План урока по математике «Противоположные числа»
Цели:
- Повторить и закрепить знания учащихся по данной теме;
- Развивать внимание, логическое мышление, аргументированную математическую речь, самостоятельность, познавательную активность;
- Воспитать интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение. И я хотела бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. У каждого из вас на парте есть «Шкала настроений» - плохое настроение, лень и хорошее настроение. Я попрошу вас обвести ту фигуру, которая соответствует вашему настроению. Покажите, пожалуйста, карточки. Хорошо, я вижу к началу урока у вас хорошее настроение и надеюсь, что к концу урока оно станет еще лучше ( Мы с вами сделаем все возможное, чтобы концу урока оно у вас стало намного лучше).
II. Логическое упражнение.
А теперь внимание на доску (интерактивную). На доске написано
Длинный – короткий
Большой – маленький
Как называются эти слова в русском языке? (антонимы)
Правильно. А теперь найдите «антонимы» для следующих слов и чисел:
Плюс - … (минус)
3 - … (-3)
-11 - … (11)
А как они называются в математике?
Два числа лишь знаками
Друг от друга отличные,
Называются издавна …. (противоположными числами)
III. Постановка темы и цели урока.
Правильно, ребята. Итак, тема сегодняшнего урока нашего урока «Противоположные числа». Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания по данной теме. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Противоположные числа – это числа сложные, не очень сложные или совсем несложные?»
6 учащихся получают работу на карточках.
IV. Устные упражнения.
1. Ребята, немного подумайте и назовите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию математика:
-4,7 |
6,91 |
1 |
- |
0 |
9 |
И |
М |
В |
А |
Д |
Н |
(Видман)
Рассказ одного из учащихся:
Знаки «+» и «-» широко применялись в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили знак «-», означавший убыль. Если бочку заполняли вином, то символ «-» перечеркивали и получали «+», означавший прибыль. Символы «+» и «-» как математические знаки ввел в 15 в. чешский математик Я. Видман.
2. А теперь, ребята, подумайте получше и решите уравнение:
а) –х=150; б) -у=121/5; в) – z=0.
3. А сейчас предлагаем вашему вниманию следующую мини-сценку «Разговор учащихся 6а класса»:
- Является ли -3 отрицательным числом?
- Конечно, ведь перед ним стоит минус.
- А если взять произвольное число а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли –а отрицательным числом?
- Конечно!
Ребята, хорошенько подумайте и скажите, правильно ли ответил последний герой?
(Нет, объяснение учащихся).
V. Работа по учебнику.
Запись числа и темы урока.
Работа в тетрадях и у доски.
№ 912 а,б,в.
№ 915.
№ 917 а,г,ж. Какие числа называются целыми? Показать.
VI. Физ. минутка.
Итак,
Вы на славу потрудились,
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра!
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
VII. Тестирование.
Отдохнули? Теперь продолжим.
У каждого из вас на столе есть карточка с тестом. Подпишите, пожалуйста, их и ….
Под скрип пера о лист бумаги
Заполните сие листы.
Вам нужно только обвести буквы с правильным ответом.
Вариант 1
1. Найдите среди чисел пару противоположных:
2. Поставьте вместо звездочки такое число, чтобы получилось верное равенство:
3. Решите уравнение
4. Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -4 и 2?
А. -4, -3, -1, 0, 1. Б. -3, -2, -1, 0, 1.
В. -3, -2, -1, 0. Г. -1, 0, 1.
5. Найдите координату точки С.
А. С(-4). Б. (-1). В. С(-2). Г. С(-3) Ответ: (-2)
Вариант 2
1. Найдите среди чисел пару противоположных:
2. Поставьте вместо звездочки такое число, чтобы получилось верное равенство:
3. Решите уравнение
4. Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -5 и 1?
А. -5, -4, -3, -1, 0. Б. -4, -3, -2, -1.
В. -1, 0, 1. Г. -4, -3, -2, -1, 0.
5. Найдите координату точки С.
А. С(-2). Б. (-1). В. С(-3). Г. С(0) Ответ: (0)
Ключ. В-1. Б,Г,А,Б,В.
В-2. Б,В,В,Г,Г.
Взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов.
Числа противоположные – новые для вас.
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки.
Учим – учим правила, готовимся к уроку.
1. О каких числах шла речь на уроке?
2. Какие числа называются противоположными? Приведите примерю
3. Назовите числа, противоположные следующим: 7, -15, ½, 0, 25.
4. Какие числа называются целыми?
Выставление оценок.
IX. Задание на дом.
П. 27, вопросы к теме, №№ 912 б (4, 5, 6 числа), 928, 929 б,
2 группа - 912 в (4,5 числа)