Выступление «Просвещение в Византии» (Для уроков истории)
Пояснительная записка к презентации
Просвещение в Византии
Презентация Просвещение в Византии
PPT / 1.74 Мб
Византийская империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.
Ознакомление с византийской образованностью и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом в профессионально-педагогическом отношении весьма продуктивно: Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до XIII-XIV вв. значительно превосходило западноевропейские государства. Как говорят византиноведы, она была самой «читающей» страной средневековой Европы.
Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях.
Образование, как отмечалось, имело светский характер. Даже при некоторых церквях Константинополя функционировали по сути своей светские школы. Стараясь овладеть сокровищами античной науки, византийские ученые многое сделали для сохранения культурного наследия прошлого. Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их толкованию и комментированию.
Идеалом образованной личности византийца являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.
В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе было трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, то в состоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки овладевали грамотой и получали достаточное книжное образование.
Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители. В знатных семьях для этих целей мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.
Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
На первой ступени обучения — в школах грамоты — дети Получали элементарное образование. Количественно они могли сокращаться или увеличиваться, Но всегда сеть их была более широка, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.
Среднее образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Почти все дети гражданской и церковной элиты проходили эту ступень обучения. Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников. В Византии считалось, что каждый образованный ромей, как сами себя называли византийцы, должен овладеть «эллинской наукой», открывающей путь к высшей философии — богословию. Большее внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу» — арифметику, геометрию, музыку, астрономию — в Византии изучали немногие. Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике.
Среднему образованию в Византии уделялось большое внимание, ему покровительствовали сами императоры. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.
Методика обучения в средних школах была традиционной: учитель читал, давал образец толкования, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Перед ним ставилась цель обучить школьников активному владению речью, развить умение пересказывать, цитировать на память, составлять описания, импровизировать.
Учебный день византийского школьника начинался с молитв. Сохранилась одна из них: «Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово твое и научился творить волю твою». Учитель (Дидаскал) с помощью старшего ученика («протосхол») в конце учебной недели проверял знания учащихся. Неуспехи в учебе и нарушение дисциплины наказывались розгами.
Наличие высшей ступени образования — характерная черта византийской цивилизации.
В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 г. и получила наименование «Аудиториум» (от латинского «audire» — слушать). Само название говорит об основном методе преподавания — лекции и комментарии преподавателей, которых называли «консулами философии», «главами риторов» и которые являлись высокого ранга государственными служащими.
В содержание высшего образования входили: метафизика как метод исследования природы, философии богословие, медицина и музыка. Основной формой обучения являлся диспут. В ходе диспутов рассматривались проблемы этики, политики, истории, юриспруденции. Идеал выпускника высшей школы — энциклопедически образованный государственный или церковный деятель.
Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа.
Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале.
Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Страна высокой образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Свет традиций византийского просвещения не угас и после гибели самой империи. Как справедливо заметил русский историк П. П. Соколов, после падения Константинополя в 1453 г . ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное понятие любви к человеку и истине.
ЛИТЕРАТУРА
Авилушкина С. С. К вопросу о месте "Хроники" Михаила Глики в системе византийского образования//Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987.
Гранстрем Е. М. Наука и образование//История Византии. М.,1967.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов, 1998.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций
Ильина Оксана Геннадьевна
Лещёва Светлана Николаевна