12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абалян Елена Валериевна62
Россия, Самарская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

Данная программа «Школа Здоровья» реализует спортивно — оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальных классах. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в наше время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школы Здоровья».

 

Цель программы: обеспечение возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;                                   - добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы:

 

Данная программа строится на принципах:

- научности: в основе содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- доступности: определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- системности: определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации — быть здоровым, значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

- дискуссии

- беседы

- оздоровительные минутки

- практические работы

- подвижные игры на воздухе

 

Срок реализации образовательной программы:

1 учебный год (33 часа, 1 занятие в неделю) — 1 класс.

1 учебный год (34 часа, 1 занятие в неделю) — 2, 3 классы.

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Ожидаемые результаты:

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

1. Выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

2. Осуществлять активную оздоровительную деятельность.

3. Формировать своё здоровье.

 

Учащиеся должны знать:

1. Факторы, влияющие на здоровье человека.

2. Причины некоторых заболеваний.

3. Причины возникновения травм и правила оказания первой помощи.

4. Виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека.

5. О пользе физических упражнений для гармоничного развития человека.

6. Основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

Учебно — тематический план на год

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1

«Я и мои друзья»

4

1

3

2

«Береги здоровье смолоду»

5

1

4

3

«В здоровом теле — здоровый дух»

5

1

4

4

«Полезные советы»

6

2

4

5

«Я - ученик»

5

2

3

6

«Если хочешь быть здоров!»

8 + 1

1

7 (1)

 

 

33 (34)

8

25 (26)

 

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

Дата


1

«Я и мои друзья» - 4 часа

Советы доктора Воды.

 

1

 

2

Друзья Вода и Мыло.

1

 

3

Глаза – главные помощники человека.

1

 

4

Подвижные игры.

1

 


5

«Береги здоровье смолоду» - 5 часов

Чтобы уши слышали.

 

1

 

6

Почему болят зубы.

1

 

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

 

8

Как сохранить улыбку красивой.

1

 

9

Подвижные игры.

1

 

 

10

«В здоровом теле — здоровый дух» - 5 часов

«Рабочие инструменты» человека.

 

1

 

11

Зачем человеку кожа.

1

 

12

Надёжная защита организма.

1

 

13

Если кожа повреждена.

1

 

14

Подвижные игры.

1

 


 

15

«Полезные советы» - 6 часов

Питание – необходимое условие для жизни человека.


 

1

 

16

Здоровая пища для всей семьи.

1

 

17

Сон – лучшее лекарство.

1

 

18

Какое настроение?

1

 

19

Я пришёл из школы.

1

 

20

Подвижные игры.

1

 

 

21, 22

«Я — ученик» - 5 часов

Я — ученик.

 

2

 

23, 24

Вредные привычки.

2

 

25

Подвижные игры.

1

 

 

26

«Если хочешь быть здоров» - 8 часов

Скелет – наша опора.

 

1

 

27

Осанка – стройная спина.

1

 

28

Если хочешь быть здоров.

1

 

29

Правила безопасности на воде.

1

 

30, 31

Подвижные игры.

2

 

32, 33, 34

Обобщающие уроки «Доктора природы».

2 + 1

 

 

Содержание занятий.

«Я и мои друзья» - 4 часа

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и Мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!»

«Береги здоровье смолоду» - 5 часов

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Совушка», «Не пропусти мяч».


«В здоровом теле — здоровый дух» - 5 часов

Тема 10. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.

Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Поезд», «Весёлая эстафета», эстафеты со скакалками.


«Полезные советы» - 6 часов

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов». Тест.

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)


«Я - ученик» — 5 часов

Тема 21, 22. Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 23, 24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

Тема 25. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

«Если хочешь быть здоров» - 8 часов

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30, 31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

Тема 32, 33, 34 Обобщающие занятия «Школа здоровья». (2 + 1 час)

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.


Оборудование и обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе « Школа здоровья» необходимы следующие принадлежности:

  • спортивный инвентарь;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

Литература:

Аранская О. С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.

 Асвинова Т. Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

- Маюров А. Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.