12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ледяева А.О.38
Россия, Самарская обл., Самара
2

Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)



Урок по лирике о родной природе

Ледяева А.О.

МБОУ школа №174

Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

Цели:

Образовательные:

- учить  анализировать стихотворный  текст с точки зрения лингвистики;

- учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

Развивающие:

- развивать умение анализировать;

- развивать мышление;

- развивать речь и воображение;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственность;

- воспитывать эстетический вкус.

 

Оборудование:

- проектор,

- картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,

- текст  стихотворений на слайде и на столах учащихся.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.

- Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.

Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. Стр.166)

2. Историческая справка.

- Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

- Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

III. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

- Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)

- Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

- Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

- Давайте нарисуем и заполним таблицу.

(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)

 

В.Васнецов

Д.Б.Кедрин

А.А.Прокофьев

1.Настроение

Печаль

Страдание

Тревога

   

2.Природа

Сумрак

Тихая гладь

Осень

Вечерняя заря

Ветви сгорбились

   

3.Алёнушка

Одинокая

Босоногая

Оборванное платье

Слеза

   

4.Вывод

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

   

- Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)

- Заполняем последнюю строку.

2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»

- Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка».  Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. Стр.164-166).

- Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

На слайде:
      Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
      Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

      — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
      Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
      — Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
      — Почему Родина названа неяркой?
      — Как вы понимаете, что такое лихая сила?

На слайде:
      Лихая сила — разбойники.
      Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. 

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
      Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
      — Что значит выражение нетленная краса?

На слайде:
      Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

- Заполняем таблицу.

Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.

 

В.Васнецов

Д.Б.Кедрин

А.А.Прокофьев

1.Настроение

Печаль

Страдание

Тревога

Надежда

 

2.Природа

Сумрак

Тихая гладь

Осень

Вечерняя заря

Ветви сгорбились

Осенний туман

Ночной соловей

Раздолье

Зреет рожь

 

3.Алёнушка

Одинокая

Босоногая

Оборванное платье

Слеза

Несмеяна

Неяркая Родина

Нетленная краса

 

4.Вывод

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

Поэт видит в героине картины образ Родины

 


     - Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

3.Анализ стихотворения А.А.Прокофьева «Алёнушка»

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках. (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. Стр.164-166)

Стихотворение читает подготовленный ученик.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие сходства, различия с предыдущими произведениями вы видите? (Сходства: пруд заглохший, мертва вода и пр.

Различия: венок, тополиный пух, тропинка, солнечные лучи)

      — Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? (зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.)

- А.А.Прокофьев будто дорисовывает картину, добавляя свои яркие неповторимые эпитеты. Таким образом, мы видим, как настроение произведения в корне изменилось.

Заполним таблицу.

Таблица представлена на слайде, ученики заполняют в тетрадях.

 

В.Васнецов

Д.Б.Кедрин

А.А.Прокофьев

1.Настроение

Печаль

Страдание

Тревога

Надежда

Печаль с проблеском надежды

2.Природа

Сумрак

Тихая гладь

Осень

Вечерняя заря

Ветви сгорбились

Осенний туман

Ночной соловей

Раздолье

Зрее рожь

Красные гвоздики

Белые лилии

Золотые обручи

Солнечные лучи

Тополиный пух

Тропинка

3.Алёнушка

Одинокая

Босоногая

Оборванное платье

Слеза

Несмеяна

неяркая Родина

нетленная краса

Зеленая ряска

Венок

4.Вывод

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

Поэт видит в героине картины образ Родины

Автор иначе раскрывает эмоциональный образ героини. Он приобретает надежду на счастье. Лейтмотивом проходит идея восхваления родных земель, природы, Родины

— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?

 IV.Вывод по проведенному анализу

— Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
     - Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).
      Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле. 

V. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Домашнее задание представлено на слайде, учащиеся записывают в дневники.

-  Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461512672.ppt (Урок по лирике о родной природе)

Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 30.04.16 в 07:25 0Ответить Пожаловаться
Какой чудесный материал для пятиклашек! Всё просто и близко каждому...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.