Пропедевтический спецкурс по физике «Природа и физика» для 6 класса

0
0
Материал опубликован 16 December 2018

Пропедевтический  спецкурс «Природа и физика»   

Пояснительная записка

 

Спецкурс «Природа и физика»  составлен с учетом возрастных  особенностей учащихся и программного материала предметов естественно-математического цикла. Спецкурс должен способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения основной общеобразовательной школы по ФГОС.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса.

Физика как наука о наиболее  общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.      

Одна из наиболее актуальных задач современного образования в т.ч. физического – развитие мышления учащихся,  формирование у них  умений самостоятельно выполнять разного вида работы и пополнять знания.

В задачи обучения физики входит:

ü Развивать логическое мышления обучающихся;

ü Формировать у них умения наблюдать и объяснять физические явления;

ü Формировать знания об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

ü Формировать познавательный интерес к физике как науке, к технике;

ü Формировать критическое мышление учащихся;

ü Развивать творческие способности, осознанные мотивы учения;

Программа пропедевтического курса    рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), но может быть сокращена до 17 часов или расширена до 68.

Курс рассчитан на подготовку обучающихся 6 класса углубленного изучения основ физики как науки.

Цели курса:

ü Введение учащихся, соответственно их возрастным особенностям, в изучение физики как науки.

ü Формирование у них умений различать гипотезы, факты, причины, следствия; выполнять наблюдения, измерения, моделирования, при этом используя математические знания, навыки.

ü Формирование умений работать с лабораторным оборудованием; решения физических задач.

Курс состоит из разделов:

1.     Механические явления

2.     Тепловые явления

3.     Электромагнитные явления

4.     Световые явления

5.     Взаимосвязь человека и природы

Преобладающая форма объяснения учебного материала – беседа с включением в неё фронтальный и индивидуальный опрос, групповая работа и работа в парах, экспериментальные задания.

Учащиеся должны усвоить:

ü Виды механического движения

ü Знакомство с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества

ü Навыки обращения с лабораторным оборудованием

ü Навыки простейших измерений

ü Навыки снятия показаний со шкалы прибора

ü Представления о свойствах света и строении глаза как оптической системы

ü Понятие, что человек  - это неотъемлемая часть природы

Программа спецкурса «Природа и физика»  составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, и базируется на методические рекомендации курса «Физика. Химия» авторов А. Е.Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак.

 

№ урока

Дата

Тема

Деятельность на уроке

Примечание

 

 

Механические   явления    6ч

 

 

1

 

Механическое движение.

Эвристическая беседа

 

2

 

Прямолинейное равномерное движение

Групповая  работа

 

3

 

Скорость движения

Лаб раб «Вычисление скорости движения бруска»

 

4

 

Относительность механического движения

Лаб раб «Наблюдение относительности движения»

 

5

 

Графическое представление движения

Урок решения задач

 

6

 

Звук

Лаб раб «Наблюдение источников звука»

 

 

 

Тепловые явления    7 ч

 

 

7

 

Тепловое расширение

Лаб раб «Наблюдение изменение объема тел при нагревании и охлаждении»

 

8

 

Учет и использование теплового расширения

Сообщения и исследования учащихся

 

9

 

Плавление и отвердевание

Лаб раб «Наблюдение плавления парафина»

 

10

 

Испарение и конденсация

Эвристическая беседа

 

11

 

Изучение процесса испарения жидкостей

Лаб раб «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

 

12

 

Теплопередача

Групповая работа

 

13

 

Обобщение  «Тепловые явления»

 

 

 

 

Электромагнитные  явления    9 ч

 

 

14

 

Электризация тел трением

Лаб раб «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел»

 

15

 

Напряжение .Источники тока.

Эвристическая беседа

 

16

 

Электрические цепи

Работа с обозначениями и символами элементов электрической цепи

 

17

 

Соединения проводников

Работа над составлением схем электрических цепей

 

18

 

Последовательное соединение проводников

Лаб раб «Последовательное соединение проводников»

 

19

 

Параллельное соединение проводников

Лаб раб «Параллельное соединение проводников»

 

20

 

Действия электрического тока

Сообщения и исследования учащихся

 

21

 

Взаимодействия магнитов

Лаб раб «Изучение магнитного взаимодействия»

 

22

 

Применение электромагнитов

Сообщения и исследования учащихся

 

 

 

Световые явления   8 ч

 

 

23

 

Свет. Источники света

Эвристическая беседа

 

24

 

Свет и тень

Лаб раб «Свет и тень»

 

25

 

Отражение света. Изображение в плоском зеркале

Лаб раб «Получение мзображения в плоском зеркале»

 

26

 

Преломление света

Лаб раб «Наблюдение за преломлением света»

 

27

 

Линзы. Наблюдение изображения в линзе

Лаб раб «Наблюдение изображения в линзе»

 

28

 

Оптические приборы .Глаз. Очки

Эвристическая беседа

 

29

 

Разложение белого света в спектр

Эвристическая беседа

 

30

 

Обобщение  «Световые явления»

 

 

 

 

Взаимосвязь человека и природы  3 ч

 

 

31

 

От плуга до реактивного двигателя

Сообщения и исследования учащихся

 

32

 

Автоматика в нашей жизни

Эвристическая беседа

 

33

 

Использование новых технологий и экологические проблемы

Сообщения и исследования учащихся

 

34

 

Обобщение   1 ч

 

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.