Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Проведение уроков - зачётов
по русскому языку в 9 классе
Работу выполнила
Пушкина Т. Н.,
учитель русского языка и литературы.
2016 год.
Уроки-зачёты по русскому языку в 9 классе.
Все знают о том, что существуют наиболее распространённые формы проверки уровня подготовленности учащихся по русскому языку: диктанты, самостоятельные работы, изложения, сочинения, комплексные контрольные работы, устный опрос и другие.
Особое внимание отводится урокам-зачётам. Это не главная контролирующая функция, но тем не менее место зачёта в системе образования тоже особенное.
Зачёт способствует повышению ответственности учащихся за качесво обучения по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Опыт показывает, что проведение зачёта можно использовать как итоговую форму проверки знаний учащихся в конце изучения какой-либо серьёзной темы по предмету.
В настоящее время каждый старшеклассник очень загружен. Поэтому, чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо объявить им о предстоящем зачёте по данной теме заранее. Учитель также в своём тематическом планировании на год предусматривает проведение уроков – зачётов. В любой методике рекомендуется проводить в течение учебного года не более четырёх зачётов. Каждый учитель сам выбирает темы для зачёта учащихся. Методики предлагают три этапа подготовки к зачёту: предварительная подготовка, проведение и подведение итогов зачёта. Учитель начинает гото-вить учеников к зачёту уже на первых уроках по выбранной теме.
Ученикам помогут всевозможные памятки, вопросы, схемы, таблицы, дополнительная литература. Вопросы на зачёте должны быть привычными для учащихся.
Зачётный урок может проходить как в устной, так и в письменной форме. Оцениваются как устные, так и письменные ответы учени-ков. Возможно, что учитель зачёт по сложной для учащихся теме проведёт в несколько этапов (2- 3 этапа).
В 9 классе зачёты проходят по центральным темам: Сложносочинённые предложения, Сложноподчинённые предложения и Бессозные сложные предложения. Разумеется, каждый учитель сам определяет тематику проведения зачётов. По теме «Сложноподчитённые предложения» я провожу три варианта уроков-зачётов. Смотрю и на уровень подготовки класса. Возможно что-то добавить или убрать. На первом уроке слушаю теорию вопроса. Вопросы вывешиваю заранее. Даю 6 вопросов и задания по билету: определение СПП, пунктуация, место придаточных; союзы и союзные слова в СПП; основные группы придаточных предложений и план синтаксического разбора СПП; СПП с придаточными изъяснительными; СПП с придаточными определительными и местоимённо-определительными; основные группы придаточных обстоятельственных в СПП. К каждому билету прилагается своя карточка с заданиями. Цель данного этапа: проверить уровень усвоения теоритического материала по теме. Второй этап - практический. Предлагаю ученикам записать несколько коротких предложений (СПП), определить виды придаточных предложений и обязательно построить схемы предложений. «Задача синтаксиса состоит в уразуме-
нии схем»,- писал лингвист А. В. Добиаш.
Предложения следующие.
Сломя голову он бросился туда, откуда доносился крик о помощи.
Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели вершинами падали к югу.
Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.
Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал
художнику. (А. П. Чехов)
Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших
от жары горожан.
Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останут-
ся в памяти.
Третий этап - комплексная работа с текстом (небольшой по объёму): максимальное количество заданий по тексту.
По БСП предлагаю для учащихся на зачёте работу по тексту,
содержание которого связано с каким-либо предметом школьной программы (например, по химии). Такие тексты на зачёте нравятся ученикам, интересны для них. Не рекомендуется проводить уроки - зачёты в конце четверти, во избежании стрессовых ситуаций для учащихся и их родителей. Учитель-предметник не должен забывать о том, что кроме его предмета учащимся приходится готовить домашние задания и по другим предмета. А это получается очень большая нагрузка на старшеклассника. Зачёт по русскому языку для учащихся 9-х классов по программным темам - это плановое занятие, подготовленное учителем, а не сомнение учителя в оценке за четверть для ученика.