12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Руппель Елена Николаевна2714
Работаю в МКОУ«Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Кемеровского муниципального района.Стаж педагогической работы - 30 лет.
Россия, Кемеровская обл., Кемеровский район,п.Новостройка
33

Урок чтения «Рассказ «Декабрь» Г.Скребицкого» в 5 классе специальной (коррекционной) школы YIII вида

Руппель Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципальное казённое образовательное учреждение

«Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Кемеровского муниципального района


 


 

Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение. Каждый учащийся на уроке получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Урок чтения по теме : « Рассказ «Декабрь» Г.Скребицкого» в 5 классе специальной (коррекционной) школы YIII вида.

Цель урока: познакомить с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь».

Образовательные задачи: учить работать с текстом и словом писателя, анализировать эпизоды, составлять план произведения, пересказывать его по составленному плану.

Коррекционно-развивающие задачи: отработка навыка выразительного чтения, коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение активного словарного запаса, развитие логического мышления, умение делать выводы.

 

Воспитательные задачи: воспитывать мотивацию к учению, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

В урок включены следующие виды чтения:

выборочное чтение;

чтение по цепочке;

деление текста на части;

озаглавливание частей;

пересказ прочитанного.

Оборудование: учебник, оформленная доска, выставка книг, портрет Г.Скребицкого, иллюстрации зимнего леса; презентация: животные леса, птицы, репродукция картины И. Шишкина «Зима», раздаточный материал (изображения животных),словарь.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Ребята, наведите порядок на своих партах. Встаньте ровно, красиво. А теперь тихонько садитесь. Положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы готовы меня слушать

II. Речевая разминка( работа по выработке интонационно – правильного чтения).

В декадре , в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

III. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом?

Послушаем, как вы выучили наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?

Как поэт называет Зиму?

Каким вы представляете зимний лес?

Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?

Чтение наизусть стихотворения «Чародейкою Зимою…» (4 учащихся)

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Ну вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Но, чтобы продвигаться по нему дальше, нужно правильно выполнить задания:

1. Назовите и расположите в правильном порядке зимние месяцы

(1 учащийся на доске располагает названия зимних месяцев)

Декабрь

Январь

Февраль

2. О каком из месяцев говорят?

год кончает, а зиму начинает.

(запись на доске)

Объяснить это выражение.

3. Работа с загадками

У вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Зимой греет, весной тлеет,

летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

Старик у ворот тепло уволок,

сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

Y. Знакомство с рассказом.

Сегодня на уроке, чтобы лучше узнать о зимнем лесе, мы познакомимся с рассказом Г.А. Скребицкого «Декабрь».

(запись на доске, портрет автора на доске)

Георгий Алексеевич Скребицкий

(1903 – 1964)

(рассказ учителя)

Ученый-натуралист, охотник, следопыт, детский писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

Натуралист – человек, который наблюдает за природой и изучает ее.

Скребицкого называли «проводником…, который помогает открывать новый мир природы для ребят. Им были написаны много книг: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» (выставка книг автора).

Физминутка:

Представьте себя деревьями в лесу.

Вы высокие (потянулись)

Раскидистые (руки развели в стороны).

На вас падает снег

И ветки постепенно опускаются

ниже и ниже (руки медленно опускают)

стряхнули снег (потрясли руками)

А теперь вы – снежинки!

Вы медленно вьетесь в воздухе (покачивание)

И опускаетесь на землю. (присели).

YI. Работа с текстом:

Чтение учителя.

Какие признаки зимы описаны в рассказе? Как меняется природа с приходом декабря?

Чтение учащихся (по абзацам).

3) Чтение учащихся (цепочкой).

4) Беседа по содержанию:

Словарная работа:

Долины

Пронизывающего

Логовища

Натуралист

Обитатели

Покров

Солнцестояние


 

- Какие слова вам не понятны?

- Определите, к какой части речи относятся данные слова.

- Какое слово лишнее?

- На какие две группы можно разделить данные слова? (Сущ. ед. и мн. числа.)

Чтение слов учащимися.

Что обозначает слово «долины»?

(запись на доске)

Долины – пространство вдоль реки;впадина между горами.

Что о них сказано в тексте?

Как ведут себя лесные жители?

Как можно узнать, что в лесу продолжается жизнь?

Какими словами назвал автор зверей? (чуткие, осторожные) Объясните.

Следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (презентация: изображения барсука, ежа)

Межпредметные связи.

Назовите зверей, изображенных на картинках( у каждого ученика своя картинка)

К какой части речи относится слово? Докажите.

Как ведут себя птицы зимой?

(презентация: изображения рябчика, тетерева, глухаря)

Почему они спят под снегом?

Какую пользу приносит растениям снежный покров?

(иллюстрации зимнего леса на доске).

Какими словами называет автор снег? (пушистая снежная «перинка»)

Объясните это выражение. (мягкий, легкий, пушистый, как перья)

Слово на доске:

Перина – (от слова «перо») длинный мешок, набитый пухом или перьями.

Как в тексте назван декабрь? Зачитать.

Какое название имеет дата 21 декабря? Почему?

На доске:

21 декабря

День зимнего

Солнцестояния

YI. Закрепление

Работа с планом

Запись на доске:

План:

1.Снова зима.

2.Узор следов на снегу.

3.Сладкий сон под белым покрывалом.

4.Длинные ночи и короткие дни.

Подобрать строки из текста к каждому пункту плана.

3. Пересказ.

YII. Работа по картине И.Шишкина «Зима»

Рассматривание картины:

Что изображено на переднем плане?

На заднем плане картины?

Какие строки можно подобрать к этой картине из текста?

YIII. Зимние приметы.

Прочитайте зимние приметы, постарайтесь их запомнить.

1.В декабре метели – будут пчелы хорошо роиться.

2.Птица хохлится – к непогоде.

3.Облака идут против ветра – к снегу.

4.Зима без снега – лето без хлеба.

5.Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу.

6.Вороны летают и кружатся – к морозу.

Как вы думаете знание зимних примет и наблюдательность пригодятся вам в жизни?

IX. Домашнее задание:

Приготовить пересказ текста по плану.

X. Итог урок. Выставление оценок.

С каким произведением работали?

Кто автор произведения?

Назовите день зимнего солнцестояния.

Что это значит?

Как стали одеваться люди с приходом зимы?

Какие заботы прибавляются у людей с наступлением зимы?

Чем вы можете помочь взрослым?

Какие праздники народ отмечает зимой?

По мере ответов детей, я раздаю жетоны.Оценку выставляю по количеству набранных жетонов. На уроке организовывались ситуации, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику. Велась работа по формированию активного отношения к учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Данный урок отличается хорошим обучающим климатом, чему в большей мере способствовало доброжелательное поведение учителя, умение сочетать индивидуальную и фронтальную работу.

Биография Георгия Скребицкого


 

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова, и они всей семьёй переезжают в г. Чернь Тульской губернии. В семье очень любили природу, а отчим был охотником и рыболовом и смог увлечь мальчика. Георгий Скребицкий вспоминал, что его с детства интересовали природоведение и художественная литература. Именно эти увлечения и помогли ему стать писателем-натуралистом.

В 1925 году Скребицкий заканчивает литературное отделение в Институте слова, а затем зоотехнический институт и становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии при МГУ. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания.

Первый рассказ «Ушан» о зайчонке-листопаднике Скребицкий написал в 1939 году, а сборники «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) сделали его заметным детским писателем-натуралистом. Его книги были переведены на многие иностранные языки.

Литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала Вера Чаплина. В совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали короткие познавательные рассказы о природе. В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).

В 1950-х годах Скребицкий печатает новые сборники рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957), а затем две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966), чьё действие происходит по большей части в Черни; текст последней повести остался незавершённым - после смерти писателя к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Умер Георгий Скребицкий 18 августа 1964 года в Москве.

Прочитайте зимние приметы, постарайтесь их запомнить.

1.В декабре метели – будут пчелы хорошо роиться.

2.Птица хохлится – к непогоде.

3.Облака идут против ветра – к снегу.

4.Зима без снега – лето без хлеба.

5.Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу.

6.Вороны летают и кружатся – к морозу.

Как вы думакте знание зимних примет и наблюдательность пригодятся вам в жизни?

Загадки

1. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

2.Зимой греет, весной тлеет,

летом умирает, осенью оживает.

3. Старик у ворот тепло уволок,

сам не бежит и стоять не велит.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Карине Рафаеловна, 02.04.17 в 09:24 3Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за работу!!!
Ильина Оксана Геннадьевна, 23.04.17 в 07:02 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.