Урок програмирования в Pascal «Ввод и вывод данных, вычисление математических выражений» (Информатика и ИКТ, 8-9 классы)

0
0
Материал опубликован 28 June 2023 в группе

Pascal. Программы 8 класс

Ввод и вывод данных, вычисление математических выражений



Задача (урок )

Напишите программу, запрашивающую Ваше имя (ввод с клавиатуры) и выводящую на экран приветствие "Здравствуйте, ..."

текст программы:
var a:string;
begin
writeln('Введите Ваше имя');
readln(a);
writeln('Здравствуйте, ',a);
end.



Задача (урок )

Напишите программу, запрашивающую Ваше имя, Ваш возраст и рост в см (ввод с клавиатуры) и выводящую на экран следующее сообщение:
Здравствуйте, ...
Вам ... лет
Ваш рост ... см

текст программы

var a:string;
    v,r:integer;
begin
writeln('Введите Ваше имя');
readln(a);
writeln('Сколько Вам лет');
readln(v);
writeln('Введите Ваш рост в см');
readln(r);
writeln('Здравствуйте, ',a);
writeln('Вам ',v,' лет');
writeln('Ваш рост ',r,' см');
end.





Вычисление математических выражений

Задача (урок )
Напишите программу для вычисления значение выражения y=5x+20 где x целое число, вводимое с клавиатуры. Вывод оформите следующим образом:
при x=...  y=...

Обратите внимание, что если x - цело число, то вычисляемый y тоже будет целым числом.
Математические выражения на Pascal расписываются со всеми математическими операциями и учитывая порядок действий: y:=5*x+20

текст программы:
var x,y:integer;
begin
writeln('введите целое число');
readln(x);
y:=5*x+20;
writeln ('при x=',x,' y =',y);
end.



Задача (урок )

Программа демонстрирующая работу функций div и mod.

текст программы:
var a,b:integer;
begin
writeln('введите целое число a');
readln(a);
writeln('введите целое число b');
readln(b);
writeln ('a mod b = ',a mod b);
writeln ('a div b = ',a div b);
end.

Условный оператор if ... then ... else (если ... тогда ... иначе)





Задача  (урок )
Напишите программу для вычисления значение выражения  

t1687978336aa.jpg






где x целое число, вводимое с клавиатуры.
Пояснение.
В данной задаче используется условный оператор if для того, чтобы исключить деление на 0. Пример алгоритма с ветвлением (или разветвляющийся алгоритм).

блок-схема
текст программы:
var x:integer;
    y:real;
begin
writeln('введите целое число');
readln(x);
if (x-3)<>0 then
begin
  y:=(x+5)/(x-3);
  writeln ('при x=',x,' y =',y);
end
else
writeln('значение выражения не определено');
end.



Задача (урок )

Вычислите значение выражения t1687978336ab.gif

x целое число, вводимое с клавиатуры.



Обратите внимание, что в данной задаче у нас идет ограничение на переменную x: под корнем выражение (5x-20) должно быть больше или равно 0 и (x-4) не равно 0. Задачу решаем с использование сложного условия.
Вариант 1 с "и": 
(5*x-20>=0) and (x-4<>0)
Вариант 2 с "или": 
(5*x-20<0) or (x-4=0)

блок-схема вариант 1



Задача (урок )

Составить программу, которая если вводимое с клавиатуры целое число четное выводить на экран сообщение "это четное число",  в противном случае - "это нечетное число".


текст программы:
var x:integer;
begin
writeln('Ведите целое число');
readln(x);
if x mod 2=0 then writeln('это четное число')
else writeln('это нечетное число');
end.

Задача (урок )

Составить программу, которая если вводимое с клавиатуры целое число больше 0 выводить на экран сообщение "это число положительное", если число равно 0 - "это ноль", если число меньше 0 - "это число отрицательное".
var x:integer;
begin
writeln('Ведите целое число');
readln(x);
if x>0 then writeln('это число положительное');
if x=0 then writeln('это ноль');
if x<0 then writeln('это число отрицательное');
end;



Задача (урок )
Составить программу-тест по арифметике, состоящую из 5 примеров. Программа должна работать следующим образом: на экран выводится пример (вопрос) и пользователь вводит ответ с клавиатуры. За 5 правильных ответов ставиться оценка "5", за 4 - "4", за 3 - "3", за 2, 1, 0 правильных ответов оценка "2".
Пояснение. 
При написании программы по данной задаче нам потребуется 5 переменных числового типа (лучше использовать тип real, но если оговорить, что ответами на примеры должны быть целые числа, ведь примеры подбирает сам учащийся, то используем тип integer). Назовем наши переменные для хранения ответов ot1, ot2, ot3, ot4, ot5, для оценки - oz. 
Подсчет и выставление оценки: через оператор if за каждый правильный ответ будем прибавлять 1 бал, а чтобы баллы накапливались используем формулу 
oz:=oz+1. Таким образом, в переменной oz будет храниться правильное количество ответов, но оценки 0 и 1 нет по условию задачи, следовательно нужно через if поставить "2" если oz<=2.


