Урок-практикум по лирике о родной природе (Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева)
Пояснительная записка к презентации
Урок по лирике о родной природе
Ледяева А.О.
МБОУ школа №174
Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)
Цели:
Образовательные:
- учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;
- учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;
Развивающие:
- развивать умение анализировать;
- развивать мышление;
- развивать речь и воображение;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать нравственность;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
- проектор,
- картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,
- текст стихотворений на слайде и на столах учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Вступительное слово учителя.
На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.
- Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.
Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.
II. Вводно-мотивационный этап.
1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».
Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166)2. Историческая справка.
- Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
- Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)
III. Познавательный этап. Анализ произведения.
1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
- Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)
- Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)
- Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)
- Давайте нарисуем и заполним таблицу.
(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)
В.Васнецов |
Д.Б.Кедрин |
А.А.Прокофьев |
|
1.Настроение |
Печаль Страдание Тревога |
||
2.Природа |
Сумрак Тихая гладь Осень Вечерняя заря Ветви сгорбились |
||
3.Алёнушка |
Одинокая Босоногая Оборванное платье Слеза |
||
4.Вывод |
Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок |
- Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)
- Заполняем последнюю строку.
2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»
- Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166).- Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)
На слайде:
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?
На слайде:
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.
Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
На слайде:
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
- Заполняем таблицу.
Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.
В.Васнецов |
Д.Б.Кедрин |
А.А.Прокофьев |
|
1.Настроение |
Печаль Страдание Тревога |
Надежда |
|
2.Природа |
Сумрак Тихая гладь Осень Вечерняя заря Ветви сгорбились |
Осенний туман Ночной соловей Раздолье Зреет рожь |
|
3.Алёнушка |
Одинокая Босоногая Оборванное платье Слеза |
Несмеяна Неяркая Родина Нетленная краса |
|
4.Вывод |
Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок |
Поэт видит в героине картины образ Родины |
- Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
3.Анализ стихотворения А.А.Прокофьева «Алёнушка»
Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках. (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166)Стихотворение читает подготовленный ученик.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие сходства, различия с предыдущими произведениями вы видите? (Сходства: пруд заглохший, мертва вода и пр.
Различия: венок, тополиный пух, тропинка, солнечные лучи)
— Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? (зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.)
- А.А.Прокофьев будто дорисовывает картину, добавляя свои яркие неповторимые эпитеты. Таким образом, мы видим, как настроение произведения в корне изменилось.
Заполним таблицу.
Таблица представлена на слайде, ученики заполняют в тетрадях.
В.Васнецов |
Д.Б.Кедрин |
А.А.Прокофьев |
|
1.Настроение |
Печаль Страдание Тревога |
Надежда |
Печаль с проблеском надежды |
2.Природа |
Сумрак Тихая гладь Осень Вечерняя заря Ветви сгорбились |
Осенний туман Ночной соловей Раздолье Зрее рожь |
Красные гвоздики Белые лилии Золотые обручи Солнечные лучи Тополиный пух Тропинка |
3.Алёнушка |
Одинокая Босоногая Оборванное платье Слеза |
Несмеяна неяркая Родина нетленная краса |
Зеленая ряска Венок |
4.Вывод |
Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок |
Поэт видит в героине картины образ Родины |
Автор иначе раскрывает эмоциональный образ героини. Он приобретает надежду на счастье. Лейтмотивом проходит идея восхваления родных земель, природы, Родины |
— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
IV.Вывод по проведенному анализу
— Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
- Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Подведение итогов урока.
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
Домашнее задание представлено на слайде, учащиеся записывают в дневники.
- Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461512672.ppt (Урок по лирике о родной природе)
Субботина Светлана Львовна