Простые советы для сохранения зрения у детей дошкольного возраста.
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Это ценнейшая, но в тоже время весьма хрупкая система человеческого организма. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности
Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем. Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, незамеченные и непредотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз.
Очень часто ошибочно считают, что заниматься профилактикой зрительного перенапряжения надо в школьном возрасте, так как в школе большие нагрузки и дети много пишут и читают, а в дошкольном возрасте эта проблема не очень актуальна. Но, учитывая то, что формирование зрительного анализатора наиболее интенсивно проходит в первые месяцы и годы жизни и к 7 годам уже заканчивается и, что самый критический период ( сточки зрения зрительных отклонений) с рождения до 13 лет. Зная это, имеем ли мы право, упускать такой важный период в жизни детей, как дошкольный.
По статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из двадцати детей дошкольного возраста. Причин для возникновения подобных проблем множество. Среди них и генетическая предрасположенность, и частые стрессы в детском возрасте, и неправильна организация режима дня. Влияет на состояние зрения ребенка и его увлечение компьютерными играми( как альтернатива – игры, установленные на мобильном телефоне), длительные просмотры телевизора( более 30 – 40 минут в день), рисование и чтение при плохом освещении. Все эти факторы со временем крайне негативно отражаются на способности ребенка хорошо и далеко видеть, на общей остроте зрения. Недостаточно развившийся еще глаз ребенка не справляется с большими нагрузками и вынужден приспосабливаться с ним за счет потери остроты зрения.
Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось.
Уместно в данном случае также отметить повсеместное увлечение родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще несформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, что приводит к перегрузке органа зрения, истощению его реальных возможностей и в конечно итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.
Поэтому необходимо самое пристальное внимание к зрению детей и максимальное расширение профилактических мероприятий. Необходимо прививать ребенку культуру охраны зрения. Учить его с самого младшего возраста беречь свои глаза. Знать, что вредно и полезно для глаз.
Детей уже с двух лет можно обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем – в привычку в них играть. Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини – тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек( на окне, на стене), повесить подвижные тренажеры мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».
Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию глаз.
Охрана зрения дошкольников требует от работников образовательных учреждений, поиска путей решения этой актуальной проблемы. От педагогов требуется знание и соблюдение норм и требований к организации учебного и воспитательного процесса, знание технологий укрепления и сохранения зрения.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим , прогрессирование нарушения зрений относятся:
- Соблюдение санитарно – гигиенических условий.
Прежде всего - это достаточное и равномерное освещение, отсутствие резких теней и блеска на рабочих поверхностях. На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол, не загроможденность подоконников комнатными растениями. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.
- Использование наглядных пособий, книг, иллюстраций, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам.
- Чередование занятий детей с отдыхом.
Отдыхом может стать увлекательная игра, полезная для глаз, - запоминание предметов на столе. Завяжите ребенку глаза и разложите на столе несколько предметов(не более 7 - 10). Затем снимите ему повязку и дайте одну минуту, чтобы он запомнил расположение предметов, после этого опять наденьте ребенку повязку и по-другому разложите предметы. Открыв игроку глаза, предложите ему как можно быстрей расставить предметы на прежние места. В этой игре могут участвовать как один, так и несколько игроков. Соревновательный момент поможет сделать игру интереснее. Эту игру можно изменить и дополнить разнообразной зрительной нагрузкой: пусть ребенок смотрит на предметы через отверстие в бумаге или сквозь расставленные пальцы, можно закрывать один глаз повязкой и таким образом тренировать каждый глаз по отдельности.
Есть еще одна интересная игра. Посмотрите в окно и проследите за движением машины по дороге – пока она не скроется из виду, попросите его посчитать, какого цвета автомобилей больше. Проследите за передвижением прохожих в цветной одежде и с цветными зонтиками, постарайтесь разглядеть, что именно нарисовано на зонтике, движением велосипедиста, понаблюдать за полетом птиц, самолета, главное, чтобы объект, за которым вы наблюдаете, находился в движении и при этом на значительном расстоянии от глаз. Наблюдайте за светом в окнах домов.
Попробуйте вместе нарисовать взглядом различные фигуры: круги, восьмерки, треугольники. Во время этих простых занятий также чередуйте глаза, закрывая один из них, смотрите через дырочку в бумаге или сквозь пальцы. Старайтесь выполнять как можно больше разнообразных движений глазами: смотрите по сторонам, снизу – вверх и обратно, перемещайте глаза вслед за выбранным объектом. Чем больше ваши глаза будут двигаться, тем лучше!
- Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома.
Чтобы сохранить здоровье глаз, выполняйте специальную зрительную гимнастику для глазных мышц, направленную на снятие напряжения. Даже при небольшой ее продолжительности(1 мин.), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления, мышцы окрепнут, улучшится питание и кровообращение глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть их. Повторить 6 – 8 раз.
Быстро моргать в течение 15 секунд, повторить 3 – 4 раза.
