Произведение о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»

3
1
Материал опубликован 9 May 2021

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Произведение о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок».

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт учащихся; учиться ставить перед собой читательскую задачу, учить выразительно читать прозаическое произведение.

Метопредметные:

-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умение решать творческие задачи;

- регулятивные: формировать ставить перед цель деятельности на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

- коммуникативные: формировать умение слушать других, работать в группах, стимулировать мотивацию обучения через применение ИКТ.

- личностные: пробуждать любовь к родной природе; учить эмоционально-эстетическому восприятию художественного текста.

Оборудование: мультимедийна презентация.

Литература: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс.

п.п.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Психологическая установка на работу

Я рада приветствовать вас на нашем уроке чтения, желаю нам сегодня хорошего настроения.



2

Актуализация знаний учащихся

Слайд 2

-Над какой большой темой мы работаем в течение нескольких уроков?

-Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежды. Многие поэты, писатели, художники и композиторы в своем творчестве передавали восхищение этим временем года.

-Назовите фамилию автора и название произведения.

1.«Прилетели на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное а вы ссоритесь?»

2. «Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями».

3. Не сразу явилась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?»

-Весна, весна красная.











Николай Сладков «Проталина»



А. Чехов «Весной»


Г. Скребицкий «Весна - художница»

Познавательные УУД

3

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы работали дома?

-Выразительное чтение стихотворения. Слайд 3

Мы читали стихотворение А. Барто «Апрель»

Познавательные УУД

4

Работа в группах

Птицы – это вестники весны. Именно они возвещают о пробуждении природы, несут на своих крыльях первое весеннее тепло. Вспомните поговорки о птицах. Слайд 4

Каждой группе даны начало поговорки, надо найти конец поговорки.

1 группа – Увидал грача – …(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков)

2 группа – На шесте скворец, …..…(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков)

3 группа Сколько проталинок - …. …(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков)

Коммуникативные УУД

5.

Сообщение темы урока

Но одну птицу на Руси почитают особенно, даже праздник 22 марта, в день весеннего равноденствия, назвали в ее честь. Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая эта, и весна вступает в свои права. Слайд 5

Отгадайте что это за птица:

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют?

(Жаворонок) слайд 6

Да, конечно, это жаворонок. Его зазывали закличками, мамы и бабушки пекли жаворонков, дети водили хоровод и пели заклички, приглашая весну.

-Хотите послушать весеннюю песню жаворонка?

Дети отгадывают загадку.

Определяют тему урока

















Слушают запись песни полевого жаворонка.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД







Познавательные УУД

6.

Открытие нового

-У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок». Слайд 7

Наша задача сегодня научиться читать этот рассказ выразительно, передавая в своем чтении чувства, эмоции автора.

Чтение рассказа учителем (прием показа)


Коммуникативные УУД (построение свободных речевых высказываний)


Физминутка

«Лесная физминутка» слайд 8





Проверка восприятия произведения.

- Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

- Как автор описывает восход солнца, прочитайте.

- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте.

-Кто слушал весеннюю песню? Слайд 9

-О чем они думали?

-Прочитайте последний абзац.

-С чем сравнивает автор жаворонок.


-Стало радостно от прихода весны.


Стало светло, тепло.

Дети выборочно читают текст.




Познавательные УУд

7.

Подготовка к выразительному чтению.

Словарная работа.

Слайд 10

-Какие слова непонятны при чтении?

Слайд

Повторное чтение рассказа учениками по цепочке.

одумайте, почему все радовались песне жаворонка?

-Давайте подготовим рассказ к выразительному чтению.

- Каким настроением пронизан первый абзац?

-Какой темп чтения мы выберем?



-Меняется ли темп чтения, настроение во втором абзаце?

Раз появилось движение, темп чтения немного станет быстрее.

-Как мы будем читать строки, рассказывающие о песне жаворонка?

- Рады ли жители луга, леса, все, кто услышал эту песню?

-Посмотрите, все стали торопиться навстречу весеннему солнышку: и жучки, и паучки, и барсук и даже медведь стал ворочаться, просыпаясь в своей берлоге.

-Для чего автор написал этот рассказ?




Какое чувство нужно передать в своем чтении?











-Еще холодно, снег лежит, поэтому читать его грустно.

-Читать надо не быстро, потому что медленно встает солнце, как будто открывает нам картинку дня.


-Да, меняется, появляется движение



- Да, очень рады, настроение становится веселым, светлым.








Что бы поделиться с нами чувством радости, которую принесла песня жаворонка пробуждающейся природе.


Чувство радости от прихода весны, они все думали, что уже не будет морозов, скоро наступит тепло.

Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять главное)

8.

Творческая работа Словесное рисование.

Закройте на мгновение глаза… (звучит музыка).

-Какую картину вы нарисовали бы, если бы перед вами стоял мольберт, холст и лежали краски.

-Расскажите какие бы краски вы взяли, что изобразили бы

Дети рассказывают какую картину они представили, читая рассказ.

Личностные УУД

9.

Выразительное чтение рассказа учащимися.

Сопоставление выразительного чтения рассказа учениками


Личностные УУД

10.

Итог урока.

Рефлексия.

- С каким произведением мы познакомились?

- Что вам понравилось?

-Какое настроение оставила у вас работа над этим произведением.

Оцените: если вы работали с желанием, были уверены в себе, вам было интересно прикрепите к доске желтого жаворонка, если вы работа с желанием, но были не уверенны в себе, волновались прикрепите синего жаворонка; если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать, волновались, прикрепите красного жаворонка.

С рассказом Г. Скребицкого «Жаворонок»


Дети оценивают свою работу на уроке, прикрепляют к доске жаворонка выбранного цвета

Регулятивные УУД

Личностные УУД

11

Домашнее задание

Выразительного чтение рассказа, выучить наизусть 1 абзац.

-Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и живописи. Пусть каждый из вас унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Валентина Михайловна, спасибо за публикацию. Вы в карте урока прописали слайды презентации, а саму презентацию не представили. Её не хватило для полного восприятия данного урока. Жаль, что не указали ссылки на использованные источники. Надеюсь на понимание.

10 May 2021