Урок литературы в 11 классе на тему «Романтический герой лирики Н.С. Гумилёва»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Романтический герой лирики Н.С.Гумилёва».
Цели: знакомство с творчеством Н. С. Гумилева;
выявление особенностей образа романтического героя лирики Гумилева;
развитие навыков анализа поэтического текста;
подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения поэта, иллюстрации к стихам, раздаточный материал.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся, анализ стихотворения.
Ход урока
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде, чем мы начнём работу, я познакомлю вас с высказыванием современного писателя Луиса Риверы: «Обычно везёт тем, кто всё делает правильно. Основательно, не упуская ни малейшей детали». Я желаю, чтобы сегодня на уроке нам обязательно повезло.
Вступительное слово учителя
Итак, начинаем наш урок. Давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на предыдущем уроке.(Слайд 1)
Презентация к уроку
PPTX / 9.05 Мб
3.Фронтальный устный опрос ( На экране вопросы)
- Где родился Н.С.Гумилёв?(3 (15) апреля 1886г в семье кронштадского корабельного врача)
- Какое образование он получил?(Царскосельская гимназия, слушал лекции по французской литературе в Сорбонне)
-Руководителем какого литературного направления стал?(Акмеизм)
- Как вы понимаете термин «адамизм»?(Мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь)
- Чем увлекался Гумилёв помимо поэтического творчества?(Изучением живописи, любил путешествовать)
- Приведите случай из жизни поэта, который ярко характеризует его личность
-По какой причине трагически оборвалась жизнь Н.С.Гумилёва?(Обвинение в антисоветском заговоре)
4.Формулирование темы урока, постановка целей урока.
Мы знаем некоторые сведения о жизни поэта Н.Гумилёва, а теперь должны познакомиться с его творчеством, а точнее, с маленькой частью его стихов, относящихся к раннему периоду творчества поэта. Чтобы вы сформулировали тему урока, я прочту вам отрывок, а вы определите, из какого он произведения, кто герои и кто автор.(Слайд 2)
- К какому литературному направлению относится «Челкаш»? Следовательно, и герой какой? (Романтический)
Итак, тема нашего урока?
-Запись темы урока.(Слайд 3)
Постановка целей урока.(О чем пойдет речь на уроке?)
5. Слово учителя.
На доске кластер «Лирический герой»
- Кто он?
- Какими качествами обладает?
–Какая обстановка его окружает?
И два закрытых (В чём сходство с романтическими героями других произведений и в чём различие)
Творчество Гумилёва, как и творчество других поэтов Серебряного века, является достаточно сложным для восприятия, и будет замечательно, если мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку в понимании поэзии Н.С.Гумилёва.(Слайд 4)
Поэтическое наследие поэта достаточно велико:
"Путь конквистадоров" (1905)
"Романтические цветы" (1908)
"Жемчуга" (1910)
"Чужое небо" (1912)
"Колчан" (1916)
"Костер" (1918)
"Фарфоровый павильон" (1918)
"Шатер" (1921)
"Огненный столп" (1921)
"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)
- Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.
Мы обратимся к ранним сборникам
Сейчас мы послушаем сообщения ваших одноклассников. Вы будете слушать и делать записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Гумилева.(Слайд 5)
6.Сообщения учащихся и чтение стих-й наизусть(работа, подготовленная в парах)
Итак, стих-е «Жираф»
Слайд 6
Чтение наизусть и анализ стих-я «Жираф»( Сб-к «Романтические цветы»1908)
-Учитель открывает на доске картинку влюблённой пары, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.
2)Чтение наизусть и анализ стих-я «Старый конквистадор»(«Жемчуга»1910)Слайд7
-Учитель открывает на доске картинку канквистадора, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.
«Капитаны»(Жемчуга»)»Слайд 8
- Учитель открывает на доске картинку капитана - путешественника, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.
7.Анализ стихотворения
А теперь я предлагаю вам самим поработать над анализом стихотворения (Стих-е даётся без названия)
1) Прочтите стихотворение
2) Как бы вы его озаглавили ?
3)Сколько главных образов можно выделить в стихотворении?
(Взрослый человек, юноша, скрипка)
4)Это монолог или диалог?
5) Кто произносит монолог ? Что можно о нем сказать?
(Человек, умудрённый жизнью, опытный наставник, старший друг, обращающийся к родственной душе)
6)А как ведёт себя мальчик?
( просит о счастье, смеётся)
7)Давайте обратим внимание на композиционные особенности стихотворения
(3 части:
2 строчки- просьба о счастье;
попытка отговорить, напугать ужасами , которые ожидают человека, взявшего
в руки скрипку
3 последние строчки- понимание бесполезности, тщетности этой попытки и благословление
-Что символизирует скрипка? (Поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием , и высшим блаженством)
8)Так как называется стихотворение?
8.Выполнение заданий ( из ЕГЭ по литературе; нумерация, как в КИМах) к стихотворению (работа в парах)15,16(устно)
10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся Н.С.Гумилёв.
Ответ:____________________________
11 Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им.п.), в которой поэт использует оксюморон.
Ответ: _______________________________.
12 Из шестой строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения Н.С.Гумилева
Ответ: _______________________________.
13 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
олицетворение
ирония
сравнение
повтор
инверсия
Ответ:
14 Укажите размер, которым написано стихотворение Н.С. Гумилева «Волшебная скрипка» (без указания количества стоп).
Ответ: ______________________________.
15 Каким чувством проникнуто стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка»?
16 В каких произведениях русских поэтов дано рассуждение о творчестве, и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении Н.С.Гумилева?
9. Проверяем задание
- Есть ли в стихотворении романтический герой?(юный скрипач ( поэт)
-Запишите в таблицу еще одного героя и его черты (Учитель открывает на доске 4-ю картинку)
- А теперь давайте послушаем исполнение этого стихотворения Камбуровой.
10. Слушание аудиозаписи
- Удалось ли исполнителю передать чувства лирического героя ?
- Согласны ли вы с таким исполнением?
11. Итоги урока
- Каким романтическим героям, на ваш взгляд, близок романтический герой стихотворений Н.Гумилёва, и в чём его отличие?
(Примерный ответ: смелый, отважный, как Челкаш, но возвышенный, наделён высокими моральными качествами)
Отметки за урок
12. Д/З: задание 15 или 16 письменно( 5-10 предложений), стих. наизусть ( по выбору), с.141-143(прочитать)