12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена(ЛЕВ)18

Тема урока

Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова.


Цель урока


Задачи урока


Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками;


Формировать умение находить в слове букву парного согласного, подбирать слова для проверки;

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Развивать внимание, познавательный интерес, устную и письменную речь, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

- находить в тексте слова с парным по звонкости-глухости согласным звуком, подбирать проверочные слова;

Знать:

- о различиях в понятиях форма слова и однокоренное слово.


УУД

Регулятивные ( Р ):

фиксировать индивидуальное затруднение, находить пути решения заданий;

Личностные (Л):

формирование способности сопереживать, внимательно относиться к окружающим людям;

проявлять упорство в ситуации затруднения;

УУД Познавательные (П):

формировать умение наблюдать, обобщать, сравнивать, подводить под общее понятие.

Коммуникативные (К):

развивать умение аргументировать своё мнение и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения, учитывать мнения одноклассников.

Основные понятия

Парные по звонкости – глухости согласные звуки, орфограмма, однокоренные слова, форма слова.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Ресурсы: Учебник В..П. Канакиной , В.Г. Горецкого Русский язык;

Презентация к уроку «Поверка слов с парными согласными в корне слова и на конце слова »;

Мультимедиа- проектор;

Этап урока

План урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.1-2 мин.


-Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.

- Предлагаю вам сегодня работать под девизом: (слайд 1)

«Хочешь альпинистом стать-

иди в горы.

Хочешь грамотным быть-

учись думать и мыслить».

- Сегодня я вам желаю достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

- Запишите в тетрадь число, классная работа.











Записать в тетради число, классная работа


2.Самоопределение к деятельности:2-3 мин.

-Прочитаем пословицы, о дружбе. Ведь именно дружба вам сегодня поможет в преодолении трудных ситуациях, которые могут возникнуть на уроке. (слайд 2)

Не тот друг, кто потакает,

А тот, кто помогает.

Каковы дружки,

Таковы им и пирожки.

- Какая орфограмма встретилась в словах?

- В какой части слова мы можем встретить эту орфограмму?

-Что надо сделать, чтоб правильно написать слово с парной согласной в корне слова или на конце слова?

- Вспомним правило, которое нам поможет записать правильно парные согласные в корне и конце слова. (Ребята рассказывают правило)


-Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?


(слайд 3)

- Да. Сегодня тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне слова и на конце слова. Сегодня на уроке мы продолжим развивать умения проверять слова с парными по глухости и звонкости согласными звуками в корне слова и на конце слова. Обобщим наши знания. Вспомним, что знаем.

(слайд 4)

- Назовите парные согласные звуки по глухости и звонкости (парами).(…)

- Назовите только звонкие парные согласные звуки(…) Как они произносятся?(…)

- Назовите только глухие парные согласные звуки(…) Как они произносятся?(…)









Ответы :

- Парная согласная в корне слова и на конце слова

- В корне слова и в конце слова

- Сделать проверку, подобрать проверочное слово.

- Чтобы проверить парную согласную по звонкости и глухости, надо подобрать проверочное слово, чтобы после проверяемой согласной стоял гласный звук или звонкие (л, м, р, н, в)

- Тема урока: «Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. »









Ответы:

п,б т,д к,г с,з ш,ж в,ф


б, д, г, з, ж, в - с голосом и шумом


п, т, к, с, ш, ф - с шумом


3. Чистописание.2- 3 мин.


(слайд 5)

На доске записаны слова: снег снежки мороз варежки сугроб шубка
- Давайте объединим эти слова в одну тему

- С какого звука начинается слово «зима»?

- Какой буквой на письме обозначается звук ?

ЧИСТОПИСАНИЕ: З з


Ответы:

«зима»

[з} (характеристика: согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.

Зэ (так произносится буква)


4. Работа по теме: 10 мин.


- Вернемся к словам на доске. (слайд 5)

(На доске записаны слова: снег снежки мороз варежки сугроб шубка )

- Посмотрите внимательно, на эти слова. Какая изученная орфограмма, встретилась в слова? Обратите внимание, в какой части слова находиться орфограмма. На какие группы можно разделить эти слова с парными согласными?


