Урок «Противоположные числа»
Технологическая карта урока
Учитель математики и информатики Потешкина Галина Владимировна, ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова, м.р. Похвистневский, Самарской области
Класс 6
Тема и номер урока в теме Урок «Противоположные числа» является одиннадцатым уроком главы «Положительные и отрицательные числа. Координаты» (63ч), первый урок в теме «Противоположные числа. Модуль», из четырех.
Базовый учебник Математика 6, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича
Цели деятельности учителя: сформировать понятия о: противоположных числах, смысле знака минус перед числом, целых числах.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
научатся: находить число, противоположное данному, отмечать эти числа на координатной прямой; понимать смысл знака минус перед числом; находить целые числа, расположенные между двумя другими;
умеют: читать противоположные числа; решать уравнения, содержащие противоположные числа.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
коммуникативные: уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
познавательные: давать определения понятиям; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
регулятивные: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, определять цель учебной деятельности.
Личностные: создать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению; умения преодолевать посильные трудности, чувства взаимовыручки и уважения друг к другу; умения вести диалог; умение анализировать и контролировать результат своей и деятельностью товарища.
Тип урока урок изучения нового материала
Методы обучения наглядный, словесный, практический.
Формы работы учащихся фронтальные (эвристическая беседа), индивидуальные (самостоятельная работа), парные и групповые.
Необходимое техническое оборудование экран, мультимедиапроектор, ноутбуки
Структура и ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайды |
Организационный этап - 1 мин |
||
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. -Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его немножко занимательным. Б.Паскаль -Мы тоже сегодня постараемся внести элемент занимательности в урок. -Итак, отправляемся в путь за новыми знаниями. |
Занимают свои рабочие места. Слушают и настраиваются на учебную деятельность. |
|
Этап актуализации знаний - 5 мин |
||
-Для этого нам необходимо проверить багаж знаний, который понадобиться на этом уроке. - На партах лежат листочки с заданиями, которые вам предстоит выполнить каждому индивидуально, а затем осуществить взаимопроверку друг друга по шаблону. Время работы 5 минут (сигнал светофора для дальнейшего пути). -Замечательно, а теперь возьмите листы самооценивания друг друга и поставьте балы за первый этап урока. С этими листами мы будем работать в течение всего урока. |
-Выполняют работу на листах, проверяют, сигнализируют, ставят оценки друг другу в листы оценивания. |
|
Этап мотивация знаний и введения в новую тему – 4 мин |
||
-Внимание на экран. Дайте характеристику тем, кого вы видите на экране. |
-Сравнивают •Высокий - низкий. •Толстый – тонкий. •Слабый – сильный. |
|
-Как называются в русском языке эти слова? -Какие слова называются антонимами? |
-Антонимы. -Слова, противоположные по значению. |
|
-Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие). -Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. -Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). -А теперь попробуйте привести примеры противоположностей, «живущих» у вас дома. -А в математике есть противоположности? (если ребята называют не действия, а знаки, подправить их). |
-Приводят примеры (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник). -Да, сложение и вычитание, деление и умножение. |
|
- Замечательно. Посмотрите на слайд и скажите: Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до К? Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до Р? Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от точки О до М? Какие точки одинаково удалены от начала отсчёта? |
Определяют расстояние. |
|
-Пусть нам надо выйти из точки О и пройти путь в 6км (1км = 1 ед.отрезку). Где мы можем оказаться? -Как надо двигаться, чтобы попасть в эти точки? |
-В точках М, Р. -В противоположных направлениях. |
|
- Как располагаются эти точки относительно точки О? - Значит, числа 6 и -6 какими будут? -Обобщите все, о чем мы с вами говорили и сформулируйте тему урока. -Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока. |
-Эти числа одинаково удалены от начала отсчета, находятся в противоположных направлениях, на равных расстояниях. - Противоположными. -Противоположные числа. -Начинают работу в тетрадях. |
|
-Попробуйте сформулировать цели нашего урока (учитель дополняет: понять смысл знака минус перед числом, сформировать понятие целых чисел). - Возьмите в руки лист оценивания и оцените себя на данном этапе. |
Формулируют цели. -Узнать что такое противоположные числа, научиться их находить среди чисел и строить их на координатной прямой. Оценивают себя. |
|
Этап изучения новой темы - 10 мин |
||
-Молодцы. Вернемся к противоположным числам 6 и -6. Скажите, пожалуйста, а чем отличаются противоположные числа? -Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными? |
-Знаками. -Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными. |
|
Постановка проблемы - А числа -2 и 7 будут противоположными? |
Анализируют, делают вывод. -Нет, так как противоположные числа еще и должны иметь одинаковое расстояние от начала отсчета. |
|
-Скажите мне, пожалуйста, а для каждого числа можно найти противоположное ему число и сколько таких чисел будет? |
