Урок математики во 2 классе «Число 15. Состав числа 15»
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
Тема: «Число 15. Состав числа 15»
Класс: 2
Учебная дисциплина: начальные классы
Учебный предмет: математика
Разработал(а):
Учитель дефектолог
ФИО: Халилуллина Д. И.
2019 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………...…3
Методические рекомендации…………………………………………………….5
Технологическая карта…………………………………………………………....7
План урока…………………………………………………………………………9
Конспект урока…………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Пояснительная записка
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся с проблемами интеллектуального развития и их успешной интеграции в общество. Содержание обучения математике детей с проблемами интеллектуального развития определяет Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса школы- интерната для обучающихся с УО. В классе обучаются 12 учащихся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям адаптированной программы, стандарту образования лиц с ОВЗ. Для того чтобы достичь принципиально нового уровня обучения лиц с УО необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится метод проблемного обучения, который непосредственно применен на данном уроке. В условиях современного общества предъявляются более высокие требования к ученику с интеллектуальными нарушениями как к личности, способной реализоваться в дальнейшей трудовой деятельности. Возникает необходимость формирования у детей устойчивой мотивации к обучению в школе.
Данный урок организован с применением мотивирующего приема-«яркое пятно» (появление подарка от Буратино). Далее обучающиеся с УО оказываются в проблемной ситуации, для решения которой необходимо усвоить новые знания по теме урока с помощью учителя. Основная цель создания данной проблемной ситуации заключается в осознании учащимися этой ситуации и разрешении ее в ходе их совместной деятельности под общим направляющим руководством учителя.
В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные. Групповая и игровая форма деятельности учащихся с УО позволила эффективно усвоить материал. Включены разно уровневые задания, благодаря которым все учащиеся были включены в работу на уроке. Такая модель построения урока способствует развитию интеллектуально - творческих способностей каждого ребёнка. Использование интерактивной доски позволило как заинтересовать учащихся, так и закрепить изученный материал. На этапе объяснения новых знаний и практического применения знаний используется необходимое техническое оборудование: доска, стенгазета, мультимедиа проектор, экран, которые позволяют формировать компоненты мышления, восприятия учебного материала. Наглядно – демонстрационный материал сопровождается на всех этапах урока. Работа со стенгазетой и живым наглядным материалом (монеты) сопутствует полному усвоению материала, и выполнению поставленной цели урока. На заключительном этапе урока дети демонстрируют способность к самооценке своей работы на уроке.
Данный урок направлен на то, что бы дать учащимся такие доступные количественные и качественные представления о числах второго десятка, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность, на развитие речи учащихся, обогащение её математической терминологией, на воспитание у учащихся целеустремленности, терпения, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности. Формирует у учащихся навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Методические рекомендации
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого от частей);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Технологическая карта урока
Учитель: Халилуллина Диляра Искандаровна
Тема: «Число 15. Состав числа 15»
Класс: 2
Условия реализации: урок рассчитан на обучение лиц с УО по адаптированной основной образовательной программе I варианта.
Место проведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технические средства обучения: ИКТ, демонстрационные картинки, карточки с цифрами, компьютер, медиапроектор.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для дифференцированной работы, шариковые ручки; игрушка Буратино, стенгазета «Знакомимся с числом 15», подарочная коробка, 15 монет, лента чисел (второй десяток), фигурки цифр, изображение Буратино для рефлексии.
Цель урока: создать условия для ознакомления с числом 15, его составом, образованием, развивать навык устного счета и умение решать задачи.
Задачи:
Формирование вычислительных навыков в пределах 15;
Воспитывать интерес к предмету, воспитывать навыки правильного поведения на уроке;
Развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, познавательной активности;
Коррекция правильной осанки на основе упражнений во время динамической паузы, правильной посадки во время всего урока.
Планируемые результаты
Предметные: Знать образование, название, состав, место в числовом ряду числа 15.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; оценивать правильность выполнения действий.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
План урока
Элементы структуры урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечания по методике |
1.этап организации начала урока 1.1 Организационный момент |
1.Приветствует 3.Проверка готовности к уроку |
1.Приветствуют |
Диалогово – словесный метод (беседа).
Проблемный метод, мотивирующий прием.
Диалогово – словесный метод (беседа)
Практический метод
Рассказ, проиллюстрированный работой с газетой.
Диалогово – словесный метод (беседа).