текст программы
var ot1,ot2,ot3,ot4,ot5:real;
    oz:integer;
begin
writeln('Вычислите');

writeln('12-4=?');

readln(ot1);
if ot1=8 then oz:=oz+1;

writeln('3*15=?');

readln(ot2);
if ot2=45 then oz:=oz+1;

writeln('8+13=?');

readln(ot3);
if ot3=21 then oz:=oz+1;

writeln('7/2=?');

readln(ot4);
if ot4=3.5 then oz:=oz+1;

writeln('9*7=?');

readln(ot5);
if ot5=63 then oz:=oz+1;

if oz<=2 then oz:=2;

writeln('Ваша оценка ',oz); 
end.



Задача (урок )

Напишите программу для нахождения корней квадратного уравнения
текст программы
var a,b,c,D:integer;
    x1,x2:real;
begin
writeln('Решение квадратного уравнения a*x*x+b*x+c=0');
writeln('введите a');
readln(a);
writeln('введите b');
readln(b);
writeln('введите c');
readln(c);  
D:=b*b-4*a*c;
if D>=0 then
begin
x1:=(-b+sqrt(D))/2*a;
x2:=(-b-sqrt(D))/2*a;
writeln('x1=',x1,' x2=',x2);
end
else writeln('нет корней');
end.


Задача (урок )
Напишите программу нахождения наибольшего числа из трех случайных чисел от 1 до 10.
Для нахождения наибольшего числа из трех, нужно сначала сравнить два числа и выбрать наибольшее из них через оператор if, затем сравнить полученное наибольшее с третьим числом, если третье число больше, то переприсваиваем.

текст программы
var a,b,c,max:integer;
begin
a:=random(20)+1;
writeln(a);
b:=random(20)+1;
writeln(b);
c:=random(20)+1;
writeln(c);
readln(c);
if a>b then max:=a else max:=b;
if max<c then max:=c;
writeln ('наибольшее из трех чисел ',max);
end.



Задача (урок )
Напишите программу которая "умеет" определять четное число вводиться с клавиатуры или нечетное.
Пояснение: четные числа делятся на 2 с остатком 0, поэтому нужно использовать в качестве условия функцию mod (x mod 2=0).
var m:integer ;
begin
writeln('введите число');
readln(m);
if m mod 2=0 then writeln('число четное')
else writeln('число нечетное');
end.



Работа со строковыми функциями copy и length 
Задача (урок )
Напишите программу, которая у любого введенного с клавиатуры слова, длинной не более 15 символов вырезает подстроку с 5-го символа длинной в 5 символов.
текст программы
var sl:string[15];
begin
writeln('Ведите слово длинной не более 15 символов');
readln(sl);
writeln('Результат - ',copy(sl,5,5));
end.

Задача 10 
(урок 09.03.21)
Напишите программу, которая у любого введенного с клавиатуры слова меняет местами 1-ю и последнюю буквы.
Пояснение.
Пусть исходная строка храниться под именем s, тогда последний символ нового слова он же первый символ исходного подстрока - copy(s,1,1).
Как узнать номер последнего символа исходного слова? У нас есть функция вычисляющая длину строки length, количество символов в слове и номер последнего символа это одно и то же число. Получаем первый символ нового слова - copy(s,length(s),1).
Осталось найти середину: нам нужно вырезать со второго символа строчку длинной на 2 символа меньше, чем длинна исходного слова (первый и последний символу уже использованы) - copy(s,2,length(s)-2)

Чтобы было проще записывать выражение, присвоим значение функции переменной n:=length(s)

текст программы
var s:string;
    n:integer;
begin
writeln('Ведите слово');
readln(s);
n:=length(s);
writeln('Результат -', copy(s,n,1)+copy(s,2,n-2)+copy(s,1,1));
end.



Задача (урок )
Напишите программу, которая получает с клавиатуры слово и если количество букв в слове четное выводит половинку слова (например: дорога - дор), если количество букв в слове нечетное, тогда часть слова до центральной буквы и последнюю букву (например: ромашка - рома).
текст программы

var s:string;

    k:integer;

begin

writeln('введите слово');

readln(s);

k:=length(s);

if k mod 2=0 then writeln(copy(s,1,k div 2))

else

writeln(copy(s,1,k div 2)+copy(s,k,1));

end.


