12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Терских327

Заявка на участие в Конкурсе

ФИО участника

Терских Светлана Николаевна

должность

учитель русского языка и литературы

Наименование конкурсной работы

Урок «Простая русская семья»


Подтверждаю, что я ознакомлена с правилами и условиями участия в конкурсе











































Конкурс методических разработок «Методическая копилка»





Номинация: урок







Терских Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Опытненская СОШ»































Пояснительная записка

Тема урока: «Простая русская семья»

Место урока в учебном курсе: второй урок по произведению «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрин, 10 класс, 2 полугодие

Форма урока: урок-исследование

Цели и задачи: на примере образов семьи Головлевых выявить причины духовной деградации героев; охарактеризовать общечеловеческие семейные ценности

Задачи:

-понимать основную мысль произведения;

-уметь давать характеристику главным героям романа;

-уметь анализировать судьбы главных героев;

-уметь образно выражать свои мысли;

-уметь графически изображать свою точку зрения;

-уметь делать выводы и рефлексировать

Методические рекомендации по подготовке урока: учащиеся должны знать текст романа, владеть навыками работы в графическом редакторе Canva

Необходимое оборудование: компьютеры с выходом в сеть Интернет, проектор























Ход урока

1.Организационный этап

Размещение групп по своим местам (группы постоянного состава)

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. Прошу всех занять свои места.

2. Актуализация

Слово учителя: Наш урок мы начнем с просмотра обсуждения «облака слов» (Приложение 1).

Просмотр «облака слов»  1мин

- Назовите тему данного «облака слов» \Семья\

Составление кластера к слову «семья», актуализация изученного, формулирование темы, целей урока обучающимися 5 мин.

- Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите данное слово? (запись в тетради).

- На прошлых уроках мы с вами познакомились со «Сказками», «Историей одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина, недавно приступили к изучению романа «Господа Головлевы». Давайте вспомним, в каких произведениях, изученных в этом году, в центре нашего внимания была «мысль семейная»? («Гроза» А.Н. Островского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Обломов» И.А. Гончарова). Нам предстоит познакомиться в будущем с семьями героев Достоевского и Толстого. Во главе любой семьи стоит ее родоначальник, глава, хранитель устоев, старший в семье: Кабаниха, братья Кирсановы и т.д., а в семье Головлевых кто был самым главным и неустанно заботился о благополучии семьи? \Арина Петровна\

- Какова была главная цель жизни Головлевой и сумела ли она ее достичь? (Цель: обеспечить безбедное существование семьи. Не достигла: все пошло прахом, род практически вымер).

Сегодня на уроке мы попытаемся рассмотреть причины распада очередного «дворянского гнезда». Итак, давайте запишем тему нашего урока: «Простая русская семья» и эпиграф:

Как ни ничтожны такие пустяки, но из них постепенно созидается целая фантастическая действительность, которая втягивает в себя всего человека и совершенно парализует его деятельность.

М.Е. Салтыков-Щедрин


- Роман, опубликованный в 1880 г, о семье, роман о ее ценностях, о том, для чего живет каждый из нас в этом мире. Исходя из этого давайте попробуем сформулировать цель урока. (На примере образов дворянской семьи Головлевых выявить причины духовной деградации человека, отметить важнейшие общечеловеческие ценности, которые она формирует).

- Для реализации цели сейчас мы перейдем к анализу произведения.

3. Реализация – Обобщение - «Постер».

Анализ текста произведения.

3.1.Слово учителя до работы с постерами:

Всего у нас 3 группы: 1 гр. - «Родители», 2 гр - «Дети», 3 гр. - «Третье поколение (племянники)». Каждой группе на дом давалось задание: рассказать о прототипах героев; найти в тексте их портреты, составить рассказ об их жизни, используя авторские цитаты. На этом уроке вы должны обобщить информацию, представив ее в виде постера – резюме. Прежде, чем вы приступите к работе, предлагаю вам разделить обязанности в группе: выбрать лидера, спикера (выступающего), исполнителей, секретаря, отвечающего за время работы в группе. Время работы – 10 мин., 5 мин на защиту постера-резюме. Также каждой группе необходимо будет оценить выступления остальных двух групп при помощи таблицы (Приложение 3).

3.2.Слово учителя непосредственно перед выступлениями:

- Сейчас мы выслушаем спикеров. Но прежде обратите внимание на таблицы, которые лежат на ваших партах. Во время выступления каждый из вас должен заполнить данную таблицу, которая поможет дать общую характеристику Головлевым как семьи и каждому члену в отдельности (Приложение 4).

Ученики заполняют таблицу следующим образом: Арина Петровна (женщина лет 60, бодрая и привыкла жить на всей своей воле. Единолично управляет имением. Похожа на гоголевскую Коробочку. Характер строптивый, непреклонный. Не проявляет любви и заботы к детям, с родными как чужая. В конце жизни приходит к краху. Из властной жадной помещицы стала приживалкой в доме сына. Умерла, забытая Порфирием и т.д.

3.3. Выступление групп, защита постера- резюме 15 мин

4. Итоговая работа в виде слайда – резюме оценивается другими группами  5 мин.

5.Слово учителя:  Давайте обрати внимание на названия глав романа, чем они заканчиваются? ВЫРОЖДЕНИЕМ.

«Семейный суд» - умирает Степан Владимирович,

«По-родственному» - умирают Владимир Михайлович, Павел Владимирович,

«Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева,

«Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петенька, сын Порфирия,

«Расчет» - умирает Пофирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, умирает последняя в роду Головлевых – Аннинька. 1 мин

-УчительЧто же погубило обычную дворянскую семью Головлёвых? Назовите каждый по одной причине.

(Нелюбовь друг к другу, пустословие, жадность, лень, пьянство…). Действительно, ребята, не случайно автор писал, что эти повседневные привычки превращались в «паутину», опутывавшую героев, парализуя в них все доброе и светлое. 1 мин


6. Рефлексия- Обобщение и систематизация

- Назовите нравственные ценности, которые должны лежать в основе каждой семьи, к сожалению, мы их не увидели в тексте романа (Взаимопомощь, Труд, Любовь, Милосердие…).

- Ребята, действительно эти ценности, которые вы назвали, являются общечеловеческими. Писатель показал нам, читателям, как вырождается семья из-за замены одних понятий, отношений другими. У нее нет будущего. А все из-за того, что родители не смогли сохранить теплоту отношений, создать атмосферу покоя и гармонии. В результате каждый герой жил сам по себе. Это роман-предупреждение для каждого из нас. Я попрошу вас взяться за руки. Пусть каждый из вас прочитает по строчке стихотворения, которое вы видите на слайде:


1.Основа основ – родительский дом.
2.В семейном кругу мы с вами растем.
3.Пускаем в семье мы корни свои,
4.И в жизнь смело входим из дружной семьи.
5.В семейном кругу мы жизнь создаем.
6.Основа основ – родительский дом. (Н. Самоний)


6. Домашнее задание на слайде: 

1. Подготовить сообщения о мифологеме «блудный сын» (на примере жизни Порфирия Головлева), при этом вспомнить, в каком произведении А.С. Пушкина появляется образ «блудной дочери», сравнить Ноздрева («Мертвые души») и Степку-балбеса, рассказать о жизни актрис племянниц, внутренних переживаниях Павла-тихони, составить список нравственно-философских понятий, связанных с данной семьей – индивидуальные задания.

2.Написать эссе «Что погубило семейство Головлевых» (всем).

7. Выставление оценок.





Список литературы

Москаленко О. Уроки по господам Головлевым https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200501808 (дата обращения: 20.01.2021).

Адракова А.Г. Семейная тема в романе «Господа Головлевы»//. Конспект открытого урока https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkoy-literature-v-klasse-semeynaya-tema-v-romane-gospoda-golovlevi-1450523.html (дата обращения: 20.01.2021).













































Приложение 1

«Облако слов»



t1629364448aa.png























Приложение 2

Работа группы 1

t1629364448ab.jpg



Работа группы 2

t1629364448ac.jpg



Работа группы 3

t1629364448ad.jpg



Приложение 3

Оценивание работы группы


Красная звездочка – творчество в оформлении

Желтая звездочка – успешная защита

Синяя звездочка – полнота раскрытия темы

Зеленая звездочка – грамотность изложения материала

Свой выбор обоснуйте.






























Приложение 4

По-родственному

Члены семьи

Характер

Отношения с родными

Судьба

А.П. Головлева/

В.М. Головлев1




Порфирий /Степка, Анна, Павел




Аннинька/Любинька




Володенька/Петенька




1 - В зависимости от выбранных персонажей участниками групп.






















Приложение 5

Проверка на антиплагиат

t1629364448ae.png



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.