Практический метод (работа с коллекцией цифр) и пр.
|
этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности 1.2 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся |
1. Опрашивает обучающихся
|
Отвечают на вопросы, считают в прямом и обратном порядке, считают от заданного числа, практически работают с лентой чисел второго десятка. |
|
этап мотивации и целеполагания 1.3. Целевая установка |
1. Сообщает условия выполнения практического задания, для формирования интереса к теме урока. 2. Совместно с обучающими формулирует цель урока |
1.выполняют практическое задание, что бы узнать имя сказочного героя. 2.Воспринимают сказочного героя, и формулируют тему урока. |
|
2. Основной этап 2.1 этап изучения нового материала
|
Последовательно излагает новый материал о составе и записи числа 15, также организует и управляет деятельностью обучающихся. |
Воспринимают новый материал, выполняют практическое задание по изучению состава, способам образования, и записи числа 15. |
|
Здоровьесберегающие технологии |
1. Выполняет совместно с учащими гимнастику для глаз. 2. Выполняет совместно с учащими пальчиковую гимнастику. |
1. Выполняют по руководством учителя гимнастику для глаз. 2. Самостоятельно выполняют пальчиковую гимнастику |
Практический метод |
2.2 этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности |
Организует совместное решение примеров у доски. |
Обсуждают решение примеров по образованию числа 15. |
Практический метод |
Здоровьесберегающие технологии |
Выполняет физминутку совместно с обучающимися |
Выполняют по руководством учителя физминутку
|
Практический метод |
2.3 этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний
Этап создания проблемной ситуации на следующий урок
Выдача домашнего задания |
Организует и управляет решением задачи по намеченному плану, также записи решения.
Комментирует домашнее задание |
Выполняют решение задачи у доски и в тетрадях.
|
Словесные- практические |
3. Заключительный этап Подведение итогов |
1.Подведение итогов. |
1. Проводят само- и взаимоконтроль, рефлексию. |
Работа в микрогруппах |
Конспект урока
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
I этап организации начала урока |
|
СЛАЙД 1 Позвенел звонок, начинается урок. Тут примеры и задачки, игры, шутки, физминутки Все для вас. Я желаю вам удачи. За работу в добрый час.
|
Готовятся к уроку- приветствуют учителя, садятся за парты. |
II этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся) |
|
- Ребята скажите, пожалуйста какой у нас сегодня день недели? Какое время года? Какой месяц? Какой урок по счету? Какой предмет? Подготовьте свое рабочее место, на столах у вас: ручка, тетрадь, коробочка с цифрами, лента чисел (второго десятка).
- Сейчас я хочу узнать что мы проходили на прошлом уроке математики? Все ли выполнили домашнее задание? Как образовывается число 14? - Работу на уроке начнем с устного счета. Посчитайте от 1 до 14 (прямой и обратный счет) Счет от заданного числа: от 2 до 14; от 9 до 14; от 4 д 10; от 13 до 3; Назови соседей чисел: 10, 13, 11; - Возьмите ленту чисел в руки. Покажите на ленте число в котором 1 дес. 2 ед., 1 дес. 1 ед., 1 дес. 3 ед., 1 дес. 5 ед. |
Ответы детей
Математика
Готовят рабочее место
Число 14
Практическая работа с лентами чисел
|
III этап мотивации и целеполагания |
|
СЛАЙД 2 - Сегодня к нам на урок пришел один сказочный герой. А кто он угадаете, собрав из букв его имя: Вам необходимо расставить числа в прямом порядке, т. е. по возрастанию. СЛАЙД 3 - и как же его зовут? - Буратино пришел к нам из сказочной повести «Золотой Ключик или приключения Буратино» СЛАЙД 4 (Появляется игрушка Буратино) - Буратино не очень хорошо учился в школе, но пришел к нам на урок с подарком, что бы мы хорошо сегодня занимались на уроке. (Коробочка Буратино) -Что может быть в этой коробочке? В этой коробочке кое, что очень интересное и скоро мы узнаем что. Сегодня на уроке математики мы познакомимся с новым числом. А какое это число вы узнаете попозже, или вы догадаетесь сами. -Чем мы сегодня займемся на уроке математики? -Сегодня на уроке мы покажем Буратино, как мы умеем считать, красиво писать в тетрадях, красиво сидеть за партой, покажем как мы умеем трудиться на уроке. - Кто из вас догадался, с каким числом познакомит нас Буратино? - на каком числе остановился бегунок нашей ленты? ( на стен газете открывается число 15).
