12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Составила: Верещагина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ «СШ№16» г. Ачинска, Красноярского края


Класс: разновозрастная группа 2 – 3 класс (12 чел)


Тема: Часть речи – наречие.


Цель: формировать первичные представления о части речи – наречии (образа действия);


Задачи:

- учить учащихся определять связь наречия и глагола с помощью вопроса;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать коммуникативные учебные действия (взаимодействие в малой группе);

- развивать регулятивные учебные действия (принимать учебную задачу, проводить рефлексию на эмоциональном уровне)



Планируемый результат:

- учащиеся выделяют и используют в речи наречия образа действия;

- умеют задавать вопрос к наречиям от глагола;

- составлять предложения, используя подходящие по смыслу наречия;

- взаимодействуют в малой группе при выполнении задания;

- принимают учебную задачу, формулируют тему урока, проводят рефлексию на эмоциональном и деятельностном уровне:


Идея урока: для организации целеполагания и мотивации используется ситуация, когда выделяется группа слов для дальнейшего наблюдения над ними. Ситуация – в файле электронного письма вирус компьютерный «съел» слова, без них невозможно понять смысл текста. Мини – исследование учащиеся выполняют в группах, каждая группа свое задание. Чтобы оформить вывод учащимся предлагается клише (помощник). На этапе первичного применения знаний ученики выполняют памятку, в которой фиксируют название новой для них части речи, вопрос, на который эти слова отвечают, а также картинки – иллюстрирующие слова – наречия. На этапе рефлексия – опора на детский опыт, прием дополнить предложения словами – наречиями, которые одновременно передают и эмоциональный отклик на урок и результативный (используют наречия).

ХОД УРОКА.

Мотивационный этап


Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Целеполагание

Организует целеполагание, предлагает ребятам восстановить текст электронного письма

Ребята, здравствуйте. Приглашаю вас на занятие по русскому языку.

Хочу спросить у вас, хорошо вы разбираетесь с компьютером?

Дело в том, что я сегодня получила письмо по электронной почте от своего ученика Вити, мы с ним обсуждали вопрос: «Трудно или легко быть ребенком». Давайте посмотрим, что он мне отвечает. Интересно?


Звук

Ой, ой, что это за знаки в письме вместо слов? Что случилось? Как вы думаете?

Как же мы поймем теперь его содержание?

Но ведь не все слова исчезли, может мы поймем его смысл, по оставшимся словам ?

Как вы считает, понятно?

Звук

Ой, что то еще пришло, слова какие – то отдельные, возможно вирус убирает слова из текста и потом присылает отдельно

или программа антивирус «полечила» мое письмо, и прислала необходимые слова.


Давайте попробуем восстановить содержание письма. Сравните два текста. Тот, который был у нас и текст, который мы восстановили. Что вы можете сказать?











Учащиеся предполагают, что в письмо попал компьютерный вирус.


Учащиеся читают текст, объясняют, что ничего не понятно, можно понять по – разному .


Учащиеся пробуют восстановить содержание письма, вставляют недостающие слова, читают полученный текст

Учащиеся сравнивают текст и определяют, что те слова, которые вирус убрал, помогают лучше понять текст.

Определение темы урока?

Предлагает сформулировать тему урока

Как удачно, что у нас сейчас урок русского языка. С прошу вас помочь мне, понять, какие именно слова портит вирус, могу рассчитывать на вас? Кто со мной? Может мы тогда напишем в службу поддержки ответ.


Как вы думаете, какая тему тогда у нашего урока будет?

Учащиеся предлагают помощь, высказывают мысль, что надо поподробнее узнать что это за слова, которые вирус убирает


Изучение нового материала

Предлагает начать исследование этих слов


Организует наблюдение над языковым явлением


Помогает учащимся в группе

Давайте для начала все слова прочитаем, громко, по очереди?


Вот у меня есть план изучения этих слов. Он в трех документах. На каждом документе написан вопрос, на который необходимо найти ответ, но это вопрос зашифрован. Вы нам потом расскажете, что это за шифровка такая.


Предлагаю разбиться на три группы, выполнить задание, и представить результат. Возьмите у меня в конверте цветной кружок и займите свои места




Группа № 1.

Определите, на какие вопросы отвечают слова. Сделайте вывод. Можно воспользоваться помощником.


Мы в нашей группе искали ответ на вопрос: «На какой вопрос отвечают наши слова?» и выяснили, что все слова отвечают на вопрос ……..?. Например. Быть (……?) трудно.



Группа № 2.

Определите, от каких слов можно задать вопрос к нашим словам. Сделай вывод, с какими словами связаны наши слова?

Можно воспользоваться помощником.



Мы в нашей группе искали ответ на вопрос «С каким словами связаны наши слова?» и выяснили, что это слова …………………. Например, стоять (как?) ровно



Группа № 3.

Определите, изменяются или нет пропавшие слова, если их вставлять в разные предложения. Вставьте слова быстро в разные предложения.

Можно воспользоваться помощником.


Мы в нашей группе выясняли, изменяются ли пропавшие слова, если употреблять их в разных предложениях. Мы выяснили, что эти слова (изменяются/не изменяются)


Читают слова



Разбиваются на группы, выполняют задания и рассказывают другим группам о результатах своей работы









Учащиеся группы № 1 работают в группе, задают вопросы и делают вывод, что все слова отвечают на вопрос как? Каким образом? Рассказывают об это детям.