Задача (урок )

Напишите программу, которая получает с клавиатуры слово и если количество букв в слове кратно 4 выводит вторую половинку слова (например: крокодил - одил), если количество букв в слове не кратно 4, тогда последние 2 буквы (например: ромашка - ка).
текст программы

var s:string;

    k,n:integer;

begin

writeln('введите слово');

readln(s);

k:=length(s);

if k mod 4=0 then

begin

n:=k div 2;

writeln(copy(s,n+1,n))

end

else

writeln(copy(s,k-1,2));
end.


Задача (урок )
Напишите программу, которая для любого вводимого с клавиатуры трехзначного числа вычисляет и выводит на экран количество сотен, десятков и единиц (например, для числа 741 результат будет: сотен - 7, десятков, - 4, единиц - 1)
текст программы
var x:integer;
    e,d,s:integer;
begin
writeln('введите 3-х значное число');
readln(x);
s:=x div 100;
e:=x mod 10;
d:=x div 10 mod 10;
writeln('сотен - ',s,' десятков - ',d,' единиц - ',e);
end.

Задача (урок)

Составить программу, в которой стороны прямоугольника (a - ширина, b - высота) задаются двумя случайных числа в диапазоне от 5 до 20 и если a больше b, то вычисляется площадь прямоугольника,  иначе - периметр. Вывод данных оформить следующим образом:
ширина ...
высота ...
площадь (или периметр) ...
блок-схема
текст программы
var a,b,s,p:integer;
begin
a:=random(16)+5;
writeln(a);
b:=random(16)+5;
writeln(b);
if a>b then
begin
s:=a*b;
writeln('площадь ',s);
end
else
begin
p:=2*(a+b);
writeln('периметр ',p);
end;
end.




Оператор цикла с известным количеством повторений for i:=начальное значение to конечное значение do оператор




Задача 
(урок )
Составьте программу, которая из 10 случайных чисел из промежутка от 10 до 20 находит количество чисел меньших 17. Оформите вывод следующим образом: вывод чисел через пробел в строчку, на следующей строке количество чисел меньших 17.
блок-схема
текст программы
var i,x,k:integer;
begin
k:=0;
for i:=1 to 10 do
begin
x:=random(11)+10;
write(x,' ');
if x<17 then k:=k+1;
end;
writeln;
writeln('Количество меньших 17 ',k);
end.





Задача 
(урок )
Составьте программу, которая выводит на экран в строчку 15 случайных чисел из промежутка от 1 до 30 и подсчитывает количество четных чисел.
Пояснение. 
Обратите внимание, что переменная k - счетчик, поэтому начальное значение переменной обнуляем. Условие для подсчета четных: if a mod 2 =0 then k:=k+1, т.е. если  число четное, то k увеличивается на 1.
Текст программы
var i,a,k:integer;
begin
k:=0;
for i:=1 to 15 do
begin
a:=random(30)+1;
if a mod 2=0 then k:=k+1;
write(a,' ');
end;
writeln;
writeln('Количество четных ',k);
end.



Задачи из ОГЭ по информатике на циклы:

Что будет напечатано в результате работы следующей программы?



var s,k:integer;

begin
s:=50;
for k:=1 to 6 do s:=s-4;
write(s);
end.

Работа программы:
var s,k:integer; - описание переменных целого типа s и k
s:=50; - s=50
for k:=1 to 6 do s:=s-4;
    k=1 s=50-4=46
    k=2 s=46-4=42
    k=3 s=42-4=38
    k=4 s=38-4=34
    k=5 s=34-4=30
    k=6 s=30-4=26
write(s); - вывод на экран значение переменной s равное 26

Можно решить данную задачу выражением.

Цикл выполняется 6 раз, следовательно  s = 50 - 6*4 = 26


Оператор цикла while (цикл ПОКА)

while <условие> do оператор;


Выполняет действие или действия пока истинно условие. После каждого прохождения тела цикла, условие проверяется и если условие ложно, осуществляется выход из цикла. 
Если условие истинно всегда, то происходит зацикливание.Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.
Условие - логическое выражение, записанное с помощью логических операторов сравнения.



Задача (урок )
Составьте программу,которая для введенного с клавиатуры целого числа выводит на экран в столбик число единиц, десятков, сотен и т.д.
Пример: 742
результат
2
4

7
Текст программы
var x,a:integer;
begin
readln(x);
writeln('результат');
while x<>0 do
begin
a:=x mod 10;
writeln(a);
x:=x div 10;
end;
end.