-Да, только одно. |
|
-Какой же смысл имеет стоящий перед числом знак минус? Внимание на экран. - Запишите схему в тетрадь. |
Слушают, делают записи в тетрадях. |
|
-Давайте прочтем следующие числа, учитывая, что знак минус перед числом можно заменить словосочетанием «число противоположное». |
Читают числа, учитывая, что знак минус, стоящий перед числом, всегда можно заменить словосочетанием « число противоположное». |
|
-Рассмотрим решение уравнений. -х=3,5 и –у=-9,6 |
Предлагают варианты по решению уравнения, опираясь на знание противоположного числа. |
|
-Перед вами числа как называются числа 1,2,3, … -С какими мы еще числами познакомились в 5 классе, а с какими недавно? -Посмотрите внимательно на натуральные и отрицательные числа. Как вы думаете, вместе как они называются? Нуль тоже будет относиться к ним. - Итак, какие числа называются целыми? -Все эти числа вместе составляют множество целых чисел. |
-Натуральные. -С дробными, отрицательными. -Целыми. -Натуральные числа, противоположные им отрицательные и число 0 называют целыми числами. |
|
- Ответьте мне на такой вопрос: какие целые числа расположены на координатной прямой между числами --2,5 и 3,5? - Поставьте себе оценку на листе оценивания. |
Отвечают на вопрос учителя -2, -1, 0, 1, 2, 3 Оценивают. |
|
Физминутка (противоположности) – 2 мин |
||
-Я показываю упражнение, а вы выполните противоположное действие. Все сели. Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и совсем мы не трясем (также другую руку) Встали, сели, встали, сели, руки опустили, вместе вверх подняли и за парты встали. -Оцените, свой отдых. |
Учащиеся внимательно следят за действиями учителя и делают наоборот. Оценивают. |
|
Этап осмысления и закрепления знаний – 10 мин |
||
-Назовите числа противоположные данным. -Какое число противоположно положительному числу? -Отрицательному? -А нулю? |
Находят противоположные числа. -отрицательное -положительное -само число 0 |
|
-Можем ли мы назвать ещё какое-нибудь число, противоположное числу 17. -Делаем вывод. |
-Нет. Делают вывод: -у числа есть только одно противоположное |
|
- А теперь работаем группами. Для каждой группы своя карточка. Как только группа справилась с заданием отправляйте члена группы написать ответ на доске. Итак, определим какоя группа была внимательнее на уроке и быстрее, а самое главное правильнее справиться с заданиями. 1 вариант На координатной прямой отметьте точки М(6) и К(-5). Постройте точки противоположные данным. Укажите числа, противоположные данным: -31; 15; -1,3; 5 1/4 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -3,5 и 15,6? Решите уравнение: -х=8,5; -х=-4,4 2 вариант На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(4). Постройте точки противоположные данным. Укажите числа, противоположные данным: 1,7; -51; -13; 6 1/3 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -6,5 и 7,6? Решите уравнение: -х=-13,5; -х=14 3 вариант На координатной прямой отметьте точки М(3) и К(-4). Постройте точки противоположные данным. Укажите числа, противоположные данным: -6; -23,1; 98; 9 1/5 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -5,9 и 11,1? Решите уравнение: -х=9,5; -х=-19,3 4 вариант На координатной прямой отметьте точки М(-5) и К(6). Постройте точки противоположные данным. Укажите числа, противоположные данным: -3; -11,1; 65; 10 1/5 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -6,7 и 9,2? Решите уравнение: -х=3,1; -х=-5 - Возьмите в руки лист оценивания и оцените себя на данном этапе. |
Решают: у доски, в группах. Оценивают себя. |
|
Этап контроля изученного материала – 5 мин |
||
-Предлагаю теперь вам пройти тест, созданный в программе Mytest. Работаем в парах на компьютерах, а на следующем уроке проверим ваши знания этого материала индивидуально. - Поставьте себе оценку за работу в паре и покажите ее с помощью светофора: Красный – 3; 2 Желтый – 4 Зеленый - 5 -А теперь подсчитайте баллы на листах оценивания и просигнализируйте мне с помощью светофора. |
Ребята выполняют работу в парах, на компьютерах. Оценивают. Производят расчет, сигнализируют |
|
Этап подведение итогов-1 мин. Рефлексия-1 мин. Домашнее задание -1 мин |
||
Итог урока - Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним определение противоположных чисел. |
||
Рефлексия деятельности -У вас на партах кружки разного цвета и координатная прямая. Зеленые кружки - тема усвоена. Красные – нет, тема не усвоена. Желтые – Недостаточно усвоена. Я прошу вас расположить данные кружки на координатной прямой. Какого цвета кружки будут слева? Какого цвета кружки будут справа? При наличии времени, читает сказку: -В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие – на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, … стали называть … (противоположными). Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий противоположным числам одновременно подходить к реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках |
Располагают кружки на координатной прямой, объясняют кокой цвет где оказался. Демонстрируют учителю, гостям и друг другу. |
|
Домашнее задание -А сейчас проведем аукцион «Я продавец – вы благодарные покупатели». Я предлагаю вам вот такое задание: “5” Пишем сказку сами “5” Придумать кроссворд “4” № 73, 75 “3” № 66, 69 |
Выбирают себе задание и записывают в дневник |
|
-Спасибо за урок, ребята, но прежде, чем попрощаться хочу представить вашему вниманию отрывок из песни и объяснить, почему, же герои песни так и не встретились («Неудачное свидание»). -До свидания. |
Прослушивают отрывок из песни, объясняют. Прощаются с гостями и учителем. |