12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кожемяко Валентина Петровна55
Учитель русского языка и литературы, стаж 24 года
Россия, Брянская обл., Почепский р-н, п.Речица
5

Урок «Романтический герой лирики Н.С. Гумилёва»




Тема урока: «Романтический герой лирики Н.С.Гумилёва».

Цели: знакомство с творчеством Н. С. Гумилева;

выявление особенностей образа романтического героя лирики Гумилева;

развитие навыков анализа поэтического текста;

подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения поэта, иллюстрации к стихам, раздаточный материал.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся, анализ стихотворения.

Ход урока

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде, чем мы начнём работу, я познакомлю вас с высказыванием современного писателя Луиса Риверы: «Обычно везёт тем, кто всё делает правильно. Основательно, не упуская ни малейшей детали». Я желаю, чтобы сегодня на уроке нам обязательно повезло.

Вступительное слово учителя

Итак, начинаем наш урок. Давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на предыдущем уроке.(Слайд 1)


Презентация к уроку
PPTX / 9.05 Мб

3.Фронтальный устный опрос ( На экране вопросы)

- Где родился Н.С.Гумилёв?(3 (15) апреля 1886г в семье кронштадского корабельного врача)

- Какое образование он получил?(Царскосельская гимназия, слушал лекции по французской литературе в Сорбонне)

-Руководителем какого литературного направления стал?(Акмеизм)

- Как вы понимаете термин «адамизм»?(Мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь)

- Чем увлекался Гумилёв помимо поэтического творчества?(Изучением живописи, любил путешествовать)

- Приведите случай из жизни поэта, который ярко характеризует его личность

-По какой причине трагически оборвалась жизнь Н.С.Гумилёва?(Обвинение в антисоветском заговоре)

4.Формулирование темы урока, постановка целей урока.

Мы знаем некоторые сведения о жизни поэта Н.Гумилёва, а теперь должны познакомиться с его творчеством, а точнее, с маленькой частью его стихов, относящихся к раннему периоду творчества поэта. Чтобы вы сформулировали тему урока, я прочту вам отрывок, а вы определите, из какого он произведения, кто герои и кто автор.(Слайд 2)

- К какому литературному направлению относится «Челкаш»? Следовательно, и герой какой? (Романтический)

Итак, тема нашего урока?

-Запись темы урока.(Слайд 3)

Постановка целей урока.(О чем пойдет речь на уроке?)

5. Слово учителя.

На доске кластер «Лирический герой»

- Кто он?

- Какими качествами обладает?

Какая обстановка его окружает?

И два закрытых (В чём сходство с романтическими героями других произведений и в чём различие)

Творчество Гумилёва, как и творчество других поэтов Серебряного века, является достаточно сложным для восприятия, и будет замечательно, если мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку в понимании поэзии Н.С.Гумилёва.(Слайд 4)

Поэтическое наследие поэта достаточно велико:

"Путь конквистадоров" (1905)

"Романтические цветы" (1908)

"Жемчуга" (1910)

"Чужое небо" (1912)

"Колчан" (1916)

"Костер" (1918)

"Фарфоровый павильон" (1918)

"Шатер" (1921)

"Огненный столп" (1921)

"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

 - Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.


 

Мы обратимся к ранним сборникам

Сейчас мы послушаем сообщения ваших одноклассников. Вы будете слушать и делать записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Гумилева.(Слайд 5)

6.Сообщения учащихся и чтение стих-й наизусть(работа, подготовленная в парах)

Итак, стих-е «Жираф»

Слайд 6

Чтение наизусть и анализ стих-я «Жираф»( Сб-к «Романтические цветы»1908)

-Учитель открывает на доске картинку влюблённой пары, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

2)Чтение наизусть и анализ стих-я «Старый конквистадор»(«Жемчуга»1910)Слайд7

-Учитель открывает на доске картинку канквистадора, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

«Капитаны»(Жемчуга»)»Слайд 8

- Учитель открывает на доске картинку капитана - путешественника, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

7.Анализ стихотворения

А теперь я предлагаю вам самим поработать над анализом стихотворения (Стих-е даётся без названия)

1) Прочтите стихотворение

2) Как бы вы его озаглавили ?

3)Сколько главных образов можно выделить в стихотворении?

(Взрослый человек, юноша, скрипка)

4)Это монолог или диалог?

5) Кто произносит монолог ? Что можно о нем сказать?

(Человек, умудрённый жизнью, опытный наставник, старший друг, обращающийся к родственной душе)

6)А как ведёт себя мальчик?

( просит о счастье, смеётся)

7)Давайте обратим внимание на композиционные особенности стихотворения

(3 части:

2 строчки- просьба о счастье;

попытка отговорить, напугать ужасами , которые ожидают человека, взявшего

в руки скрипку

3 последние строчки- понимание бесполезности, тщетности этой попытки и благословление

-Что символизирует скрипка? (Поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием , и высшим блаженством)

8)Так как называется стихотворение?

8.Выполнение заданий ( из ЕГЭ по литературе; нумерация, как в КИМах) к стихотворению (работа в парах)15,16(устно)

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся Н.С.Гумилёв.

Ответ:____________________________

11 Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им.п.), в которой поэт использует оксюморон.

Ответ: _______________________________.

12 Из шестой строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения Н.С.Гумилева

Ответ: _______________________________.

13 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

олицетворение

ирония

сравнение

повтор

инверсия

Ответ:

14 Укажите размер, которым написано стихотворение Н.С. Гумилева «Волшебная скрипка» (без указания количества стоп).

Ответ: ______________________________.

15 Каким чувством проникнуто стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка»?

16 В каких произведениях русских поэтов дано рассуждение о творчестве, и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении Н.С.Гумилева?

9. Проверяем задание

- Есть ли в стихотворении романтический герой?(юный скрипач ( поэт)

-Запишите в таблицу еще одного героя и его черты (Учитель открывает на доске 4-ю картинку)

- А теперь давайте послушаем исполнение этого стихотворения Камбуровой.

10. Слушание аудиозаписи

- Удалось ли исполнителю передать чувства лирического героя ?

- Согласны ли вы с таким исполнением?

11. Итоги урока

- Каким романтическим героям, на ваш взгляд, близок романтический герой стихотворений Н.Гумилёва, и в чём его отличие?

(Примерный ответ: смелый, отважный, как Челкаш, но возвышенный, наделён высокими моральными качествами)

Отметки за урок

 12. Д/З: задание 15 или 16 письменно( 5-10 предложений), стих. наизусть ( по выбору), с.141-143(прочитать)


Презентация к уроку 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.