Задача (урок 27.04.2021)
Составьте программу, которая пока не будет введен 0 запрашивает целые положительные числа с клавиатуры и находит среди них наибольшее. Результат выводится на экран.

Пояснение 
Обратите внимание, что если требуется найти наибольшее число, начальное значение переменной, в которой будем его хранить, делаем наименьшим из возможных (в данном случае max=0). 

Условие для нахождения максимального элемента if a>max then max:= a.
блок-схема
Текст программы
var x,max:integer;
begin
max:=0;
readln(x);
while x<>0 do
begin
if x>max then max:=x;
readln(x);
end;
writeln('max=',max);
end.

Задача (урок )
Составьте программу, которая пока не будет введен 0 запрашивает целые положительные числа с клавиатуры и находит среди них количество двузначных чисел, оканчивающихся на цифру 3. Среди вводимых чисел обязательно есть такое число. Результат выводится на экран.
Пояснение. 
Для подсчета количества используем накопитель, переменную k. Обратите внимание, что переменная k - счетчик, поэтому начальное значение переменной обнуляем. Условие для подсчета: (x mod 10=3) - окончание на 3, (x>9) and (x<100) - двузначное число, k:=k+1, т.е. если  число удовлетворяет условию, то k увеличивается на 1.

Текст программы
var x,k:integer;
begin
k:=0;
readln(x);
while x<>0 do
begin
if (x mod 10=3)and(x>9)and(x<100) then k:=k+1;
readln(x);
end;
writeln('результат',k);
end.

Задача (урок)
Составьте программу, которая выводит на экран в строчку 10 случайных чисел из промежутка от 2 до 7 и подсчитывает количество чисел равных 2.
Пояснение. 
Для подсчета количества двоек используем накопитель, переменную k. Обратите внимание, что переменная k - счетчик, поэтому начальное значение переменной обнуляем. Условие для подсчета 2: if a=2 then k:=k+1, т.е. если  число равно 2, то k увеличивается на 1.

Текст программы
var i,a,k:integer;
begin
k:=0;
for i:=1 to 10 do
begin
a:=random(6)+2;
if a=2 then k:=k+1;
write(a,' ');
end;
writeln;
writeln('Количество двоек ',k);
end.

Задача (урок)
Составьте программу, которая выводит на экран в строчку 10 случайных чисел из промежутка от 1 до 30 и находит наибольшее число.

Пояснение 
Обратите внимание, что если требуется найти наибольшее число, начальное значение переменной, в которой будем его хранить, делаем наименьшим из возможных (в данном случае max=0). 

Условие для нахождения максимального элемента if a>max then max:= a.
Текст программы
var i,a,max:integer;
begin
max:=0;
for i:=1 to 10 do
begin
a:=random(30)+1;
if a>max then max:=a;
write(a,' ');
end;
writeln;
writeln('Максимальное ',max);
end.

Задача (урок)
Составьте программу, которая выводит на экран в строчку 10 случайных чисел из промежутка от 1 до 30 и находит наименьшее число.

Пояснение 
Обратите внимание, что если требуется найти наименьшее число, начальное значение переменной, в которой будем его хранить, делаем наибольшим из возможных (в данном случае min=31). 

Условие для нахождения наименьшего if a<min then min:= a.
Текст программы
var i,a,min:integer;
begin
min:=31;
for i:=1 to 10 do
begin
a:=random(30)+1;
if a<min then min:=a;
write(a,' ');
end;
writeln;
writeln('Наименьшее ',min);
end.


Задача (урок)
Составьте программу, которая выводит на экран в строчку 10 случайных чисел из промежутка от 1 до 10 и находит сумму чисел <=3.
var i,a,s:integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 10 do
begin
a:=random(10)+1;
if a<=3 then s:=s+a;
write(a,' ');
end;
writeln;
writeln('Сумма чисел <=3 ',s);
end.

Задача (урок)
Составьте программу, которая из 5, вводимых с клавиатуры целых чисел, находит максимальное число, оканчивающееся на цифру "5" (среди вводимых чисел обязательно есть такое число).
Текст программы

var i,a,max:integer;
begin
max:=0;
for i:=1 to 5 do
begin
readln(a);
if 
(a mod 10=5) and (a>max) then max:=a;
end;
writeln('
Максимальное число оканчивающееся на 5: ',max);
end.


