Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные в корне слова»
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1,
г. Кунгур, Пермский край
Образовательная система « Начальная школа XXI века»
Урок русского языка во 2 классе
«Парные согласные в корне слова»
Цель: повторение и систематизация изученного материала, формирование грамотности учащихся, внимания к языку, расширение словарного запаса, развитие активной творческой мыслительной деятельности, воспитание любви к родному краю.
Оборудование: кроссворды (по числу групп учащихся), карточки для индивидуальной самостоятельной работы по вариантам, аншлаги слов для деформированного предложения, записи слов на доске, мультимедийное устройство (презентация, ответы, вопросы, выводы, физпаузы, кроссворд, фотографии осени в Кунгуре, предложения, музыкальная заставка), CD «Мир информатики».
План урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок
И позвал нас на урок.
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Настроение, каково?
Тогда все у нас готово!
II. Самоопределение к деятельности.
(На магнитной доске карточки букв)
б |
в |
ж |
г |
л |
т |
|||||||||||||
п |
ф |
с |
т |
Что за буквы перед вами? ( Парные и непроизносимые согласные.)
Какие пропущены, назовите и дополните.
Определите тему урока, чем мы будем заниматься, чему учиться, что повторять.
Проверяем согласные в корне слова
Слайд 1:
III. Актуализация знаний.
(Записи на доске)
бедняжка |
(-еньк-) |
травка |
||
яростный |
расписной |
|||
территория |
прелестный |
|||
коллектив |
скоростной |
|||
сказка |
(-очк-) |
дорожка |
(-еньк-) |
Прочтите слова.
Послушайте внимательно задание. Сейчас вам нужно определить орфограмму в каждом слове. В тетрадь будете записывать только цифры 1, 2 или 3 в два столбика так, как расположены слова на доске.
Орфограммы:
1 – парные согласные,
2 – непроизносимые согласные,
3 – удвоенные согласные.
Слайд 2:
Кому задание непонятно?
Работаем самостоятельно две минуты.
Проверяем. Посмотрите на экран, сверьте ответы.
У кого все верно?
Слайд 3:
Назовите орфограмму и проверочное слово, где надо.
Для повторения правила правописания согласных в корне слова ответьте на вопросы:
Когда необходимо проверять парный звонкий и глухой согласный в корне слова? (В конце слова: хлеб. В середине слова перед согласной буквой к: лодка.)
Когда необходимо проверять непроизносимые согласные? (В слове, если встречаются буквосочетание [стн], [здн], [лнц], [вст], [сн].)
Слайд 4:
Как проверить парные звонкие и глухие согласные и непроизносимые согласные в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы после согласного был гласный: гриб – грибы, ясно – ясен. Подобрать однокоренное слово такое, чтобы в нем после согласного был гласный: редкий – редеет, известный – вести, прекрасный – краса.)
Слайд 5:
Сделайте вывод о том, как мы действуем при проверке парных и непроизносимых согласных в корне слова. (Когда мы проверяем согласные в корне, действуем одинаково.)
Слайд 6:
IV. Физкультминутка
Прошу вас встать и выйти из-за парт. Смотрим на качающийся зеленый заголовок на экране и двигаемся со словами:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили:
Вот так, вот так!
Головой своей кружили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так!
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так, вот так!
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали:
Вот так, вот так!
Выше лапы поднимали.
Слайд 7:
V. Самостоятельная работа.
У вас на партах карточки с заданием. Прочтите его.
Слова с орфограммой слева. Справа ищите проверочные к ним, соедините их линией. На работу 3 минуты.
Выдели в проверяемом слове орфограмму и соедини с проверочным словом.(1 в.)
чудесница |
чудесный чудеса чудесно нет чудес |
грустная |
погрустнел грустить нет грусти грусть |
скользкие |
скользко скользить скользят скользок |
молчаливые |
молча замолк промолчали замолчали |
лебедь |
лебеди лебединая лебедушка |
Выдели в проверяемом слове орфограмму и соедини с проверочными словами.(2 в. ) |
|
тростник |
трость тростниковый тростинка нет трости |
робкое |
робкий робость робок |
цветами |
цветочки цвет цветики |
холод |
холода холодный |
VI. Проверка самостоятельной работы.
Сверяем с экраном проверочные слова, исправляем ошибки.
