Технологическая карта урока русского языка «Способы проверки парных согласных на конце слов» (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Учитель: Болбот О.В.
УМК «Школа России»
Тема урока: «Способы проверки парных согласных на конце слов»
Дидактическая цель познакомить учащихся со
способами проверки парных согласных на конце слов через проблемную ситуацию.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Задачи урока:
Предметные: - составить алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;
- узнать способы проверки
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания
Личностные:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу,
Смыслообразование и самоопределение: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;
Познавательные:
-умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
Методы обучения: продуктивный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, презентация, интерактивная доска,
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности мотивация | Настрой на работу Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока русского языка Ведь нам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. | Подготовка класса к работе | Личностные : самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и коррекция знаний учащихся. Чистописание | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Начнём урок с минутки чистописания - Прочитайте буквы, записанные на доске (б-п,т-д,з-с, …, …, …) - Продолжите закономерность и назовите следующие пары букв Прочитайте звонкие согласные - Прочитайте глухие согласные Чем звонкие согласные звуки отличаются от глухих? Назовите пару букв, которая всегда обозначает твёрдый согласный звук | . Учащиеся называют парные звонкие и глухие согласные, продолжают их закономерность Различие звонких и глухих согласных Запись букв по образцу в тетради Вспоминают правила письма | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Создание проблемной Ситуации | Составим предложение по картине, запишем на доске( записывают 2 ученика) Высоко в небе летит ястреб Высоко в небе летит ястреп. - Кто написал так, как 1 ученик? - А кто – как 2 ученик? Какой у вас возникает вопрос ( почему одно и то же слово написано по – разному? | Составление предложений по картине, выбор лучшего и запись на доске ( 2 ученика) Оценивание выполненной работы с помощью сигнальных карточек | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства. |
4.Формулирование темы, целей урока 5. Поиск решения проблемы 6. «Открытие» детьми новых знаний | Перед нами возникла проблема, противоречие, мы затрудняемся в написании парной согласной на конце слова. Для того , чтобы решить эту проблему мы и будем изучать новую тему - Кто сформулирует тему урока? (Проверка парной согласной на конце слов) - Чему бы вы хотели научиться на уроке? Сформулируем цели урока ( цели крепятся на доску) Познакомиться с правилом проверки парной согласной 2.Составить алгоритм проверки Узнать способы проверки - Мы с вами сформулировали цели урока, давайте приступим к их достижению
Что нам поможет в достижении намеченных целей?
- Вернёмся к нашим предложениям и попробуем разобраться в данной ситуации. Произнесём слово ястреб- какой слышим звук на конце? А во втором слове? Какой же буквой мы обозначим этот звук? Кто согласен? Докажите выбор буквы. Что надо сделать, чтобы согласный звук слышался чётко(звонко) Кто попробует сформулировать правило проверки парной согласной на конце слов Кто согласен? Проверим предположения Слайд - Вернёмся к нашей первой цели Кто считает, что достиг её? Какая у нас следующая цель? Применяя наши новые полученные знания , поможем Незнайке разобраться со словами и составить алгоритм проверки( на доске) 1.Читаю слово 2.Слышу звук 3.Проверяю Пишу букву Какая была 2 цель? Кто считает, что достиг? А какая следующая цель? Слайд Ещё раз прочитаем правило проверки парной согласной. Обратите внимание на проверочное слово – сколько предметов оно называет? (много) Вот мы с вами и познакомились с 1 способом проверки - подбор проверочного слова, обозначающего много предметов Чтобы быстрее и правильно подобрать проверочные слова в русском языке существуют ещё несколько способов проверки. Эти секреты вы раскроите сами, проведя небольшое исследование, работая в парах по вариантам Выполнив задание на карточке, вы должны открыть новый способ проверки (Приложение) | Девиз урока : Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, всё у нас получиться Показ сигнальными карточками Подбор проверочного слова Формулирование правила Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб - на зубы, лёд – на льды – Будешь грамотным и ты. Сигнальные карточки Работа над словами Сугроб(п), лёд(т) Составление алгоритма проверки Узнать способы проверки 1. Подбор проверочного слова, обозначающего много предметов Работа в парах Правила работы в парах | Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение под правило;Установление причинно - следственных связей Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи Регулятивные: планирование , прогнозирование; Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства. |
Проверка 1 варианта ( Документ – камера) Проведя исследование слов – к какому вы пришли выводу?( способы проверки записываются на доску) Вы открыли 2 способ проверки Проверка 2 варианта - В ходе вашего исследования , к какому вы пришли выводу? Вы открыли 3 способ проверки Проверим ваше открытие Слайд Вернёмся к 3 цели – Какая была цель? Достигли? | 2. Чтобы проверить парную согласную на конце слов – нужно подставить слово нет 3.Подбор однокоренного проверочного слова | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | |
7 .Физминутка 8. Первичное закрепление | А сейчас, применяя наши полученные знания, пользуясь составленным алгоритмом поиграем в игру « Давай подумаем» Слайд - Отгадайте загадки. Покажите букву, которую нужно вставить. Докажите правильность своего ответа, подобрав проверочное слово одним из трех способов. 1) Не мой бы труд, не мой бы бег, | Работа с веерами ( показ пропущенных парных согласных) | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция Познавательные: Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Познавательные: Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями |
9.Самостоятельная работа | 1.Продолжим работу с загадками, но отгадки запишем в тетрадь вместе с проверочным словом (приложение) - Проверка - Назовите слово, в котором букв больше, а звуков меньше ( медведь) - Почему ? 2. Звуко - буквенный анализ слова 3. - Составление предложения со словом медведь. - Подчеркнуть основу предложения 4. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст. Выпал пушистый ______ . Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з /с - Проверка ( Веб- камера) | Работа в тетради | Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) 11. Выставление отметок | - Подведём итог урока, ответим на 3 Где Что надо проверять? Как Какая была тема урока? Какие цели ставили перед собой? - Кто считает, что достиг всех поставленных целей, уверен в полученных знаниях, всё получилось- покажите карточку зелёного цвета - Кто немного сомневается в своих знаниях по этой теме, нужно ещё немного поработать – покажите карточку синего цвета - Почему мы достигли намеченных целей? | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе |