Урок математики во 2 классе «Число 15. Состав числа 15»

1
0
Материал опубликован 23 August 2019

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока
 

Тема: «Число 15. Состав числа 15»

Класс: 2

Учебная дисциплина: начальные классы

Учебный предмет: математика


 

Разработал(а):

Учитель дефектолог

ФИО: Халилуллина Д. И.


 


 


 


 

2019 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

Методические рекомендации…………………………………………………….5

Технологическая карта…………………………………………………………....7

План урока…………………………………………………………………………9

Конспект урока…………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся с проблемами интеллектуального развития и их успешной интеграции в общество. Содержание обучения математике детей с проблемами интеллектуального развития определяет Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса школы- интерната для обучающихся с УО. В классе обучаются 12 учащихся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям адаптированной программы, стандарту образования лиц с ОВЗ. Для того чтобы достичь принципиально нового уровня обучения лиц с УО необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится метод проблемного обучения, который непосредственно применен на данном уроке. В условиях современного общества предъявляются более высокие требования к ученику с интеллектуальными нарушениями как к личности, способной реализоваться в дальнейшей трудовой деятельности. Возникает необходимость формирования у детей устойчивой мотивации к обучению в школе.

Данный урок организован с применением мотивирующего приема-«яркое пятно» (появление подарка от Буратино). Далее обучающиеся с УО оказываются в проблемной ситуации, для решения которой необходимо усвоить новые знания по теме урока с помощью учителя. Основная цель создания данной проблемной ситуации  заключается в осознании учащимися этой ситуации и разрешении ее в ходе их совместной деятельности под общим направляющим руководством учителя.

В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные. Групповая и игровая форма деятельности учащихся с УО позволила эффективно усвоить материал. Включены разно уровневые задания, благодаря которым все учащиеся были включены в работу на уроке. Такая модель построения урока способствует развитию интеллектуально - творческих способностей каждого ребёнка. Использование интерактивной доски позволило как заинтересовать учащихся, так и закрепить изученный материал. На этапе объяснения новых знаний и практического применения знаний используется необходимое техническое оборудование: доска, стенгазета, мультимедиа проектор, экран, которые позволяют формировать компоненты мышления, восприятия учебного материала. Наглядно – демонстрационный материал сопровождается на всех этапах урока. Работа со стенгазетой и живым наглядным материалом (монеты) сопутствует полному усвоению материала, и выполнению поставленной цели урока. На заключительном этапе урока дети демонстрируют способность к самооценке своей работы на уроке.

Данный урок направлен на то, что бы дать учащимся такие доступные количественные и качественные представления о числах второго десятка, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность, на развитие речи учащихся, обогащение её математической терминологией, на воспитание у учащихся целеустремленности, терпения, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности. Формирует у учащихся навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 


 


 

Методические рекомендации

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

 

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого от частей);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Технологическая карта урока

Учитель: Халилуллина Диляра Искандаровна

Тема: «Число 15. Состав числа 15»

Класс: 2

Условия реализации: урок рассчитан на обучение лиц с УО по адаптированной основной образовательной программе I варианта.

Место проведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технические средства обучения: ИКТ, демонстрационные картинки, карточки с цифрами, компьютер, медиапроектор.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для дифференцированной работы, шариковые ручки; игрушка Буратино, стенгазета «Знакомимся с числом 15», подарочная коробка, 15 монет, лента чисел (второй десяток), фигурки цифр, изображение Буратино для рефлексии.

Цель урока: создать условия для ознакомления с числом 15, его составом, образованием, развивать навык устного счета и умение решать задачи.

Задачи:

Формирование вычислительных навыков в пределах 15;

Воспитывать интерес к предмету, воспитывать навыки правильного поведения на уроке;

Развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, познавательной активности;

Коррекция правильной осанки на основе упражнений во время динамической паузы, правильной посадки во время всего урока.

Планируемые результаты

Предметные: Знать образование, название, состав, место в числовом ряду числа 15.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

План урока


 

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания по методике

1.этап организации начала урока

1.1 Организационный момент


 

1.Приветствует
2. Проверка явки


 

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

Диалогово –

словесный метод (беседа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный метод, мотивирующий прием.

 

Диалогово –

словесный метод (беседа)

 

 

Практический

метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, проиллюстрированный работой с газетой.

 

Диалогово –

словесный метод (беседа).

 

Практический

метод (работа с коллекцией цифр) и пр.

 

этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности

1.2 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1. Опрашивает обучающихся
2. Актуализирует знания и опыт по пройденной теме (вопросы)

 

Отвечают на вопросы, считают в прямом и обратном порядке, считают от заданного числа, практически работают с лентой чисел второго десятка.

этап мотивации и целеполагания

1.3. Целевая установка

1. Сообщает условия выполнения практического задания, для формирования интереса к теме урока.

2. Совместно с обучающими формулирует цель урока

1.выполняют практическое задание, что бы узнать имя сказочного героя.

