожаре» инструктаж по ТБ «Осторожно – тонкий лёд!» |
«Осторожно – гололёд!» инструктаж по ТБ «Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ |
«Чем опасны петарды» беседа «Осторожно – Мороз!» игра |
«Осторожно-огонь» беседа |
«Безопасные каникулы»инструктаж по ТБ |
«Осторожно-электричество!» беседа |
«Безопасность на воде» беседа |