Для более четкого восприятия упражнений применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Вот некоторые из них:
Глаза вправо отведу, на соседа посмотрю
Повернусь теперь я прямо и закрою их руками.
Взгляд налево отведу – шарик красный я найду.
Теперь вправо посмотрю – глазами шарик поищу.
Подниму глаза я кверху, отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу и на метку посмотрю.
Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир!
Если б се на свете было одинакового цвета
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белый(ищут белый круг на столе или на стене)
Желтый(ищут желтый), синий(ищут синий), красный(ищут красный).
Пусть все вокруг нас будет удивительным и разным.
Упражнение «Буратино»
Обоими глазами смотрим3 – 5 секунд на указательный палец, вытянутый перед лицом , затем сгибая руку приближаем палец к носу, смотрим на кончик носа, руку убираем. Превратились в Буратино.
Обводим головой по кругу, смотря на кончик носа
-Буратино нарисовал солнышко.
Ведем головой слева направо и обратно, смотря на кончик носа
-Буратино нарисовал длинную морковку.
Ведем головой снизу вверх о обратно, смотря на кончик носа
-Буратино нарисовал носом высокое дерево.
Поморгали глазами, расслабились.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.
Упражнения для глаз должны предусматривать движение глазного яблока по всем направлениям.
Возьмите карандаш и вытяните руку перед собой. Двигайте карандаш по широкой дуге: вниз и в разные стороны, вверх. В течение одной минуты неотрывно следите глазами за этими перемещениями.
- Контроль за правильной позой детей во время занятий.
Рабочая поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту и пропорциям тела.
- Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе.
Воспитателю необходимо нести детям положительный заряд энергии. Проводя ежедневные прогулки попросите ребенка запомнить расположение детей и взрослых, птиц и собак на детской площадке, после этого на минуту закройте ему глаза. Затем постарайтесь как можно быстрей найти взглядом всех, кто успел поменять свое месторасположение.
В теплое время года займитесь срисовыванием предметов, находящихся на расстоянии. Во время прогулки найдите комфортное место для рисования. Выберите какой – либо предмет, находящийся на значительном расстоянии от вас. Для начала срисовывайте неподвижные предметы, это могут быть верхушки деревьев, домики для птиц, дома вдалеке или небольшие пейзажи. Пусть главной вашей задачей будет прорисовать как можно больше деталей и мелочей, а также цветовых оттенков. Художественные навыки при этом не играют роли. Спустя время попробуйте нарисовать объект в движении: идущего прохожего, плавающую утку, летящую птицу, бегающую собаку. Точно также старайтесь запомнить и отобразить как можно больше деталей. Если вы рисуете прохожего , обратите внимание на его одежду, походку, сумку, прическу и т.д. удаленность объекта от глаз выбирается индивидуально, в зависимости от качества зрения. Желательно, чтобы движущаяся натура находилась на расстоянии 6 – 10 метров от вас. Проводите такое занятие по 15 -20 минут каждый день. Это упражнение очень полезно для глаз: за счет постоянного изменения дистанции фокусировки взгляда глаза получат разнообразную нагрузку.
При любой возможности вывозите детей за город. Пускай они любуются небом, пейзажами, отыскивают красивые камушки, ракушки, собирают разноцветные цветы.
Природа – лучший целитель для глаз! Обращайтесь к ней!
-Активное гармоничное физическое развитие детей.
Физическая культура, спорт, закалка – самые лучшие средства сохранения здоровья. Спортивные упражнения, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ.
Замечательный способ поддерживать здоровье глаз – регулярно играть, например, в теннис, бадминтон, футбол, волейбол. Будет еще полезней, если использовать при этом цветные шарики – для настольного тенниса их легко сделать. Также полезно для глаз стрелять по мишени.
Настольный теннис – это не только увлекательная спортивная игра, но и невероятно полезная тренировка для глаз. Концентрация взгляда на двигающемся шарике прекрасно укрепляет мышцы глаз. Чтобы усилить эффект, используйте шарики ярких цветов: красные, зеленые, голубые, оранжевые. Для тренировки глаз также рекомендуется не только играть, но и посещать матчи и смотреть волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон и т.д. – на стадионах. При этом лучше всего наблюдать игру с последних рядов стадиона.
-Организация рационального питания и витаминизация.
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно Ф. витамин А содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, морковь, шиповник, зеленый лук, молоко. Витамин А является компонентом зрительного пурпура(родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза.
-Исключение зрительных нагрузок за пол - часа до сна.
Уделяя большое внимание охране зрения у детей в детском саду, желательно продолжать эту работу и в начальной школе, поскольку человеческий глаз формируется до 10 - 12 лет, и очень важен вопрос преемственности детского сада и школы.
Литература.
Аветисов Э.С. близорукость. М., Медицина, 1999.
Базарный В.Ф. зрение у детей: Проблемы развития. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу Олега Панкова. Изд: Астрель, 2011.