Урок русского языка в 3 классе «Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова»
Тема урока | Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. | |
Цель урока Задачи урока | Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками; Формировать умение находить в слове букву парного согласного, подбирать слова для проверки; Воспитывать чувство взаимопомощи. Развивать внимание, познавательный интерес, устную и письменную речь, учить чётко и правильно выражать свои мысли. | |
Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: - находить в тексте слова с парным по звонкости-глухости согласным звуком, подбирать проверочные слова; Знать: - о различиях в понятиях форма слова и однокоренное слово. | УУД Регулятивные ( Р ): фиксировать индивидуальное затруднение, находить пути решения заданий; Личностные (Л): формирование способности сопереживать, внимательно относиться к окружающим людям; проявлять упорство в ситуации затруднения; УУД Познавательные (П): формировать умение наблюдать, обобщать, сравнивать, подводить под общее понятие. Коммуникативные (К): развивать умение аргументировать своё мнение и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения, учитывать мнения одноклассников. | |
Основные понятия | Парные по звонкости – глухости согласные звуки, орфограмма, однокоренные слова, форма слова. | |
Межпредметные связи: Литературное чтение
| Ресурсы: Учебник В..П. Канакиной , В.Г. Горецкого Русский язык; Презентация к уроку «Поверка слов с парными согласными в корне слова и на конце слова »; Мультимедиа- проектор; |
Этап урока | План урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1.Организационный момент.1-2 мин. | -Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. - Предлагаю вам сегодня работать под девизом: (слайд 1) «Хочешь альпинистом стать- иди в горы. Хочешь грамотным быть- учись думать и мыслить». - Сегодня я вам желаю достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности. - Запишите в тетрадь число, классная работа. | Записать в тетради число, классная работа | |||
| |||||
2.Самоопределение к деятельности:2-3 мин. | -Прочитаем пословицы, о дружбе. Ведь именно дружба вам сегодня поможет в преодолении трудных ситуациях, которые могут возникнуть на уроке. (слайд 2) Не тот друг, кто потакает, А тот, кто помогает. Каковы дружки, Таковы им и пирожки. - Какая орфограмма встретилась в словах? - В какой части слова мы можем встретить эту орфограмму? -Что надо сделать, чтоб правильно написать слово с парной согласной в корне слова или на конце слова? - Вспомним правило, которое нам поможет записать правильно парные согласные в корне и конце слова. (Ребята рассказывают правило) -Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (слайд 3) - Да. Сегодня тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне слова и на конце слова. Сегодня на уроке мы продолжим развивать умения проверять слова с парными по глухости и звонкости согласными звуками в корне слова и на конце слова. Обобщим наши знания. Вспомним, что знаем. (слайд 4) - Назовите парные согласные звуки по глухости и звонкости (парами).(…) - Назовите только звонкие парные согласные звуки(…) Как они произносятся?(…) - Назовите только глухие парные согласные звуки(…) Как они произносятся?(…) | Ответы : - Парная согласная в корне слова и на конце слова - В корне слова и в конце слова - Сделать проверку, подобрать проверочное слово. - Чтобы проверить парную согласную по звонкости и глухости, надо подобрать проверочное слово, чтобы после проверяемой согласной стоял гласный звук или звонкие (л, м, р, н, в) - Тема урока: «Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. » Ответы: п,б т,д к,г с,з ш,ж в,ф б, д, г, з, ж, в - с голосом и шумом п, т, к, с, ш, ф - с шумом | |||
| |||||
