12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дружинина Надежда Николаевна106
0

Урок «Противоположные числа»



Фамилия, имя, отчество: Дружинина Надежда Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ 1

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Класс:

Тип урока: открытия новых знаний

Базовый учебник: «Математика 6 класс» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Швацбурд, Москва 2014

Тема урока: «Противоположные числа»

Цели урока:

Обучающие: Повторить основные понятия по теме « Координаты на прямой»;

Ввести понятие числа, противоположного данному; показать обозначение чисел, противоположных данным;

Развивающие: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; воспитывать организованность, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность; интерес к предмету.

Планируемые предметные умения: находят числа, противоположные данным; записывают натуральные числа по заданному условию; обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная

Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

 
 

1

Мотивация к

учебной деятельности

Здравствуйте , ребята. Девизом сегодняшнего нашего урока служат слова Бернарда Шоу « Умение мыслить математически- одна из благороднейших способностей человека»

Слайд1

/data/files/f1547138694.ppt (презентация)

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга, пожелание хорошего настроения и успехов на уроке.

2

Актуализация знаний с фиксацией индивидуальных затруднений

Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно и у доски

Выполнить у доски – 4 человека по карточкам.

Работа устно

А) назовите показания термометра

Б)определите координаты отмеченной точки и узнайте фамилию знаменитого ученого математика

В) Архимед

АРХИМЕД древнегреческий математик и механик. Разработал способы нахождения площадей поверхностей и объемов геометрических тел сложной формы. Архимеду принадлежит множество технических изобретений, благодаря чему он пользовался огромной популярностью среди своих современников.

Д) проверка задания у доски

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за первый этап урока

Слайд 2-11 :

Ученики проверяют свои работы и оценивают их в оценочном листе

Слайд 2-12 :

3

Этап мотивация знаний и введения в новую тему

1)Послушайте слова: Слайд 12

Слова неприятели спорят весь день:

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Какие особенные слова встречаются в этом стихотворении?

Как в русском языке называются такие слова?

Что такое антонимы?

Антонимы – противоположности

-Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие).

-Жизнь состоит из …(противоположностей)

-А в математике есть противоположности? Назовите.

Назовите несколько отрицательных чисел? (учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец)

Поставьте каждому из них в пару положительное число ( учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец)

Как мы можем назвать эти числа?

-Как вы думаете, какими математическими понятиями мы с вами будем сегодня заниматься?

Как мы сформулируем тему нашего урока?

Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока.

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за второй этап урока

Слова антонимы

Антонимы, противоположные слова по значению

Есть, сложение-вычитание; умножение-деление; положительные числа –отрицательные числа

противоположные

Противоположными числами

Противоположные числа

3

Постановка учебных целей и

задач

Это новое понятие для вас, определим цели нашего урока, что мы должны узнать и чему должны научиться?

Учащиеся предполагают цели урока:

Какие числа называются противоположными?

Как они обозначаются?

Каково их происхождение?

Где применяются в жизни человека?

Научимся читать, записывать противоположные числа. Изображать их на координатной прямой.

 

4

Решение проблемной ситуации

Ребята, а где могут располагаться и где нам удобно расположить числа в математике упорядоченно, каждое на своём месте?

Дайте определение координатной прямой.

Давайте посмотрим на координатную прямую и ответим на вопросы Слайд 14

Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до К?

Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до Р?

Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до М?

Какие точки одинаково удалены от начала отсчёта?

Слайд 15

Пусть нам надо выйти из точки и пройти путь в 6км (1км = 1 ед.отрезку). В какую точку мы попадём?

Как надо двигаться, чтобы попасть в эти точки?

- Как располагаются эти точки относительно точки О?


 

Слайд 16

Значит, числа 6 и -6 какими будут?

Чем они отличаются?

Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными?

Прочитать правило на странице учебника на стр.155


 

Постановка проблемы

- А числа -2 и 7 будут противоположными?

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за третий этап урока

На координатной прямой

Прямая с выбранными на ней началом отсчёта, ед. отрезком и направлением называется координатной прямой

в противоположных направлениях

Эти числа одинаково удалены от начала отсчета, находятся в противоположных направлениях, на равных расстояниях.

Значит, числа 6 и -6 будут противоположными

Формулируют определение.

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными.

Нет, так как противоположные числа еще и должны иметь одинаковое расстояние от начала отсчета.

 

5

Первичное закрепление

Назовите числа противоположные данным Слайд 17

Какое число противоположно положительному?