2.Воспринимают сказочного героя, и формулируют тему урока.
2. Мотивируются «ярким пятном»- коробочка Буратино, для участия в формулировке целей урока, и положительного настроя на процесс получения новых знаний,

2. Основной этап

2.1 этап изучения нового материала


 


 


 


 


 

 

Последовательно излагает новый материал о составе и записи числа 15, также организует и управляет деятельностью обучающихся.

Воспринимают новый материал, выполняют практическое задание по изучению состава, способам образования, и записи числа 15.

Здоровьесберегающие технологии

1. Выполняет совместно с учащими гимнастику для глаз.

2. Выполняет совместно с учащими пальчиковую гимнастику.

1. Выполняют по руководством учителя гимнастику для глаз.

2. Самостоятельно выполняют пальчиковую гимнастику

Практический

метод

2.2 этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности

Организует совместное решение примеров у доски.

Обсуждают решение примеров по образованию числа 15.

Практический метод

Здоровьесберегающие технологии

Выполняет физминутку совместно с обучающимися

Выполняют по руководством учителя физминутку

 

Практический метод

2.3 этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний


 

Этап создания проблемной ситуации на следующий урок


 

Выдача домашнего задания

Организует и управляет решением задачи по намеченному плану, также записи решения.


 

Комментирует домашнее задание

Выполняют решение задачи у доски и в тетрадях.

 

Словесные- практические

3. Заключительный этап

Подведение итогов

1.Подведение итогов.
2.Оценивает обучающийся
3.Датьоценку занятию.

1. Проводят само- и взаимоконтроль, рефлексию.
2.Беседуют с преподавателем

Работа в микрогруппах
 


 


 


 

Конспект урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I этап организации начала урока

СЛАЙД 1

Позвенел звонок, начинается урок.

Тут примеры и задачки, игры, шутки, физминутки

Все для вас. Я желаю вам удачи.

За работу в добрый час.

 

Готовятся к уроку- приветствуют учителя, садятся за парты.
 

II этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся)

- Ребята скажите, пожалуйста какой у нас сегодня день недели? Какое время года? Какой месяц?

Какой урок по счету? Какой предмет?

Подготовьте свое рабочее место, на столах у вас: ручка, тетрадь, коробочка с цифрами, лента чисел (второго десятка).

 

- Сейчас я хочу узнать что мы проходили на прошлом уроке математики? Все ли выполнили домашнее задание? Как образовывается число 14?

- Работу на уроке начнем с устного счета.

Посчитайте от 1 до 14 (прямой и обратный счет)

Счет от заданного числа: от 2 до 14; от 9 до 14; от 4 д 10; от 13 до 3;

Назови соседей чисел: 10, 13, 11;

- Возьмите ленту чисел в руки. Покажите на ленте число в котором 1 дес. 2 ед., 1 дес. 1 ед., 1 дес. 3 ед., 1 дес. 5 ед.

 

Ответы детей

 

Математика

 

Готовят рабочее место

 

 

 

Число 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа с лентами чисел

 

III этап мотивации и целеполагания

СЛАЙД 2

- Сегодня к нам на урок пришел один сказочный герой. А кто он угадаете, собрав из букв его имя: Вам необходимо расставить числа в прямом порядке, т. е. по возрастанию.

СЛАЙД 3

- и как же его зовут?

- Буратино пришел к нам из сказочной повести «Золотой Ключик или приключения Буратино»

СЛАЙД 4

(Появляется игрушка Буратино)

- Буратино не очень хорошо учился в школе, но пришел к нам на урок с подарком, что бы мы хорошо сегодня занимались на уроке. (Коробочка Буратино)

-Что может быть в этой коробочке? В этой коробочке кое, что очень интересное и скоро мы узнаем что.

Сегодня на уроке математики мы познакомимся с новым числом. А какое это число вы узнаете попозже, или вы догадаетесь сами.

-Чем мы сегодня займемся на уроке математики?

-Сегодня на уроке мы покажем Буратино, как мы умеем считать, красиво писать в тетрадях, красиво сидеть за партой, покажем как мы умеем трудиться на уроке.

- Кто из вас догадался, с каким числом познакомит нас Буратино?

- на каком числе остановился бегунок нашей ленты? ( на стен газете открывается число 15).

 

1БУ 2РА 3ТИ 4НО

 

 

БУРАТИНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считать, писать числа, решать примеры и задачи

IV этап изучения нового материала

Посмотрите внимательно на это число, оно какое? Двузначное или однозначное?

Прошу вас из коробочек с цифрами достать необходимые цифры, что бы мы смогли составить число 15 у себя на парте.

Первая в числе 15- цифра 1, достаем цифру 1 СЛАЙД 5.

В числе 15- 1 десяток. Вторая цифра в числе 15 это цифра- 5. СЛАЙД 6 В числе 15- 5 единиц, достаем цифру 5.

Кладем цифры рядом друг с другом, получается число 15.

Ребята, а как же образовывается число 15?

А ответить на этот вопрос нам поможет коробочка Буратино. У него в коробочке золотые монетки. (монетки клеятся на стенгазету, сначала 10, затем еще 5)Возьмем 10 монет, и добавим к ним еще 5. Сколько у нас получилось монеток теперь? Как мы можем образовать число 15? (крепятся на доску 1 0 5)а какое место число 15 занимает в числовом ряду? Кто соседи числа 15? (крепятся на доску 14 1)

- молодцы! Сейчас пришло время показать Буратино как мы умеем красиво писать в тетрадях.