3. Чистописание.2- 3 мин. | (слайд 5) На доске записаны слова: снег снежки мороз варежки сугроб шубка - С какого звука начинается слово «зима»? - Какой буквой на письме обозначается звук ? ЧИСТОПИСАНИЕ: З з | Ответы: «зима» [з} (характеристика: согласный, звонкий, парный, мягкий, парный. Зэ (так произносится буква) | |||
| |||||
4. Работа по теме: 10 мин. | - Вернемся к словам на доске. (слайд 5) (На доске записаны слова: снег снежки мороз варежки сугроб шубка ) - Посмотрите внимательно, на эти слова. Какая изученная орфограмма, встретилась в слова? Обратите внимание, в какой части слова находиться орфограмма. На какие группы можно разделить эти слова с парными согласными? - Назовите слова первого группы. По какому признаку вы их отправили в первый столбик? - Назовите слова второго группы. По какому признаку эти слова в этой группе? - Как проверить парную согласную? Какие способы проверки можно использовать? - Сегодня мы рассмотрим способы проверки слов с парными согласными в корне слова и в конце слова: - В- первых можно изменить форму слова. Что значит изменить форму слова? (слайд 6) -Надо поставить слово в единственном или во множественном числе. Например, помогайте. Снег - снега, мороз - морозы, сугроб – сугробы. - А теперь вам будет задание, надо будет записать слова в столбик. К доске пойдет … А все остальные записывают в тетрадь. Груз, гриб, глаз -Сейчас я попрошу … подобрать проверочные слова изменяя форму слова. Тем самым мы проверим, правильно ли были написаны слова. Грузы, грибы, глаза. - Второй способ, изменить само слово, если мысленно поставить перед ним слово «НЕТ», например: снег – нет снега, мороз – нет мороза, сугроб – нет сугроба. - Запиши эти же слова, если к ним подставить слово «НЕТ». Нет груза, нет гриба, нет глаза. - Третий способ, к данному слову подобрать однокоренное слово, назвать предмет уменьшительно-ласкательным словом. Например: сугроб - сугробик, мороз - морозец. - Рядом с этими слова надо записать однокоренные слова в уменьшительно-ласкательной форме. Грузик, грибок, глазик. - Есть ещё один способ. Подобрать однокоренное слово другой части речи так, чтобы после парного согласного шла гласная или звонкая согласная (л, м, н, р, в). Например: Мороз – морозный, снежки - снежный - Слово, тетрадь, какая часть речи? -Слово, тетрадный, какой части речи? - Запиши рядом слова, которые будут другой части речи и после парной согласной будет стоять сонорный звук. Грузовой, грибной, глазной. (слайд 7) - Чтобы правильно подобрать проверочное слово, надо знать алгоритм действий проверки парного согласного в корне слова и на конце слова. Первый шаг – произнесите слово и определите, какой парный согласный звук надо проверить. Второй шаг – подберите проверочное слово, определите, какую букву будем писать. (Измените слова или подберите однокоренное слово, в котором после парного согласного стоит гласный или сонорный звук.) Третий шаг –запиши слово, обозначь орфограмму. | Ответы: С парной согласной на конце и в корне слова. Орфограмма парные согласные. В первом столбике слова - где парная согласная на конце слова (снег, мороз, сугроб). Во второй столбик слова, где парная согласная в корне слова (снежки, варежки, шубка) Изменить окончание слова. (записывает слова в первый столбик, а проверочные во второй.) Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями. Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями. Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями. Ответы: Тетрадь – имя существительное Тетрадный – имя прилагательное Записать слова под диктовку. Через тире подписать проверочное слово, парную согласную подчеркнуть одной линей, а гласную, которая идет после неё двумя линиями или звонкую согласную (л,м,р,н) | |||
| |||||
5. Физминутка. | | | |||