Задача (урок)
Составьте программу, вычисляющую значение выражения 
f=1+2+3+4+ ...+n, где n - целое положительное число, вводимое с клавиатуры.
Пояснение 
Обратите внимание, что в формуле складываются числа с 1 и по порядку до n. Мы знаем, что переменная цикла for i, тоже принимает значения с начального до конечного по порядку. Если n будет конечным значение переменной цикла, то i будет принимать нужные нам слагаемые: 1, 2 ,3, 4 ... n.
Остается понять как организовать сложение, здесь и в подобных случаях используется формула f:=f+i и в самом начале программы или перед циклом переменной f присваивается значение 0 (f:=0)
Ход программы (пример):
пусть f=0, n=4

работа оператора for i:=1 to n do f:=f+i
шаг 1: i=1 f=0+1=1, в ОП (оперативной памяти) f=1
шаг 2: i=2 f=1+2=3, в ОП f=3
шаг 2: i=3 f=3+3=6, в ОП f=6
шаг 2: i=4 f=6+4=10, в ОП f=10

Проверка: f=1+2+3+4=10

Текст программы

var i,f,n:integer;

begin

f:=0;

writeln('введите целое число < 100');

readln(n);

for i:=1 to n do f:=f+i;

writeln('f=',f);

end.


Задача (урок)
Составьте программу, вычисляющую значение выражения 
f=1*2*3*4* ...*n, где n - целое положительное число, вводимое с клавиатуры.
Пояснение 
В данной программе мы используем тот же прием, что и в примере 8, но в данной ситуации нам не подходит начальное значение f=0 (при умножении на 0 произведение равно 0). Нам нужно число не влияющее на результат умножения, т.е. начальное значение f=1.
Получаем
for i:=1 to n do f:=f*i
Текст программы
var i,f,n:integer;
begin
f:=1;
writeln('введите целое число < 100');
readln(n);
for i:=1 to n do f:=f*i;
writeln('f=',f);
end.


Задача  (урок)
Составьте программу, вычисляющую значение выражения 

t1687978336ac.jpg







где 
n - целое положительное число, вводимое с клавиатуры.
Пояснение
В данной программе целесообразно отдельно посчитать в цикле числитель (например, f1=1+2+3+...+n) и знаменатель (f2=1*2*3*...*n), а после цикла вычислить все выражение f=f1/f2.
Обратите внимание, что в данной программе знаменатель никогда не будет равным 0, поэтому исключать деление на 0 через оператор if не нужно.

Текст программы
var i,f1,f2,n:integer;
    f:real;
begin
f1:=0;
f2:=1;
writeln('введите целое число < 100');
readln(n);
for i:=1 to n do
begin
f1:=f1+i;
f2:=f2*i;
end;
f:=f1/f2;
writeln('f=',f);
end.


Задача (урок)
Составьте программу, вычисляющую значение выражения 

t1687978336ad.jpg







где 
x - целое число, n - целое положительное число, вводимые с клавиатуры.
Пояснение
В данной задаче на каждом шаге цикла нам нужно получить соответствующую степень числа x. На первом - 1-ю, на втором - 2-ю и т.д. Мы не можем использовать переменную цикла i в формуле, так как в pascal нет функции степень с произвольным показателем. Если взять переменную p с начальным значением 1 (p:=1) и в цикле использовать формулу для подсчета степени числа x p:=p*x, то получим:
шаг 1: i=1 p=1*x=x
шаг 2: i=2 p=x*x
шаг 3: i=3 p=x*x*x и т.д.

Но нам нужно подсчитывать и сумму степеней f=x+x*x+x*x*x+.... В этом же цикле будем считать сумму по формуле f:=f+p, задав начальное значение f=0.
шаг 1: i=1 p=1*x=x, f=0+p=x
шаг 2: i=2 p=x*x, f=x+p=x+x*x
шаг 3: i=3 p=x*x*x, f=x+x*x+x*x*x и т.д.

Текст программы
var i,f,p,n,x:integer;
begin
f:=0;
p:=1;
writeln('введите целое число < 100');
readln(n);
writeln('введите число x');
readln(x);
for i:=1 to n do 
begin
p:=p*x;
f:=f+p;
end;
writeln('f=',f);
end.

Задача (урок)
Составьте программу, вычисляющую значение выражения
 f= x+2x+3x+...+nx
где 
x - целое число, n - целое положительное число, вводимые с клавиатуры.
Пояснение
В этой программе будем использовать переменную цикла i как коэффициент для переменной x: 

for i:=1 to n do f:=f+i*x


Текст программы
var i,f,n,x:integer;
begin
f:=0;
writeln('введите целое число < 100');
readln(n);
writeln('введите число x');
readln(x);
for i:=1 to n do f:=f+i*x;
writeln('f=',f);
end.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации