Конспект урока по литературе «Нравственный выбор героя» (10 класс)
Урок
Тема: Нравственный выбор героя. По рассказу Шолохова «Судьба человека»
I Орг. момент.
Приветствие: Добрый день! Я рада вас приветствовать и всех присутствующих гостей.
Сегодня мы поговорим о рассказе Шолохова «Судьба человека» Тему урока, проблему и проблемный вопрос вам нужно сформулировать самим.
Эпиграфом к уроку будут слова Алексея Николаевича Толстого: (запись на доске)
«Русский характер, легкий, открытый, добродушный, жалостливый… Когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага» А.Н. Толстой.
Цель: развитие эмоционально – чувственной сферы.
Задачи: 1) Выявить роль героя в раскрытии содержания произведения.
2) Уметь находить элементы сюжета, композиции.
3) Сопоставлять внутреннее и внешнее состояние человека
Проблема: ( формулируют сами ученики) Война – это страшно. Гибнут люди. Но нужно защищать свою Родину.
Проблемный вопрос: Как выжить в экстремальных условиях, не став предателем или погибнуть геройски.
II. Слово учителя: Великая Отечественная война… Как давно это было, это было как будто вчера. Этих дней не смолкнет слава.
Класс поделен на две группы: в каждой группе есть историки, литературоведы, критики, организаторы. Слово предоставляется историкам………………………………………….
Слово учителя: военная тематика нашла свое отражение почти во всех видах искусства: вот перед вами выставка иллюстраций о войне русских художников: Герасимова, Пахомова, Дейнеки, Лактионова и других.
Сегодня будут звучать песни русских композиторов о войне.
Пожалуй, первыми на это событие откликнулись наши поэты и писатели. Слово предоставляется литераторам…………………………………………………..
-Слово учителя: Война. Война в Афганистане, в Чечне, Великая Отечественная война. Писатели, ученые, историки пытаются понять: что же такое война?
Прочитайте, пожалуйста, высказывания о войне, которые вы нашли.
Ученики читают высказывания о войне.
Очень правдиво написала об этом Ю. Друнина – участница Великой Отечественной войны.
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву и сотни раз - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (записано на доске слева, можете записать эти слова и использовать в сочинении).
- Итак, определите проблему.
III. Работа над текстом.
- А теперь обратимся к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».
Беседа по вопросам:
Подумайте и скажите, сколько смысловых частей можно выделить в этом рассказе. Озаглавьте, пожалуйста, их.
(Довоенная жизнь Андрея Соколова, Андрей Соколов на фронте, Послевоенная жизнь)
2.Докажите, что довоенная жизнь Соколова – это биография обычного человека?
3.Докажите, что в годы войны проявились черты характера, качества человека необычного, исключительного. Но ведь до войны, вы сказали, он был обычным?
4. Назовите, пожалуйста, эпизоды, которые вам запомнились?
5.Был ли у Андрея выбор, как поступать?
6.Объясните смысл названия рассказа.
7.Смогла ли судьба сломить героя?
8. Что помогло ему выжить?
Сделайте вывод: Можно ли назвать героя рассказа «Судьба человека» хозяином своей судьбы?
-Слово учителя: Итак, судьба не сломила Андрея Соколова, наперекор всему он выжил, так как каждый раз выбирал, думал, как поступить в той или иной ситуации, то есть мы можем сказать, что он является хозяином своей судьбы, человеком с большой буквы.
IV. А теперь посмотрите на доску, здесь записаны ключевые слова и нравственные понятия. Запишите только те, над которыми мы сегодня работали. (запись на доске)
V.Рефлексия:1.Как вы себя чувствовали на уроке?
2.Комфортно ли вам было?
3.Понравился ли вам урок?
VI.Запишите домашнее задание. (запись на доске)
1.Напишите сочинение по этому рассказу. (темы даны раньше)
2.Подберите эпиграф к сочинению.
3.Нарисуйте обложку к этой книге.
4. Выучите стихотворение о войне
Слово учителя: В мирное время человек тоже должен быть хозяином своей судьбы. Закончить урок хочу стихотворением И. Тютюкина «Секрет успеха»:
Каким ты дом построишь,
Таким ему и быть.
Как сам себя настроишь,
Так сам и будешь жить.
Сафонова Елена Валерьевна