Учащиеся группы № 2 определяют, с какими словами связаны наши слова и уточняют, что это глаголы, или слова, которые обозначают действие. Представляют результат.








Учащиеся группы № 3 выполняют задания и выясняют, что слова – неизменяемые. Представляют результат.

Предлагает обобщить результаты наблюдений

Ребята, давайте обобщим все наши доклады, сделаем общий вывод, что за слова съедает компьютерный вирус, что мы напишем в отзыве для компании Майкрософт.



Ребята, а кто – нибудь уже знает, к какой части речи относятся эти слова, как их называют ученые,

которые изучают русский язык? Эти слова называются наречиями. Прочитайте слово. Хором повторим.

Учащиеся говорят, что все слова, которые съедает вирус неизменяемые, отвечают на вопрос как?, связаны со словами – действиями, или по другому -глаголами


Учащиеся читают слово НАРЕЧИЕ

Первичное применение полученных знаний


Ребята, чтобы нам запомнить материал нашего урока предлагаю вам создать красочную памятку – копилку. Нам нужно оформить заголовок и выбрать вопрос, на который отвечает наречие. Я приглашу к доскке1 и 2 группу, и мы поручим им приклеить нужные буквы. Берите клей, буквы, приклеивайте.

А оставшиеся ребята обсудят, какой вопрос мы выберем для памятки.

Учащиеся 1 и 2 группы приклеивают нужные буквы в нужном порядке, получается слова Н А Р Е Ч И Е


Учащиеся группы 3 выбирают среди вопросов нужный (как?) и тоже приклеивают его к памятке.

А теперь заполним нашу памятку картинками со словами – наречиями, чтобы мы могли их употреблять в речи. Берете картинку, читаете предложение и выбираете нужно наречие, выходите, приклеиваете и читаете нам.


Учащиеся обсуждают в паре какое слово по смыслу подходит к картинке , приклеивают и читают остальным ребятам.

Например. Мама смотрит (как?) ласково.

..

Посмотрите, какая памятка получилась.

Что она нам может подсказать?

А что еще мы узнали на уроке, но у нас не хватило времени в памятку внести?



Да, ребята, в латыни наречие называли даже приглаголие или надглаголие.

Учащиеся отвечают, что памятка нам поможет вспомнить название слов – наречия, вопрос, на который они отвечают и привести пример наречий.

Но мы не внесли в памятку информацию о том, что слова неизменяемые и относятся к глаголам.


Рефлексия


Организует рефлексию

Ребята, помните, что Витя мне написал «ребенком быть трудно». . Кто – то считает, по – другому?


Вы приехали вместе с учителями в замечательную школу на каникулах. Знаете, что у нас работает Полевое телевидение. Возможно, корреспонденты будут просить вас поделиться впечатлениями о жизни здесь. Хотите потренироваться, как отвечать, используя слова – наречия?

Я буду показывать вопрос, а вы отвечать, вдруг слово из копил очки возьмете, или сами вспомните.


В столовой нас кормили …………

На экскурсиях было ……………

На уроках мы работали ………………

Задания на уроках выполняли …………..

В автобусе пели песни ……………

Вечерами играли ……………..


А чтобы вы еще лучше запомнили материал нашего урока я приготовила вам в подарок вот такие закладки.

Мне с вами было комфортно, интересно, спокойно. Спасибо за урок!


Учащиеся высказывают свое мнение










Учащиеся дополняют предложения словами (вкусно, интересно, активно, легко, весело, дружно..)







Приложение

1. Определите, на какой вопрос отвечают выделенные слова.



Прочитайте словосочетания, допишите на месте пропусков вопрос, который можно задать от одного слова к другому. Сделай вывод.

Можно воспользоваться помощником


быть (…………..? ) трудно


сиди (…………..?) ровно


считай (…………..?) правильно





Помощник 1.


Мы в нашей группе искали ответ на вопрос: «На какой вопрос отвечают наши слова?» и выяснили, что все слова отвечают на вопрос ……..?

Например. Быть (……?) трудно.



2. Определите, от каких слов можно задать вопрос к нашим словам.



Прочитайте отрывок из текста. Обведи слова, от которых можно задать вопрос к нашим словам. Сделай вывод.

Можно воспользоваться помощником.



Сиди ровно, считай верно, делай все аккуратно.


А я хочу быстро бегать.






Помощник 2.


Мы в нашей группе искали ответ на вопрос «С каким словами связаны наши слова?» и выяснили, что это слова ………………….


Например, стоять (как?) ровно



3. Определите, изменяются или нет пропавшие слова, если их вставлять в разные предложения.



Вставьте слово быстро в разные предложения. Наблюдайте, как изменяется слово. Сделай вывод.


Я бежала ……


Мы бежали ……


Девочка бежала …..


Мальчик бежал …………





Помощник 3.


Мы в нашей группе выясняли, изменяются ли наши слова, если употреблять их в разных предложениях. Мы выяснили, что эти слова (изменяются/не изменяются)





Текст письма

t1580743300aa.png

Слова для вставок

t1580743300ab.png

Слова

аккуратно

интересно

вкусно

высоко

крепко

осторожно

быстро

сердито

дружно

ласково

активно

громко


Картинки

t1580743300ac.png

t1580743300ad.png

t1580743300ae.png

t1580743300af.png

t1580743300ag.png

t1580743300ah.png

t1580743300ai.png

t1580743300aj.png


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.