Методы изучения природы

2
1
Материал опубликован 7 May 2016
Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Оборудование: Аквариум, линейка, термометр, весы, стаканчики с водой, глиной речным песком, древесные опилки , кнопки и магнит.

 

Ход урока

1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.

2. Новая тема.

Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям.

 Метода изучения природы

Наблюдение

Эксперимент

Измерение

Чтобы понять чем эти изучения отличаются друг от друга мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу.

Задание 1 группе: Подойти к окну и понаблюдайте за растениями: деревьями. кустарниками. Расскажите про их внешний вид.

Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

или

Задание 3 группе: Вы - работники лаборатории «Ботаники». Вы выясняете, каковы величины длины и ширины листьев у данных растений.

После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

1 группа

Какие органы чувств использует человек, наблюдая за растениями (90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств).

Как мы назовем этот метод познания природы?

Что можно узнать с помощью наблюдения?

 

2 группа

Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?

Чем отличается наблюдение от данного метода работы с

Как назовем этот метод познания природы?

 

Слова учителя Эксперимент (опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

Определить цель.

Выдвинуть предположение, гипотезу.

Составить план проведения опыта, эксперимента.

Подобрать оборудование.

Провести опыт, эксперимент, наблюдение.

Сделать записи, рисунки.

Записать свои наблюдения и сделать выводы.

Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.

Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

 

3 группа

Можно ли это изучение назвать экспериментом?

Как делают измерения?

Нужен ли этот метод для изучения природы?

Затем коллективно обсуждается, для чего нужно изучать природу?

наблюдать за жизнью животных, узнать о их повадках;

путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;

путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.

благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее

Записать в тетрадь

Методы изучения природы.

Цели изучения природы

 

3. Закрепление темы :

Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;

Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Заполнение таблицы:

Методы изучения природы

Примеры

1.

 

2.

 

3.

 

Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.

Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

Но никогда не навредите природе!

 

Домашнее задание:

Прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным. П.3

Комментарии

Очень хороший материал. Возьму на заметку.

7 May 2016