Урок по математике в 6 классе «Противоположные числа»
Пояснительная записка к презентации
Фамилия, имя, отчество: Дружинина Надежда Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ 1
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 6А
Тип урока: открытия новых знаний
Базовый учебник: «Математика 6 класс» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Швацбурд, Москва 2014
Тема урока: «Противоположные числа»
Цели урока:
Обучающие: Повторить основные понятия по теме « Координаты на прямой»;
Ввести понятие числа, противоположного данному; показать обозначение чисел, противоположных данным;
Развивающие: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; воспитывать организованность, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность; интерес к предмету.
Планируемые предметные умения: находят числа, противоположные данным; записывают натуральные числа по заданному условию; обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная
Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте , ребята. Девизом сегодняшнего нашего урока служат слова Бернарда Шоу « Умение мыслить математически- одна из благороднейших способностей человека» Слайд1 /data/files/f1547138694.ppt (презентация) |
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга, пожелание хорошего настроения и успехов на уроке. |
|
2 |
Актуализация знаний с фиксацией индивидуальных затруднений |
Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно и у доски Выполнить у доски – 4 человека по карточкам. Работа устно А) назовите показания термометра Б)определите координаты отмеченной точки и узнайте фамилию знаменитого ученого математика В) Архимед АРХИМЕД древнегреческий математик и механик. Разработал способы нахождения площадей поверхностей и объемов геометрических тел сложной формы. Архимеду принадлежит множество технических изобретений, благодаря чему он пользовался огромной популярностью среди своих современников. Д) проверка задания у доски А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за первый этап урока Слайд 2-11 : |
Ученики проверяют свои работы и оценивают их в оценочном листе |
Слайд 2-12 : |
3 |
Этап мотивация знаний и введения в новую тему |
1)Послушайте слова: Слайд 12 Слова неприятели спорят весь день: Один скажет: «Солнце!» Другой скажет: «Тень!» Один скажет: «Близко!» Другой: «Далеко!» Один скажет: «Низко!» Другой: «Высоко!» Какие особенные слова встречаются в этом стихотворении? Как в русском языке называются такие слова? Что такое антонимы? Антонимы – противоположности -Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие). -Жизнь состоит из …(противоположностей) -А в математике есть противоположности? Назовите. Назовите несколько отрицательных чисел? (учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец) Поставьте каждому из них в пару положительное число ( учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец) Как мы можем назвать эти числа? -Как вы думаете, какими математическими понятиями мы с вами будем сегодня заниматься? Как мы сформулируем тему нашего урока? Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока. А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за второй этап урока |
Слова антонимы Антонимы, противоположные слова по значению Есть, сложение-вычитание; умножение-деление; положительные числа –отрицательные числа противоположные Противоположными числами Противоположные числа |
|
3 |
Постановка учебных целей и задач |
Это новое понятие для вас, определим цели нашего урока, что мы должны узнать и чему должны научиться? |
Учащиеся предполагают цели урока: Какие числа называются противоположными? Как они обозначаются? Каково их происхождение? Где применяются в жизни человека? Научимся читать, записывать противоположные числа. Изображать их на координатной прямой. |
|
4 |
Решение проблемной ситуации |
Ребята, а где могут располагаться и где нам удобно расположить числа в математике упорядоченно, каждое на своём месте? Дайте определение координатной прямой. Давайте посмотрим на координатную прямую и ответим на вопросы Слайд 14 Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до К? Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до Р? Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до М? Какие точки одинаково удалены от начала отсчёта? Слайд 15 Пусть нам надо выйти из точки и пройти путь в 6км (1км = 1 ед.отрезку). В какую точку мы попадём? Как надо двигаться, чтобы попасть в эти точки? - Как располагаются эти точки относительно точки О?