Проверочные слова.
1-ый вариант: чудеса, нет чудес, грустить, нет грусти, грусть, скользить, скользят, скользок, молча, замолк, лебеди, лебединая, лебедушка.
2-ой вариант: трость, тростинка, нет трости, робость, робок, цвет, цветики, холода, холодный.
Слайд 7:
VII . Кроссворд «Проверяем согласные в корне слова»
Работа по группам.
Рассаживайтесь по группам. Каждая команда получает кроссворд. Внимательно читайте задания, записывайте ответы по горизонтали. Если вы правильно ответите, то по вертикали получите ответ на 9 задание. Тем, кто справится быстро, предлагаю найти «лишние» слова в кроссворде и отметить их любым значком. Проверяем кроссворд через три минуты.
Кроссворд «Проверяем согласные в корне слова» По горизонтали: Сказка П. Бажова «Серебряное … ». Главный орган кровеносной системы. Белая бабочка. Тонкий пояс - (какой пояс?). Ясное ночное небо - (какое небо?). Что обогревает Землю? Как называется ряд ступенек идущих вверх и вниз? Твёрдая застёжка на поясе. По вертикали: Красный день календаря. *Какие слова «лишние» в кроссворде? |
Проверка при помощи компьютера.
Слайд 8:
Кто смог ответить на дополнительный вопрос?
Какие слова лишние и почему? (Лестница – нет проверочного слова; узкий, звездное – обозначают признаки; пряжка – с парным согласным.)
VIII. Работа со словосочетаниями у доски.
Я называю вам словосочетание, а вы подбираете и записываете в тетрадь близкое по смыслу словосочетание, например:
здешний житель – местный житель (место), занимательная книжка – интересная (интересы) книжка (книжный).
Кто желает писать на доске?
Учитель диктует:
унылая песня -
красивый пейзаж -
Дети пишут:
грустная (грусть) песня (песенка)
прекрасный (прекрасен) пейзаж (пейзажи)
IX. Запись под диктовку с предварительной подготовкой.
Послушайте предложение.
В лесной тишине хрустнула ветка дерева.
Какие слова перед записью необходимо проверять? Запишите предложение.
В лесной тишине хрустнула ветка дерева.
XI. Работа с деформированным предложением.
- Прочитайте слова:
В
Кунгура
ненастную
глаз
окрестностях
жёлтая
радует
погоду
лиственница
Что надо сделать?
О чем будет предложение?
Что делает лиственница?
Поставьте слова в нужном порядке.
В ненастную погоду в окрестностях Кунгура радует глаз жёлтая лиственница.
Проверим правильность по экрану.
Слайд 8:
(Предложение на фоне фотографии осени.)
Назовите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными (ненастье, окрест).
-
Творческая работа.
На экране появляются фотографии с видами окрестностей города осенью.
Слайд 9.В нашем крае много лесов. Деревья украшают и наш город, очищают воздух от пыли.
Посмотрите на эти яркие краски.
Придумайте и запишите свои предложения об осени в тетрадь. (На 4 минуты включается музыкальная заставка. Учитель предупреждает детей об окончании работы.)
XIII. Проверка творческой работы.
Прочтите ваши предложения об осени. (Лучшие отметить, при необходимости предлагать варианты правки.)
XIV. Итог урока. Рефлексия.
Какие трудности еще у вас возникают при написании слов с сомнительными согласными в корне?
Что уже хорошо получается?
Помогал ли компьютер? Когда и как?
Откройте свои дневники, возьмите три карандаша и раскрасьте кружок для самооценки. Учитывайте и свою работу, и понравился ли вам урок, и ваше настроение.
XV. Домашнее задание.
Д.М. с. 32-40, любое упражнение.