12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Егоровна417
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

Доклад

Для воспитателей на тему:

«Развиваем у детей творческое воображение»

Дошкольный возраст – этот тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы, незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Но здесь необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлениям детской фантазии. Нередко о богатстве воображения ребенка судят только по рассказам и рисункам на фантастические темы и сюжеты, в чем-то отклоняющиеся от реальности. Такое суждение, чаще всего, бывает не точным, по крайней мере, по отношению к детским рисункам, где самым обыкновенным сюжетом скрывается богатое и очень сильное воображение ребенка.

Малышу очень трудно сказать о своем рисунке до того, как он взялся за карандаш. Чаще всего, он называет предмет, который он нарисовал раньше. Но из этого не следует, что именно этот предмет будет изображен сейчас. По ходу рисования ребенок обязательно перечислит все, что появится на листе и очень хорошо расскажет по уже готовому рисунку. Причем рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями. И именно в таком рассказе обнаруживаются те связи между изображениями людей, животного, вещей, которое в самом рисунке вовсе не очевидно. Замысел всего того, чтобы предшествовать рисованию оказывается его итогом.

Принцип проведения от занятий – от простого к сложному. Но при провидения этих занятий необходимо выполнять следующие правила:

- ребенок должен возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, акварели и гуашь в тюбиках, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находится в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в саду, если это не возможно, то во время занятия обязательно;

- выбор материала, на котором будет нанесено изображение должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров;

- ребенка необходимо научить различной технике изображения отдельно и в комплексе различные виды. Вот примерный их перечень:

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность - лист бумаги складывается пополам и краски наносится только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

3. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – рисунок тушью проступает на цветном фоне.

4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

5.Можно использовать щетки различного размера; или можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6.Прекрасно дети справляются с коллажем – сочетанием аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

7.Интересно рисовать краской прямо из тюбика – но необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая на тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться (необходимо аккуратно хранить работу). Если размывать краски, выпуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать разные оттенки этого цвета.

8.Интересная объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.

9. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали.

Разновидность нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской сознать изображение.

10. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.

11. Наносить рисунок на предварительно скомканную сжатую бумагу. Потом лист расплавляется и на него наносится рисунок.

12. На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы общетинившийся, пушистый.

13. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14. Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда высохнет и опустить на секунду-две в тарелочку или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15. На чистый лист бумаги наносится натуральный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклый. Подождать, пока высохнет клей и тогда наносится краска, причем краска жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах нанесенного контура.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.