Произведение о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Произведение о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок».
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт учащихся; учиться ставить перед собой читательскую задачу, учить выразительно читать прозаическое произведение.
Метопредметные:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умение решать творческие задачи;
- регулятивные: формировать ставить перед цель деятельности на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные: формировать умение слушать других, работать в группах, стимулировать мотивацию обучения через применение ИКТ.
- личностные: пробуждать любовь к родной природе; учить эмоционально-эстетическому восприятию художественного текста.
Оборудование: мультимедийна презентация.
Литература: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс.
№ п.п. | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Психологическая установка на работу | Я рада приветствовать вас на нашем уроке чтения, желаю нам сегодня хорошего настроения. | | |
2 | Актуализация знаний учащихся | Слайд 2 -Над какой большой темой мы работаем в течение нескольких уроков? -Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежды. Многие поэты, писатели, художники и композиторы в своем творчестве передавали восхищение этим временем года. -Назовите фамилию автора и название произведения. 1.«Прилетели на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное а вы ссоритесь?» 2. «Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями». 3. Не сразу явилась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?» | -Весна, весна красная. Николай Сладков «Проталина» А. Чехов «Весной» Г. Скребицкий «Весна - художница» | Познавательные УУД |
3 | Проверка домашнего задания. | - С каким произведением вы работали дома? -Выразительное чтение стихотворения. Слайд 3 | Мы читали стихотворение А. Барто «Апрель» | Познавательные УУД |
4 | Работа в группах | Птицы – это вестники весны. Именно они возвещают о пробуждении природы, несут на своих крыльях первое весеннее тепло. Вспомните поговорки о птицах. Слайд 4 | Каждой группе даны начало поговорки, надо найти конец поговорки. 1 группа – Увидал грача – …(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков) 2 группа – На шесте скворец, …..…(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков) 3 группа Сколько проталинок - …. …(весну встречай; он весне гонец; столько и жаворонков) | Коммуникативные УУД |
5. | Сообщение темы урока | Но одну птицу на Руси почитают особенно, даже праздник 22 марта, в день весеннего равноденствия, назвали в ее честь. Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая эта, и весна вступает в свои права. Слайд 5 Отгадайте что это за птица: Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок) слайд 6 Да, конечно, это жаворонок. Его зазывали закличками, мамы и бабушки пекли жаворонков, дети водили хоровод и пели заклички, приглашая весну. -Хотите послушать весеннюю песню жаворонка? | Дети отгадывают загадку. Определяют тему урока Слушают запись песни полевого жаворонка. | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД Познавательные УУД |
6. | Открытие нового | -У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок». Слайд 7 Наша задача сегодня научиться читать этот рассказ выразительно, передавая в своем чтении чувства, эмоции автора. Чтение рассказа учителем (прием показа) | | Коммуникативные УУД (построение свободных речевых высказываний) |
| Физминутка | «Лесная физминутка» слайд 8 | | |
| Проверка восприятия произведения. | - Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? - Как автор описывает восход солнца, прочитайте. - Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте. -Кто слушал весеннюю песню? Слайд 9 -О чем они думали? -Прочитайте последний абзац. -С чем сравнивает автор жаворонок. | -Стало радостно от прихода весны. Стало светло, тепло. Дети выборочно читают текст. | Познавательные УУд |
7. | Подготовка к выразительному чтению. | Словарная работа. Слайд 10 -Какие слова непонятны при чтении? Слайд Повторное чтение рассказа учениками по цепочке. -Подумайте, почему все радовались песне жаворонка? -Давайте подготовим рассказ к выразительному чтению. - Каким настроением пронизан первый абзац? -Какой темп чтения мы выберем? -Меняется ли темп чтения, настроение во втором абзаце? Раз появилось движение, темп чтения немного станет быстрее. -Как мы будем читать строки, рассказывающие о песне жаворонка? - Рады ли жители луга, леса, все, кто услышал эту песню? -Посмотрите, все стали торопиться навстречу весеннему солнышку: и жучки, и паучки, и барсук и даже медведь стал ворочаться, просыпаясь в своей берлоге. -Для чего автор написал этот рассказ? Какое чувство нужно передать в своем чтении? | -Еще холодно, снег лежит, поэтому читать его грустно. -Читать надо не быстро, потому что медленно встает солнце, как будто открывает нам картинку дня. -Да, меняется, появляется движение - Да, очень рады, настроение становится веселым, светлым. Что бы поделиться с нами чувством радости, которую принесла песня жаворонка пробуждающейся природе. Чувство радости от прихода весны, они все думали, что уже не будет морозов, скоро наступит тепло. | Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять главное) |
8. | Творческая работа Словесное рисование. | Закройте на мгновение глаза… (звучит музыка). -Какую картину вы нарисовали бы, если бы перед вами стоял мольберт, холст и лежали краски. -Расскажите какие бы краски вы взяли, что изобразили бы | Дети рассказывают какую картину они представили, читая рассказ. | Личностные УУД |
9. | Выразительное чтение рассказа учащимися. | Сопоставление выразительного чтения рассказа учениками | | Личностные УУД |
10. | Итог урока. Рефлексия. | - С каким произведением мы познакомились? - Что вам понравилось? -Какое настроение оставила у вас работа над этим произведением. Оцените: если вы работали с желанием, были уверены в себе, вам было интересно прикрепите к доске желтого жаворонка, если вы работа с желанием, но были не уверенны в себе, волновались прикрепите синего жаворонка; если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать, волновались, прикрепите красного жаворонка. | С рассказом Г. Скребицкого «Жаворонок» Дети оценивают свою работу на уроке, прикрепляют к доске жаворонка выбранного цвета | Регулятивные УУД Личностные УУД |
Домашнее задание | Выразительного чтение рассказа, выучить наизусть 1 абзац. -Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и живописи. Пусть каждый из вас унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка. | | |
Голдина Лилия Вильевна