- Назовите слова первого группы. По какому признаку вы их отправили в первый столбик?



- Назовите слова второго группы. По какому признаку эти слова в этой группе?


- Как проверить парную согласную? Какие способы проверки можно использовать?

- Сегодня мы рассмотрим способы проверки слов с парными согласными в корне слова и в конце слова:

- В- первых можно изменить форму слова. Что значит изменить форму слова? (слайд 6)

-Надо поставить слово в единственном или во множественном числе. Например, помогайте.

Снег - снега, мороз - морозы, сугроб – сугробы.

- А теперь вам будет задание, надо будет записать слова в столбик. К доске пойдет … А все остальные записывают в тетрадь. Груз, гриб, глаз

-Сейчас я попрошу … подобрать проверочные слова изменяя форму слова. Тем самым мы проверим, правильно ли были написаны слова. Грузы, грибы, глаза.

- Второй способ, изменить само слово, если мысленно поставить перед ним слово «НЕТ», например: снег – нет снега, мороз – нет мороза, сугроб – нет сугроба.

- Запиши эти же слова, если к ним подставить слово «НЕТ». Нет груза, нет гриба, нет глаза.

- Третий способ, к данному слову подобрать однокоренное слово, назвать предмет уменьшительно-ласкательным словом. Например: сугроб - сугробик, мороз - морозец.

- Рядом с этими слова надо записать однокоренные слова в уменьшительно-ласкательной форме. Грузик, грибок, глазик.


- Есть ещё один способ. Подобрать однокоренное слово другой части речи так, чтобы после парного согласного шла гласная или звонкая согласная (л, м, н, р, в). Например: Мороз – морозный, снежки - снежный

- Слово, тетрадь, какая часть речи?

-Слово, тетрадный, какой части речи?

- Запиши рядом слова, которые будут другой части речи и после парной согласной будет стоять сонорный звук. Грузовой, грибной, глазной.


(слайд 7)

- Чтобы правильно подобрать проверочное слово, надо знать алгоритм действий проверки парного согласного в корне слова и на конце слова.

Первый шаг – произнесите слово и определите, какой парный согласный звук надо проверить.

Второй шаг – подберите проверочное слово, определите, какую букву будем писать. (Измените слова или подберите однокоренное слово, в котором после парного согласного стоит гласный или сонорный звук.)

Третий шаг –запиши слово, обозначь орфограмму.


Ответы:

С парной согласной на конце и в корне слова.


Орфограмма парные согласные.




В первом столбике слова - где парная согласная на конце слова (снег, мороз, сугроб).



Во второй столбик слова, где парная согласная в корне слова (снежки, варежки, шубка)




Изменить окончание слова.





(записывает слова в первый столбик, а проверочные во второй.)



Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями.





Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями.



Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями.




Ответы:

Тетрадь – имя существительное

Тетрадный – имя прилагательное


Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями или звонкую согласную (л,м,р,н)










5. Физминутка.



6. Закрепление полученных знаний.

а) Работа с учебником.(слайд 8)

- Откроем учебник на с. 113 , будем выполнять упр. 214.

- Прочитайте задание, что надо сделать с упр.

- Прочитайте слова вслух. Все ли слова понятны?

- Объясните лексическое значение слова «канавка»?

-Что обозначает слово «салазки»? Как вы понимаете слово «замазка»?

- Прочитайте следующее задание.

- Что вы надо сделать?

-Для того, чтобы правильно записать слова, что надо определить?(чем руководствоваться)

- Списать. Подчеркнуть парные согласные, которые проверяете(одной чертой). Букву, которая стоит после парной согласной, подчеркнуть двумя чертами).


- А сейчас проверим, все слова, как вы написали. Например: в слово «канавка» вставляем букву «в», проверочное слово «канава»


б). Работа в парах. 4-5 мин.

    Урок наш продолжаем

    Трудиться  не кончаем

    Согласный будем проверять

    Работу в паре выполнять.

- Выберите правильную букву из двух предложенных, зачеркните ненужную букву. Через тире напишите по два проверочных слова.