- Но перед этим, нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

 

(раздача тетрадей, и индивидуальных заданий слабой группе учащихся)

 

Двузначное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

10

 

 

15

 

 

 

1

14

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся следят глазами за игрушкой Буратино, выполняют массаж пальчиков:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он как ледышка

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

V этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности

-Ребята открываем тетради. От последней работы отступаем 3 клетки и пишем классная работа. Пропускаем одну клетку вниз и в первой клетке слева ставим точку. Число 15 у нас двузначное, поэтому в клетке, мы пишем цифру 1, СЛАЙД 6, а в клетке справа пишем цифру 5.

Пропускаем 1 клетку вправо и пишем число 15 еще раз итак до конца строчки.

- следующее задание, вставьте пропущенные числа:

10, 11,__,__, __, 15

-Проверяем (На доске вписываются недостающие числа)

-А сейчас мы покажем нашему Буратино, как мы умеем решать примеры! Передавайте листочки с примерами:

14+1= 10+5=

1+14= 5+10=

Отступаем 1 клетку вниз и списываем первый пример. (Работа у доски и в тетрадях)

- Молодцы! Немного отдохнем и опять писать начнем. СЛАЙД 7

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Что бы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

 

 

Классная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10, 11, 12, 13, 14, 15

 

 

 

 

 

14+1= 15 10+5= 15

1+14=15 5+10=15

 

 

 

 

 

Выполняют движения за учителем

VI этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний

- Отдохнули вместе с Буратино, теперь нам нужно ему показать, как мы сможем решить задачу. СЛАЙД 8

Смотрим на экран и внимательно читаем условия задачи.

У Буратино было 10 монет, еще 5 монет он нашел под деревом. Сколько монет у Буратино стало всего?

-Прочитайте условие, прочитайте вопрос задачи. Что нам известно? Что мы уже знаем из условий задачи?

Что нам необходимо найти, сколько монет всего стало?

БЫЛО- 10 м ?

НАШЕЛ- 5 м

С помощью какого действия мы сможем решить задачу?

Пропускаем клетку вниз и записываем решение.

Решение: 10 м+ 5 м= 15 м

И еще раз прочитаем вопрос нашей задачи. Сколько монет у Буратино всего?

Запишем ответ:

Ответ: у Буратино всего 15 монет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЫЛО- 10 м ?

НАШЕЛ- 5 м

 

 

 

 

Решение: 10 м+ 5 м= 15 м

 

 

 

Ответ: у Буратино всего 15 монет.

VII этап создания проблемной ситуации на следующий урок

Над какой темой мы сегодня работали? С каким числом познакомились сегодня на уроке? Назовите мне число предыдущее числу 15?назовите мне число , которое идет после 15?

- С этим числом мы познакомимся на следующем уроке домашнее задание примеры стр. 36 № 34.

 

VII Рефлексия

- Понравился ли вам урок математики с нашим сказочным героем? Ребята еще в коробочке оказались карточки от Буратино для вас. Но что- то в них не хватает?

Покажите свое настроение, после урока, дорисовав улыбку или грустный смайлик на карточках с буратино у вас на столах.

 

 

 

 

Рта

 

Дорисовывают улыбку Буратино

IX этап подведения итогов урока

- Ребята, вы большие молодцы! Большое спасибо вам за урок! СЛАЙД 9

Я думаю, Буратино остался очень доволен уроком. Он очень благодарен, и говорит всем вам «СПА- СИ – БО».


 

Заключение

Данный урок апробирован на базе Казанской школы- интерната № 1 для детей с ОВЗ и соответствует ФГОС НОО ОВЗ. Предназначен этот урок для обучающихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями. Данный урок является актуальным, т.к. при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, а также стиль их взаимодействия.

На уроке имеют место элементы проблемного обучения и поисковая деятельность, которые способствуют лучшему усвоению учащимися нового материала и коррекции учебно познавательной сферы учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методы, применяемые на уроке, обеспечивают познавательную активность учащихся, а также эффективное сотрудничество учителя и учащихся.

На данном этапе обучения учащиеся уже имеют знания, практические навыки; обозначают числа первого десятка; соотносят количество предметов с  числом; используют цифры первого десятка для записи  чисел;   определяют тему и цель урока. Данный урок «Число 15. Состав числа 15» является ключевым и базовым в разделе изучения чисел второго десятка. Как показывает последующая проверочная работа- знания, усвоенные на уроке, подлежат прочному усвоению. Более 70% учащихся справились с последующей проверочной работой, 58, 3 % обучающихся выполнили проверочную работу на успешно, это доказывает что цели и задачи урока полностью реализованы.

Предметные результаты об образовании, составе, и месте числа 15 в числовом ряду заложенные в программе были усвоены большим количеством обучающихся с УО.

На мой взгляд, данный урок открытия новых знаний показал прочность их усвоения учащимися с УО. Благодаря поиску решения проблемной ситуации достигается полное понимание материала учащимися с интеллектуальными нарушениями.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.