12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галиева Гульнара Каримовна142
учитель начальных классов 1 квалификационной категории,классный руководитель. Место работы: МБОУ"Алан-Бексерская общеобразовательная основная школа"Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Россия, Татарстан респ., Высокогорский район
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. В данной статье мы рассмотрим лишь беглость чтения как одну из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанную с остальными и взаимообуславливающую их. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трех качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.

Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребенка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.

Наша система обучения предусматривает эти особенности и выстроена с их учетом. Итак, перейдем к практическим знаниям. Начальный этап обучения чтению начинается с узнавания букв. Здесь хотелось бы акцентировать внимание родителей на том, что буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв только затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. Мы в результате своей практики пришли к следующему варианту работы: сначала выучить все гласные (не называя ребенку самого понятия «гласные»), а затем учить согласные (также не называя понятия) и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Б»: нарисовали ее, раскрасили, написали пальчиком в воздухе, на столе, слепили из пластилина, выложили из палочек, пуговиц, и т.д. Затем составляем слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Также их можно рисовать, выкладывать из палочек и т.д. В такой форме ребенок быстро поймет принцип сложения букв в слоги. Далее по той же схеме можно переходить к изучению следующих согласных. К концу изучения всех букв русского языка ваш ребенок будет легко ориентироваться в слогах. Когда он знает несколько согласных, можно поиграть «в слоги»: вразброс пишем любые слоги с выученными согласными (бо, га, зы, ду), а задача ребенка – их прочитать. Постепенно этот запас будет увеличиваться; тогда можно составлять простые слова из уже пройденных букв и слогов: луна, сон, дом, лес, мир, каша и т.д. Просите ребенка попытаться записать эти слова (сначала списывая, а затем самим).Важно отметить, что особенности детей очень индивидуальны, поэтому не стоит торопиться, подгонять ребенка. Пусть процесс освоения происходит в нормальных для него темпах. Главное, чтобы регулярные совместные занятия вызывали у маленького ученика желание вернуться к ним снова. На начальных этапах обучения чтению хорошим помощником родителям может стать методика Н.А. Зайцева, которая опирается на слоговой принцип обучения чтению и делает этот процесс легким и увлекательным. На следующих, более сложных этапах, когда ребенок освоил чтение словами, мы рекомендуем определенные приемы работы по формированию беглости чтения, а также выделяем группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных уровнях. Кроме этого, мы перечислим приемы, способствующие развитию мотивации к чтению.

Развитие речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи, которое, в свою очередь, невозможно без достаточного развития тонких, координированных движений речевого аппарата. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.

АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ…

АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…

З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…

Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…

Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би

За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри

 

Чтение чистоговорок.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молока кому?

Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.

 

Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

· Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Шел Егор через двор с топором чинить забор.

· Проворонила ворона вороненка.

 

Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.

 

Чтение скороговорок в темпе.

Скороговорки читаются четко в высоком темпе.

 

Работа над развитием зрительной памяти.В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка – посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся – определить, что изменилось.

 

Игра «Что пропало?».

На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.

Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей – восстановить измененную последовательность предметов.

Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.

Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.

Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв.

В Л О Н

Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.

Затем переходим к запоминанию слогов.

Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду…

Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.

Прием фотографирования слов.

Лев, мак, слон, тигр.

На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

 

Также мы рекомендуем использовать упражнения, вырабатывающие внимание к слову.

Чтение слов на карточке за короткое время.

Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее – более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.

Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дело в том, что неопытные чтецы часто «теряют» окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.

Родина, родной, родимый, родитель, родить.

Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.

При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух.

При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.

Чтение слов, записанных пирамидкой.

Например:

бури снег ветры весна ураганы ручьи разыграйся побежали заморозить зазеленела

По такому принципу вы можете сами составить пирамиды для тренировки, каждый раз используя новую.

Ребенку необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Также можно предлагать прочитать пирамидки за определенное время. Задача – правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.

В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов.

При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

 

Развитие смысловой догадки.

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения. Для развития антиципации мы использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения.

 

Чтение слов с пропущенными буквами.

К. Ш. А С. Б. КА

К. О. О. ИЛ К. Р. ВА

С. Л. В. Й С. ОН

Б. Г. М. Т В. Р. НА

Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

 

Чтение слов с перепутанными буквами.

В начале работы слова с перепутанными буквами разгадывались с опорой на цифры:

ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ

3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5

Далее мы усложняли задание, не давая опоры на цифры.

Здесь лексическая тема задавалась заранее.

Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

 

Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.

Гроза.

Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле…. Сильный ветер загуд… в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…

 

Чтение текстов с пропущенными словами.

Над городом повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил большими …. Холодный ветер выл, как дикий…. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно…. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и … ей идти.

 

Зрительные диктанты.

Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег Небо хмурое Трещат морозы Наступила осень. В лесу много берез. Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет. В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению задания, улучшается внимание. Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса, желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому-либо виду деятельности – залог успешного осуществления этой деятельности. Далее мы приводим приемы, стимулирующие интерес к чтению.

 

Прием щадящего чтения.

Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

 

Ежедневный самозамер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие, что во многом будет зависеть от вашего творчества и терпения, уважаемые взрослые. И помните, что это последовательная работа, поэтому не стоит требовать от ребенка слишком многого. Однако только регулярные занимательные занятия помогут достичь желаемого результата. Таким образом, обучая сына или дочку через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете своему малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьете ему интерес к этому замечательному занятию.

Желаем вам совместных успехов!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Степаненко Валентина Ивановна, 28.02.16 в 17:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за представленный материал! Но протяжении многих лет я также занимаюсь развитием беглого чтения. Многие приёмы использую. Моим ученикам очень нравился самозамер беглого чтения. При большой наполняемости сложно проверить учителю. В 3-4 классах ученики проверяли друг друга.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.