Отрицательному?

Нулю?

Назовите еще какое-нибудь число, противоположное 17. Какой вывод можно сделать?

Всегда ли это так?

У числа есть только одно число противоположное\

Нет , 0 всегда противоположен самому себе

   

Укажите пары противоположных чисел Слайд 18

Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами

Физкультминутка Слайд 19

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за четвертый этап урока

Пишут в тетради

Целые числа (Z)

6

Закрепление учебного

материала с включением в общую систему

знаний

Если число а положительное, то ему противоположное – будет число отрицательное.

Число, противоположное числу а, обозначается -а

Если а=5,7, то -а=-5,7

Читаем: число противоположное 5,7, это число -5,7.

Если а=-8,2 , -а=8,2

Читаем: число противоположное

-8,2 это число 8,2

Давайте прочтем следующие числа, учитывая, что первый минус можно заменить словосочетанием «число противоположное числу». Слайд 20-21

927

Пишут в тетради

«-«

«число противоположное числу».

   

Знание противоположных чисел помогают нам решать уравнения

932- работа в парах

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за пятый этап урока

   
   

Очень давно знаки «+» и « - « широко применялись в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили

«-«, означавший «убыль». Если бочку заполняли вином, то знак «-« перечёркивали и получался «+», означавший «прибыль».

Символы «+» и « - « как математические знаки ввёл в 15 веке чешский математик Ян Видман.

Как же в жизни и практике помогают нам противоположные знаки «+» и «-»

Выступление учащегося

 

7

Самостоятельная работа

Проведём с вами графический диктант. (Слайд 22-23) Если вы согласны с утверждением, ставите «+», а если не согласны «-». Эти противоположные знаки помогут нам сегодня оценить вашу работу.

Два числа, отличные друг от друга только знаками называются противоположными.

существует число, имеющее два противоположных числа.

число 0 противоположно самому себе

прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком и направлением, называют координатной прямой

натуральные числа и ноль называют целыми числами

число, показывающее положение точки на прямой называют координатой этой точки

А теперь возьмите листы самооценки и поставьте баллы за шестой этап урока

 

   

Самостоятельная работа

1 вариант

1.На координатной прямой отметьте точки М(6) и К(-5). Постройте точки противоположные данным.

2.Укажите числа, противоположные данным:

-31; 15; -1,3; 5 1/4

3.Решите уравнение: -х=8,5; -х=-4,4

2 вариант

1.На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(4). Постройте точки противоположные данным.

2.Укажите числа, противоположные данным:

1,7; -51; -13; 6 1/3

3.Решите уравнение: -х=-13,5; -х=14

   

8

Домашнее задание , рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Дайте определение противоположных чисел

Слайд 24-25

-У вас на партах кружки разного цвета. Зеленые кружки -  тема усвоена. Красные – нет, тема не усвоена. Желтые – недостаточно усвоена. Я прошу вас поднять ,тот кружок, который показывает, все ли у вас получилось.

-А сейчас проведем аукцион «Я продавец – вы благодарные покупатели». Я предлагаю вам вот такое задание:

“5” Пишем сказку сами

“4” № 944, 945

“3” №943

 

         

При наличии времени, читает сказку:

-В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие – на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, … стали называть … (противоположными).

Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий противоположным числам одновременно подходить к реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках

 

Лист самооценки

Ученика(цы) 6А класса_________________________

Этапы урока

Оценка

Устный счет

 

Определение темы урока

 

Работа с координатной прямой

 

Работа с презентацией на нахождение противоположных чисел

 

Работа с учебником

 

Графический диктант

 
   

Лист самооценки

Ученика(цы) 6А класса_________________________

Этапы урока

Оценка

Устный счет

 

Определение темы урока

 

Работа с координатной прямой

 

Работа с презентацией на нахождение противоположных чисел

 

Работа с учебником

 

Графический диктант

 
   

Самостоятельная работа

1 вариант

1.На координатной прямой отметьте точки М(6) и К(-5). Постройте точки противоположные данным.

2.Укажите числа, противоположные данным:

-31; 15; -1,3; 5 ¼.

Решение:_________________________________________________________________

3.Решите уравнение:

А)-х=8,5 Б) -х=-4,4

2 вариант

1.На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(4). Постройте точки противоположные данным.

2.Укажите числа, противоположные данным:

1,7; -51; -13; 6 1/3.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.