Урок литературы в 11 классе на тему «Романтический герой лирики Н.С. Гумилёва»

5
0
Материал опубликован 14 November 2017

Пояснительная записка к презентации


Тема урока: «Романтический герой лирики Н.С.Гумилёва».

Цели: знакомство с творчеством Н. С. Гумилева;

выявление особенностей образа романтического героя лирики Гумилева;

развитие навыков анализа поэтического текста;

подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения поэта, иллюстрации к стихам, раздаточный материал.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся, анализ стихотворения.

Ход урока

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде, чем мы начнём работу, я познакомлю вас с высказыванием современного писателя Луиса Риверы: «Обычно везёт тем, кто всё делает правильно. Основательно, не упуская ни малейшей детали». Я желаю, чтобы сегодня на уроке нам обязательно повезло.

Вступительное слово учителя

Итак, начинаем наш урок. Давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на предыдущем уроке.(Слайд 1)


Презентация к уроку
PPTX / 9.05 Мб

3.Фронтальный устный опрос ( На экране вопросы)

- Где родился Н.С.Гумилёв?(3 (15) апреля 1886г в семье кронштадского корабельного врача)

- Какое образование он получил?(Царскосельская гимназия, слушал лекции по французской литературе в Сорбонне)

-Руководителем какого литературного направления стал?(Акмеизм)

- Как вы понимаете термин «адамизм»?(Мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь)

- Чем увлекался Гумилёв помимо поэтического творчества?(Изучением живописи, любил путешествовать)

- Приведите случай из жизни поэта, который ярко характеризует его личность

-По какой причине трагически оборвалась жизнь Н.С.Гумилёва?(Обвинение в антисоветском заговоре)

4.Формулирование темы урока, постановка целей урока.

Мы знаем некоторые сведения о жизни поэта Н.Гумилёва, а теперь должны познакомиться с его творчеством, а точнее, с маленькой частью его стихов, относящихся к раннему периоду творчества поэта. Чтобы вы сформулировали тему урока, я прочту вам отрывок, а вы определите, из какого он произведения, кто герои и кто автор.(Слайд 2)

- К какому литературному направлению относится «Челкаш»? Следовательно, и герой какой? (Романтический)

Итак, тема нашего урока?

-Запись темы урока.(Слайд 3)

Постановка целей урока.(О чем пойдет речь на уроке?)

5. Слово учителя.

На доске кластер «Лирический герой»

- Кто он?

- Какими качествами обладает?

Какая обстановка его окружает?

И два закрытых (В чём сходство с романтическими героями других произведений и в чём различие)

Творчество Гумилёва, как и творчество других поэтов Серебряного века, является достаточно сложным для восприятия, и будет замечательно, если мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку в понимании поэзии Н.С.Гумилёва.(Слайд 4)

Поэтическое наследие поэта достаточно велико:

"Путь конквистадоров" (1905)

"Романтические цветы" (1908)

"Жемчуга" (1910)

"Чужое небо" (1912)

"Колчан" (1916)

"Костер" (1918)

"Фарфоровый павильон" (1918)

"Шатер" (1921)

"Огненный столп" (1921)

"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

 - Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.


 

Мы обратимся к ранним сборникам

Сейчас мы послушаем сообщения ваших одноклассников. Вы будете слушать и делать записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Гумилева.(Слайд 5)

6.Сообщения учащихся и чтение стих-й наизусть(работа, подготовленная в парах)

Итак, стих-е «Жираф»

Слайд 6

Чтение наизусть и анализ стих-я «Жираф»( Сб-к «Романтические цветы»1908)

-Учитель открывает на доске картинку влюблённой пары, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

2)Чтение наизусть и анализ стих-я «Старый конквистадор»(«Жемчуга»1910)Слайд7

-Учитель открывает на доске картинку канквистадора, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

«Капитаны»(Жемчуга»)»Слайд 8

- Учитель открывает на доске картинку капитана - путешественника, затем проверяем записи уч-ся в таблице к этому стих-ю.

7.Анализ стихотворения

А теперь я предлагаю вам самим поработать над анализом стихотворения (Стих-е даётся без названия)

1) Прочтите стихотворение

2) Как бы вы его озаглавили ?

3)Сколько главных образов можно выделить в стихотворении?

(Взрослый человек, юноша, скрипка)

4)Это монолог или диалог?

5) Кто произносит монолог ? Что можно о нем сказать?

(Человек, умудрённый жизнью, опытный наставник, старший друг, обращающийся к родственной душе)

6)А как ведёт себя мальчик?

( просит о счастье, смеётся)

7)Давайте обратим внимание на композиционные особенности стихотворения

(3 части:

2 строчки- просьба о счастье;

попытка отговорить, напугать ужасами , которые ожидают человека, взявшего

в руки скрипку

3 последние строчки- понимание бесполезности, тщетности этой попытки и благословление

-Что символизирует скрипка? (Поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием , и высшим блаженством)

8)Так как называется стихотворение?

8.Выполнение заданий ( из ЕГЭ по литературе; нумерация, как в КИМах) к стихотворению (работа в парах)15,16(устно)

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся Н.С.Гумилёв.

Ответ:____________________________

11 Укажите номер строфы (порядковое числительное в Им.п.), в которой поэт использует оксюморон.

Ответ: _______________________________.

12 Из шестой строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения Н.С.Гумилева

Ответ: _______________________________.

13 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

олицетворение

ирония

сравнение

повтор

инверсия

Ответ:

14 Укажите размер, которым написано стихотворение Н.С. Гумилева «Волшебная скрипка» (без указания количества стоп).

Ответ: ______________________________.

15 Каким чувством проникнуто стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка»?

16 В каких произведениях русских поэтов дано рассуждение о творчестве, и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении Н.С.Гумилева?

9. Проверяем задание

- Есть ли в стихотворении романтический герой?(юный скрипач ( поэт)

-Запишите в таблицу еще одного героя и его черты (Учитель открывает на доске 4-ю картинку)

- А теперь давайте послушаем исполнение этого стихотворения Камбуровой.

10. Слушание аудиозаписи

- Удалось ли исполнителю передать чувства лирического героя ?

- Согласны ли вы с таким исполнением?

11. Итоги урока

- Каким романтическим героям, на ваш взгляд, близок романтический герой стихотворений Н.Гумилёва, и в чём его отличие?

(Примерный ответ: смелый, отважный, как Челкаш, но возвышенный, наделён высокими моральными качествами)

Отметки за урок

 12. Д/З: задание 15 или 16 письменно( 5-10 предложений), стих. наизусть ( по выбору), с.141-143(прочитать)


Презентация к уроку 


 


 

Предварительный просмотр презентации

Закончите фразу - Н.С.Гумилёв родился… - Он учился… - Гумилёв стал организатором модернистского течения… - Адамизм – это… - Н.С.Гумилёв любил… - Этот случай из жизни поэта ярко характеризует его личность… - Жизнь Н.С.Гумилёва оборвалась…

Назовите героя, произведение и автора Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом…

Тема урока: «Романтический герой лирики Н.С.Гумилёва»

"Путь конквистадоров" (1905) "Романтические цветы" (1908) "Жемчуга" (1910) "Чужое небо" (1912) "Колчан" (1916) "Костер" (1918) "Фарфоровый павильон" (1918) "Шатер" (1921) "Огненный столп" (1921) "Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

Лирический герой Кто он? Какими качествами наделен? Окружающая обстановка      

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.