|
1БУ 2РА 3ТИ 4НО
БУРАТИНО
Считать, писать числа, решать примеры и задачи |
IV этап изучения нового материала |
|
Посмотрите внимательно на это число, оно какое? Двузначное или однозначное? Прошу вас из коробочек с цифрами достать необходимые цифры, что бы мы смогли составить число 15 у себя на парте. Первая в числе 15- цифра 1, достаем цифру 1 СЛАЙД 5. В числе 15- 1 десяток. Вторая цифра в числе 15 это цифра- 5. СЛАЙД 6 В числе 15- 5 единиц, достаем цифру 5. Кладем цифры рядом друг с другом, получается число 15. Ребята, а как же образовывается число 15? А ответить на этот вопрос нам поможет коробочка Буратино. У него в коробочке золотые монетки. (монетки клеятся на стенгазету, сначала 10, затем еще 5)Возьмем 10 монет, и добавим к ним еще 5. Сколько у нас получилось монеток теперь? Как мы можем образовать число 15? (крепятся на доску 1 0 5)а какое место число 15 занимает в числовом ряду? Кто соседи числа 15? (крепятся на доску 14 1) - молодцы! Сейчас пришло время показать Буратино как мы умеем красиво писать в тетрадях. - Но перед этим, нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
(раздача тетрадей, и индивидуальных заданий слабой группе учащихся)
|
Двузначное
5 10
15
1 14
Учащиеся следят глазами за игрушкой Буратино, выполняют массаж пальчиков: Без пальто гулял глупышка, И замерз он как ледышка Чтобы пальчик отогреть, Будем мы его тереть. |
V этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности |
|
-Ребята открываем тетради. От последней работы отступаем 3 клетки и пишем классная работа. Пропускаем одну клетку вниз и в первой клетке слева ставим точку. Число 15 у нас двузначное, поэтому в клетке, мы пишем цифру 1, СЛАЙД 6, а в клетке справа пишем цифру 5. Пропускаем 1 клетку вправо и пишем число 15 еще раз итак до конца строчки. - следующее задание, вставьте пропущенные числа: 10, 11,__,__, __, 15 -Проверяем (На доске вписываются недостающие числа) -А сейчас мы покажем нашему Буратино, как мы умеем решать примеры! Передавайте листочки с примерами: 14+1= 10+5= 1+14= 5+10= Отступаем 1 клетку вниз и списываем первый пример. (Работа у доски и в тетрадях) - Молодцы! Немного отдохнем и опять писать начнем. СЛАЙД 7 Физминутка «Буратино» Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел, Что бы ключик нам достать Надо на носочки встать. |
Классная работа
10, 11, 12, 13, 14, 15
14+1= 15 10+5= 15 1+14=15 5+10=15
Выполняют движения за учителем |
VI этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний |
|
- Отдохнули вместе с Буратино, теперь нам нужно ему показать, как мы сможем решить задачу. СЛАЙД 8 Смотрим на экран и внимательно читаем условия задачи. У Буратино было 10 монет, еще 5 монет он нашел под деревом. Сколько монет у Буратино стало всего? -Прочитайте условие, прочитайте вопрос задачи. Что нам известно? Что мы уже знаем из условий задачи? Что нам необходимо найти, сколько монет всего стало? БЫЛО- 10 м ? НАШЕЛ- 5 м С помощью какого действия мы сможем решить задачу? Пропускаем клетку вниз и записываем решение. Решение: 10 м+ 5 м= 15 м И еще раз прочитаем вопрос нашей задачи. Сколько монет у Буратино всего? Запишем ответ: Ответ: у Буратино всего 15 монет. |
БЫЛО- 10 м ? НАШЕЛ- 5 м
Решение: 10 м+ 5 м= 15 м
Ответ: у Буратино всего 15 монет. |
VII этап создания проблемной ситуации на следующий урок |
|
Над какой темой мы сегодня работали? С каким числом познакомились сегодня на уроке? Назовите мне число предыдущее числу 15?назовите мне число , которое идет после 15? - С этим числом мы познакомимся на следующем уроке домашнее задание примеры стр. 36 № 34. |
|
VII Рефлексия |
|
- Понравился ли вам урок математики с нашим сказочным героем? Ребята еще в коробочке оказались карточки от Буратино для вас. Но что- то в них не хватает? Покажите свое настроение, после урока, дорисовав улыбку или грустный смайлик на карточках с буратино у вас на столах. |
Рта
Дорисовывают улыбку Буратино |
IX этап подведения итогов урока |
|
- Ребята, вы большие молодцы! Большое спасибо вам за урок! СЛАЙД 9 Я думаю, Буратино остался очень доволен уроком. Он очень благодарен, и говорит всем вам «СПА- СИ – БО». |
|
Заключение
Данный урок апробирован на базе Казанской школы- интерната № 1 для детей с ОВЗ и соответствует ФГОС НОО ОВЗ. Предназначен этот урок для обучающихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями. Данный урок является актуальным, т.к. при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, а также стиль их взаимодействия.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и поисковая деятельность, которые способствуют лучшему усвоению учащимися нового материала и коррекции учебно познавательной сферы учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методы, применяемые на уроке, обеспечивают познавательную активность учащихся, а также эффективное сотрудничество учителя и учащихся.
На данном этапе обучения учащиеся уже имеют знания, практические навыки; обозначают числа первого десятка; соотносят количество предметов с числом; используют цифры первого десятка для записи чисел; определяют тему и цель урока. Данный урок «Число 15. Состав числа 15» является ключевым и базовым в разделе изучения чисел второго десятка. Как показывает последующая проверочная работа- знания, усвоенные на уроке, подлежат прочному усвоению. Более 70% учащихся справились с последующей проверочной работой, 58, 3 % обучающихся выполнили проверочную работу на успешно, это доказывает что цели и задачи урока полностью реализованы.
Предметные результаты об образовании, составе, и месте числа 15 в числовом ряду заложенные в программе были усвоены большим количеством обучающихся с УО.
На мой взгляд, данный урок открытия новых знаний показал прочность их усвоения учащимися с УО. Благодаря поиску решения проблемной ситуации достигается полное понимание материала учащимися с интеллектуальными нарушениями.