Пропедевтический спецкурс «Изучение природных явлений»

0
0
Материал опубликован 16 December 2018

Спецкурс

по естествознанию в 5 классе

 с русским языком обучения

 

 «Изучение природных явлений»

34 ч

 

МБОУ СОШ № 188

                                                                                        Учитель: Абуева Г.В.

 

 

 

2018-2019 уч г 

 

 

Тема 1

Введение – 4 ч

1.     Введение. Природа. Человек –часть природы

 Основной материал.

 Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы.   Человек –часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика - наука о природе.

Демонстрации.

 Слайды: лесной пейзаж, вид на реку, звездное небо, жилище древнего человека, современная улица, различные виды транспорта, исследование космоса и др.

2.     Тела и вещества. Что изучает физика

Основной материал.

Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, оптические явления

3.     Методы исследования природы. Лабораторное оборудование

Основной материал.

 Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория.

Лабораторное оборудование:

 штативы. Правила пользования и правила безопасности.

4.     Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения

Основной материал.

Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений. Работа с подвижными шкалами.

Демонстрации.

 Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, вольтметр демонстрационный, весы со шкалой, динамометр демонстрационный.

 

Тема 2

Строение Солнечной системы – 4ч

5.     Состав Солнечной системы. Планеты Земной групы

Информационная лекция

Слайды, интерактивные модели планет Солнечной системы

6.     Состав Солнечной системы. Планеты – гиганты

Информационная лекция                                          

Слайды, интерактивные модели планет Солнечной системы

7.     Точки небесной сферы. Подвижная карта звездного неба

Работа с подвижной картой звездного неба            

Интерактивные модели звездного неба. ПКЗН

8.     Практическая работа «Изучение карты звездного неба»

Практическая работа «Изучение карты звездного неба»      

Интерактивные модели звездного неба. ПКЗН

 Тема 3

Тела и вещества - 12 ч

9.     Характеристики тел и веществ

Лабораторная работа «Наблюдение  различных физических тел»          Различные твердые тела.

10.                       Состояние вещества

Основной материал.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение формы жидкостями, не сохранение формы и объема газами. Признаки физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения. Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества».

Демонстрации.

 Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы, а затем — снова в мензурку.

11.                                                                                                                                                                                                    Масса

Информационная лекция                                          

слайды

12.                                                                                                                                                                                                    Измерение массы

Интерактивная Лабораторная работа «Определение массы на рычажных весах»

Лабораторное оборудование: весы

13.                                                                                                                                                                                                    Температура.

Информационная лекция                                          

слайды

14.                                                                                                                                                                                                     Измерение температуры термометром

Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха»    

Презентация «простейшие измерения»                       

Лабораторное оборудование: термометр

15.                                                                                                                                                                                                    Строение вещества: молекулы, атомы

Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества»

Лабораторное оборудование: стакан с водой и стакан с раствором марганцовки

16.                                                                                                                                                                                                    Движение частиц вещества

Лабораторная работа «Наблюдение явления диффузии»

Слайды: броуновское движение, примеры диффузии в быту и техники, таблица

Лабораторное оборудование: стакан с водой и стакан с раствором медного купороса, ароматические вещества

17.                                                                                                                                                                                                    Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел, жидкостей , газов с молекулярной точки зрения

Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»      

таблица                                                                      

Лабораторное оборудование: пластинки стекла, пластилин

18.                                                                                                                                                                                                    Плотность

Информационная лекция                                              

слайды

19.                                                                                                                                                                                                    Связь между массой, объемом и плотностью

Урок решения задач                                                      

карточки

20.                                                                                                                                                                                                    Экспериментальное  задание «Определение плотности вещества»

Интерактивная лабораторная работа

 

Тема 4

Взаимодействие тел - 12 ч

22.Действие тел друг на друга. Силы.

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование динамометр

23.Всемирное тяготение

Информационная лекция

Слайды

Лабораторное оборудование динамометр

24.Силы упругости

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование динамометр

25.Условие равновесия тел

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование динамометр

26.Измерение силы.

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование динамометр

27.Силы природы

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование динамометр

28.Электрические силы.

Лабораторная работа «Наблюдение электризации тел»  

Презентация Электрические явления                           

Лабораторное оборудование эбонитовая , стеклянная палочки, шерстяная, шелковая ткани

29.Магнитное взаимодействие

Лабораторная работа «Наблюдение магнитных явлений»       

Интерактивная лабораторная работа                          

Лабораторное оборудование полосовые магниты, компас

30.Давление. Экспериментальное  задание «Вычисление давление тела на опору»

Лабораторная работа «Вычисление давления на твердую поверхность»   

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование линейка, набор твердых тел

31.Давление в жидкостях и газах

Информационная лекция                                              

Слайды                                                                          

Лабораторное оборудование шар Паскаля

32.Сообщающиеся сосуды

Информационная лекция                                              

Слайды, интерактивные модели  водопровода, шлюза

33.Обобщение «Силы природы»

Проверочная работа

 

33-34 Повторение – 2 ч

Защита проектов

 

 

 

Пояснительная записка

к учебному материалу

спецкурса «Изучение природных явлений»

в 5 классе.                                          

 

Ориентационный спецкурс для учащихся 5 классов составлен с использованием пропедевтической программы для ознакомления учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.   Спецкурс «Изучение природных явлений» составлен с учетом возрастных  особенностей учащихся и программного материала предметов естественно-математического цикла. Спецкурс должен способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики и астрономии на последующих этапах обучения основной общеобразовательной школы.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к

точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса.

Курс рассчитан на 34 часов, в котором учитываются психологические особенности детей данного возраста. Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнять экспериментальные задания или простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.

Цели и задачи курса

 

Создание условий для формирования и развития  у учащихся:

·       интереса к изучению природных явлений и законов природы,

·       интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента,

·        умения самостоятельно приобретать и использовать знания;

·       творческих способностей;

·       умения работать в группе;

·       вести дискуссию;

·       отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и

квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,

эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,

ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

                                    Требования к уровню подготовки

В процессе занятий учащийся приобретает умения:

- наблюдать и изучать явления;

- объяснять результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

-  делать выводы;

          - участвовать в дискуссиях.

 

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного курса

 

Личностными результатами обучения физике в школе являются:

1) формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся;

2) убеждение в возможности познания природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого

общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) формирование критического мышления и самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) подготовка к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

6) формирование коммуникативных качеств, ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

 

Метапредметными результатами обучения физике в школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов

своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) формирование понимания различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с

использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Общими предметными результатами обучения физике в школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие критического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

Спецкурс «Изучение природных явлений» включает в себя:

·        Тема 1 Введение – 4ч

·                                                                                                                                                              Тема 2 «Строение Солнечной системы» – 4ч

·                                                                                                                                                              Тема 3  «Тела и вещества» - 12ч

·                                                                                                                                                              Тема 4 «Взаимодействие тел» - 12 ч

·       Повторение  - 2ч

 

Основными задачами курса являются:

·           Знакомство с физических явлений и законов в природе, технике, быту;

·           развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;

·           формирование у учащихся умений самостоятельности и экспериментирования;

·           подготовка учащихся к изучению физики в среднем и старшем звене.

 

Основными формами проведения занятий   могут быть: эвристическая беседа, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (физический эксперимент, составление и решение кроссвордов, работа с интерактивным оборудованием, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.

Для проведения эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета и интерактивная доска для проведения интерактивных лабораторных работ. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.

Программа спецкурса составлена по методическому пособию 5-6 классов «ФИЗИКА-ХИМИЯ» авторов А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.