Слайд 16 Значит, числа 6 и -6 какими будут? Чем они отличаются? Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными? Прочитать правило на странице учебника на стр.155
Постановка проблемы - А числа -2 и 7 будут противоположными? А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за третий этап урока |
На координатной прямой Прямая с выбранными на ней началом отсчёта, ед. отрезком и направлением называется координатной прямой в противоположных направлениях Эти числа одинаково удалены от начала отсчета, находятся в противоположных направлениях, на равных расстояниях. Значит, числа 6 и -6 будут противоположными Формулируют определение. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными. Нет, так как противоположные числа еще и должны иметь одинаковое расстояние от начала отсчета. |
|
5 |
Первичное закрепление |
Назовите числа противоположные данным Слайд 17 Какое число противоположно положительному? Отрицательному? Нулю? Назовите еще какое-нибудь число, противоположное 17. Какой вывод можно сделать? Всегда ли это так? |
У числа есть только одно число противоположное\ Нет , 0 всегда противоположен самому себе |
|
Укажите пары противоположных чисел Слайд 18 Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами Физкультминутка Слайд 19 А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за четвертый этап урока |
Пишут в тетради Целые числа (Z) |
|||
6 |
Закрепление учебного материала с включением в общую систему знаний |
Если число а положительное, то ему противоположное – будет число отрицательное. Число, противоположное числу а, обозначается -а Если а=5,7, то -а=-5,7 Читаем: число противоположное 5,7, это число -5,7. Если а=-8,2 , -а=8,2 Читаем: число противоположное -8,2 это число 8,2 Давайте прочтем следующие числа, учитывая, что первый минус можно заменить словосочетанием «число противоположное числу». Слайд 20-21 №927 |
Пишут в тетради «-« «число противоположное числу». |
|
Знание противоположных чисел помогают нам решать уравнения №932- работа в парах А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за пятый этап урока |
||||
Очень давно знаки «+» и « - « широко применялись в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили «-«, означавший «убыль». Если бочку заполняли вином, то знак «-« перечёркивали и получался «+», означавший «прибыль». Символы «+» и « - « как математические знаки ввёл в 15 веке чешский математик Ян Видман. Как же в жизни и практике помогают нам противоположные знаки «+» и «-» |
Выступление учащегося |
|||
7 |
Самостоятельная работа |
Проведём с вами графический диктант. (Слайд 22-23) Если вы согласны с утверждением, ставите «+», а если не согласны «-». Эти противоположные знаки помогут нам сегодня оценить вашу работу. Два числа, отличные друг от друга только знаками называются противоположными. существует число, имеющее два противоположных числа. число 0 противоположно самому себе прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком и направлением, называют координатной прямой натуральные числа и ноль называют целыми числами число, показывающее положение точки на прямой называют координатой этой точки А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за шестой этап урока |
|
|
Самостоятельная работа 1 вариант 1.На координатной прямой отметьте точки М(6) и К(-5). Постройте точки противоположные данным. 2.Укажите числа, противоположные данным: -31; 15; -1,3; 5 1/4 3.Решите уравнение: -х=8,5; -х=-4,4 2 вариант 1.На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(4). Постройте точки противоположные данным. 2.Укажите числа, противоположные данным: 1,7; -51; -13; 6 1/3 3.Решите уравнение: -х=-13,5; -х=14 |
||||
8 |
Домашнее задание , рефлексия |
Что нового узнали на уроке? Дайте определение противоположных чисел Слайд 24-25 -У вас на партах кружки разного цвета. Зеленые кружки - тема усвоена. Красные – нет, тема не усвоена. Желтые – недостаточно усвоена. Я прошу вас поднять ,тот кружок, который показывает, все ли у вас получилось. -А сейчас проведем аукцион «Я продавец – вы благодарные покупатели». Я предлагаю вам вот такое задание: “5” Пишем сказку сами “4” № 944, 945 “3” №943 |
||
При наличии времени, читает сказку:
-В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие – на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, … стали называть … (противоположными).
Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий противоположным числам одновременно подходить к реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках
Лист самооценки Ученика(цы) 6А класса_________________________
|
Лист самооценки Ученика(цы) 6А класса_________________________
|
Самостоятельная работа
1 вариант
1.На координатной прямой отметьте точки М(6) и К(-5). Постройте точки противоположные данным.
2.Укажите числа, противоположные данным:
-31; 15; -1,3; 5 ¼.
Решение:_________________________________________________________________
3.Решите уравнение:
А)-х=8,5 Б) -х=-4,4
2 вариант
1.На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(4). Постройте точки противоположные данным.
2.Укажите числа, противоположные данным:
1,7; -51; -13; 6 1/3.
Беглова Татьяна Александровна