Пропедевтический спецкурс по физике «Природа и физика» для 6 класса
Пропедевтический спецкурс «Природа и физика»
Пояснительная записка
Спецкурс «Природа и физика» составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и программного материала предметов естественно-математического цикла. Спецкурс должен способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения основной общеобразовательной школы по ФГОС.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Одна из наиболее актуальных задач современного образования в т.ч. физического – развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно выполнять разного вида работы и пополнять знания.
В задачи обучения физики входит:
ü Развивать логическое мышления обучающихся;
ü Формировать у них умения наблюдать и объяснять физические явления;
ü Формировать знания об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
ü Формировать познавательный интерес к физике как науке, к технике;
ü Формировать критическое мышление учащихся;
ü Развивать творческие способности, осознанные мотивы учения;
Программа пропедевтического курса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), но может быть сокращена до 17 часов или расширена до 68.
Курс рассчитан на подготовку обучающихся 6 класса углубленного изучения основ физики как науки.
Цели курса:
ü Введение учащихся, соответственно их возрастным особенностям, в изучение физики как науки.
ü Формирование у них умений различать гипотезы, факты, причины, следствия; выполнять наблюдения, измерения, моделирования, при этом используя математические знания, навыки.
ü Формирование умений работать с лабораторным оборудованием; решения физических задач.
Курс состоит из разделов:
1. Механические явления
2. Тепловые явления
3. Электромагнитные явления
4. Световые явления
5. Взаимосвязь человека и природы
Преобладающая форма объяснения учебного материала – беседа с включением в неё фронтальный и индивидуальный опрос, групповая работа и работа в парах, экспериментальные задания.
Учащиеся должны усвоить:
ü Виды механического движения
ü Знакомство с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества
ü Навыки обращения с лабораторным оборудованием
ü Навыки простейших измерений
ü Навыки снятия показаний со шкалы прибора
ü Представления о свойствах света и строении глаза как оптической системы
ü Понятие, что человек - это неотъемлемая часть природы
Программа спецкурса «Природа и физика» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, и базируется на методические рекомендации курса «Физика. Химия» авторов А. Е.Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак.
№ урока |
Дата |
Тема |
Деятельность на уроке |
Примечание |
|
|
Механические явления 6ч |
|
|
1 |
|
Механическое движение. |
Эвристическая беседа |
|
2 |
|
Прямолинейное равномерное движение |
Групповая работа |
|
3 |
|
Скорость движения |
Лаб раб «Вычисление скорости движения бруска» |
|
4 |
|
Относительность механического движения |
Лаб раб «Наблюдение относительности движения» |
|
5 |
|
Графическое представление движения |
Урок решения задач |
|
6 |
|
Звук |
Лаб раб «Наблюдение источников звука» |
|
|
|
Тепловые явления 7 ч |
|
|
7 |
|
Тепловое расширение |
Лаб раб «Наблюдение изменение объема тел при нагревании и охлаждении» |
|
8 |
|
Учет и использование теплового расширения |
Сообщения и исследования учащихся |
|
9 |
|
Плавление и отвердевание |
Лаб раб «Наблюдение плавления парафина» |
|
10 |
|
Испарение и конденсация |
Эвристическая беседа |
|
11 |
|
Изучение процесса испарения жидкостей |
Лаб раб «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении» |
|
12 |
|
Теплопередача |
Групповая работа |
|
13 |
|
Обобщение «Тепловые явления» |
|
|
|
|
Электромагнитные явления 9 ч |
|
|
14 |
|
Электризация тел трением |
Лаб раб «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел» |
|
15 |
|
Напряжение .Источники тока. |
Эвристическая беседа |
|
16 |
|
Электрические цепи |
Работа с обозначениями и символами элементов электрической цепи |
|
17 |
|
Соединения проводников |
Работа над составлением схем электрических цепей |
|
18 |
|
Последовательное соединение проводников |
Лаб раб «Последовательное соединение проводников» |
|
19 |
|
Параллельное соединение проводников |
Лаб раб «Параллельное соединение проводников» |
|
20 |
|
Действия электрического тока |
Сообщения и исследования учащихся |
|
21 |
|
Взаимодействия магнитов |
Лаб раб «Изучение магнитного взаимодействия» |
|
22 |
|
Применение электромагнитов |
Сообщения и исследования учащихся |
|
|
|
Световые явления 8 ч |
|
|
23 |
|
Свет. Источники света |
Эвристическая беседа |
|
24 |
|
Свет и тень |
Лаб раб «Свет и тень» |
|
25 |
|
Отражение света. Изображение в плоском зеркале |
Лаб раб «Получение мзображения в плоском зеркале» |
|
26 |
|
Преломление света |
Лаб раб «Наблюдение за преломлением света» |
|
27 |
|
Линзы. Наблюдение изображения в линзе |
Лаб раб «Наблюдение изображения в линзе» |
|
28 |
|
Оптические приборы .Глаз. Очки |
Эвристическая беседа |
|
29 |
|
Разложение белого света в спектр |
Эвристическая беседа |
|
30 |
|
Обобщение «Световые явления» |
|
|
|
|
Взаимосвязь человека и природы 3 ч |
|
|
31 |
|
От плуга до реактивного двигателя |
Сообщения и исследования учащихся |
|
32 |
|
Автоматика в нашей жизни |
Эвристическая беседа |
|
33 |
|
Использование новых технологий и экологические проблемы |
Сообщения и исследования учащихся |
|
34 |
|
Обобщение 1 ч |
|
|