   обе ( д , т ) – обеды, нет обеда, обеденный

   пиро ( к , г ) – пироги, нет пирога

   ле ( в , ф ) – львы, нет льва, львиный

   ры ( п , б ) ки – рыба, нет рыбы, рыбий, рыбак

   ду ( п , б ) ки – дубы, нет дуба, дубовый

   тра ( в , ф ) ка – трава, травы, нет травы, травяной

в) (слайд 9) 5 мин.

- В тексте найти ошибки, подобрать проверочное слова, исправить.


Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки . Уже нет слатких ягот . В огородах на грятках пусто.


г) - Сейчас я раздам вам карточки со словами. Поиграем в игру: «Не подведи свой ряд».Ученики, какого ряда справятся быстрее. 5 мин.

ИГРУ... КА (ш)

ИЗБУ...КА (ш)

КОРМУ... КА (ш)

БЕРЁ...КА (з)

ПУГО...КИ (в)

САЛА...КИ (з)

ШУ...КА (б)

ВАРЕ...КИ (ж)

ДОРО...КА (ж)

ГЛА...КИ (з)

ГУ...КИ (б)

МОРКО...КА (в)

НО...КИ (ж)

ИЗБУ...КА (ш)

СУГРО... (б)

ИГРУ...КА (ш)

НО...КИ (ж)

СКА...КА (з)

ША...КА (б)

ГЛА...КИ (з)

САПО...КИ (ж)

КО...КА (ш)

КЛЮ...КА (ш)

СНЕ...КИ (ж)

КОРМУ...КА (ш)

ДОРО...КА (ж)

САЛА...КИ (з)





Ответы детей.










Работа над упражнением. (письменно в тетрадь)



Шкафчик – шкафы, когти – коготки, локти – локоток, замазка –мазать…, просьба – просить, резьба – резать, блюдце – блюдо, сковородка – сковорода, перчатка – нет перчаток, лягушка – лягушонок, кроватка – нет кровати, подружка – дружить, салазки – нет салазок, улыбка – улыбочка.












Ответы:

сад-сады, берёзки-берёза, дубками- дубы, грибки- грибы, сладких-сладок, ягод-ягоды, грядках-гряда.












Ответы:





7. Обобщение:


- Наш урок подошел к концу. Ваш багаж знаний пополнился знаниями о проверке слов с парными согласными в корне слова и на конце слова.

- Где может находиться парная согласная?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Назовите способы проверки парных согласных?




8. Итог:


- Подведем итоги. Закончите фразу: (слайд 10)


Сегодня я узнал(а)….

Я понял(а), что ….

Теперь я могу …


- Оцените уровень своей успешности. Если вы всё поняли и можете объяснить другому – поставьте свой смайлик на вершину горы.

Если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому- то ставите смайлик на середину горы. Если тебе пока трудно найти способ проверки парных согласных звуков в слове – то смайлик ставишь к подножью горы. (слайд 11)









ПАРНЫЕ


СОГЛАСНЫЕ


В КОНЦЕ СЛОВА


В КОРНЕ СЛОВА



ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО







ИЗМЕНИТЬ

ФОРМУ

СЛОВА


ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО (ГЛАСНАЯ ИЛИ ЗВОНКИЙ

Р, Н, Л, М, В.)


ЗАПИСАТЬ СО СЛОВОМ «НЕТ»


УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ СЛОВО


   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –

   обе ( д , т ) –

   обе ( д , т ) –

   пиро ( к , г ) –

   пиро ( к , г ) –

   ле ( в , ф ) –

   ле ( в , ф ) –

   ры ( п , б ) ки –

   ры ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   ду ( п , б ) ки –

   тра ( в , ф ) ка –

   тра ( в , ф ) ка –



ИГРУ... КА

ИЗБУ...КА

КОРМУ... КА

БЕРЁ...КА

ПУГО...КИ

САЛА...КИ

ШУ...КА

ВАРЕ...КИ

ДОРО...КА



ГЛА...КИ

ГУ...КИ

МОРКО...КА

НО...КИ

ИЗБУ...КА

СУГРО...

ИГРУ...КА

НО...КИ

СКА...КА


ША...КА

ГЛА...КИ

САПО...КИ

КО...КА

КЛЮ...КА

СНЕ...КИ

КОРМУ...КА

ДОРО...КА

САЛА...КИ








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.