6. Закрепление полученных знаний. | а) Работа с учебником.(слайд 8) - Откроем учебник на с. 113 , будем выполнять упр. 214. - Прочитайте задание, что надо сделать с упр. - Прочитайте слова вслух. Все ли слова понятны? - Объясните лексическое значение слова «канавка»? -Что обозначает слово «салазки»? Как вы понимаете слово «замазка»? - Прочитайте следующее задание. - Что вы надо сделать? -Для того, чтобы правильно записать слова, что надо определить?(чем руководствоваться) - Списать. Подчеркнуть парные согласные, которые проверяете(одной чертой). Букву, которая стоит после парной согласной, подчеркнуть двумя чертами). - А сейчас проверим, все слова, как вы написали. Например: в слово «канавка» вставляем букву «в», проверочное слово «канава» б). Работа в парах. 4-5 мин. Урок наш продолжаем Трудиться не кончаем Согласный будем проверять Работу в паре выполнять. - Выберите правильную букву из двух предложенных, зачеркните ненужную букву. Через тире напишите по два проверочных слова. обе ( д , т ) – обеды, нет обеда, обеденный пиро ( к , г ) – пироги, нет пирога ле ( в , ф ) – львы, нет льва, львиный ры ( п , б ) ки – рыба, нет рыбы, рыбий, рыбак ду ( п , б ) ки – дубы, нет дуба, дубовый тра ( в , ф ) ка – трава, травы, нет травы, травяной в) (слайд 9) 5 мин. - В тексте найти ошибки, подобрать проверочное слова, исправить. Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки . Уже нет слатких ягот . В огородах на грятках пусто. г) - Сейчас я раздам вам карточки со словами. Поиграем в игру: «Не подведи свой ряд».Ученики, какого ряда справятся быстрее. 5 мин.
| Ответы детей. Работа над упражнением. (письменно в тетрадь) Шкафчик – шкафы, когти – коготки, локти – локоток, замазка –мазать…, просьба – просить, резьба – резать, блюдце – блюдо, сковородка – сковорода, перчатка – нет перчаток, лягушка – лягушонок, кроватка – нет кровати, подружка – дружить, салазки – нет салазок, улыбка – улыбочка. Ответы: сад-сады, берёзки-берёза, дубками- дубы, грибки- грибы, сладких-сладок, ягод-ягоды, грядках-гряда. Ответы: | |||
| |||||
7. Обобщение: | - Наш урок подошел к концу. Ваш багаж знаний пополнился знаниями о проверке слов с парными согласными в корне слова и на конце слова. - Где может находиться парная согласная? - Как проверить парную согласную в корне слова? - Назовите способы проверки парных согласных? | | |||
| |||||
8. Итог: | - Подведем итоги. Закончите фразу: (слайд 10) Сегодня я узнал(а)…. Я понял(а), что …. Теперь я могу … - Оцените уровень своей успешности. Если вы всё поняли и можете объяснить другому – поставьте свой смайлик на вершину горы. Если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому- то ставите смайлик на середину горы. Если тебе пока трудно найти способ проверки парных согласных звуков в слове – то смайлик ставишь к подножью горы. (слайд 11) | | |||
|
ПАРНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
В КОНЦЕ СЛОВА
В КОРНЕ СЛОВА
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО
ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ СЛОВА |
ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО (ГЛАСНАЯ ИЛИ ЗВОНКИЙ Р, Н, Л, М, В.) |
ЗАПИСАТЬ СО СЛОВОМ «НЕТ» |
УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ СЛОВО |
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
обе ( д , т ) – | обе ( д , т ) – | ||||
пиро ( к , г ) – | пиро ( к , г ) – | ||||
ле ( в , ф ) – | ле ( в , ф ) – | ||||
ры ( п , б ) ки – | ры ( п , б ) ки – | ||||
ду ( п , б ) ки – | ду ( п , б ) ки – | ||||
тра ( в , ф ) ка – | тра ( в , ф ) ка – | ||||
ИГРУ... КА ИЗБУ...КА КОРМУ... КА БЕРЁ...КА ПУГО...КИ САЛА...КИ ШУ...КА ВАРЕ...КИ ДОРО...КА | ГЛА...КИ ГУ...КИ МОРКО...КА НО...КИ ИЗБУ...КА СУГРО... ИГРУ...КА НО...КИ СКА...КА | ША...КА ГЛА...КИ САПО...КИ КО...КА КЛЮ...КА СНЕ...КИ КОРМУ...КА ДОРО...КА САЛА...КИ |