Проверочная работа по русскому языку за курс 10 класса (2 вариант)

3
0
Материал опубликован 25 February 2019

Проверочная работа по русскому языку 10 класс

Вариант 2

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

кормЯщий

кОрысть

крЕнится

местностЕй

А2. В каком предложении вместо слова ТЕХНИЧЕСКИЙ нужно упот­ребить ТЕХНИЧНЫЙ?

ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят пре­красных специалистов.

Прежде чем приступить к постройке судна, следует рассмотреть ТЕХНИЧЕСКУЮ документацию.

На ринг вышел один из самых ТЕХНИЧЕСКИХ боксеров мира.

Студент блестяще защитил ТЕХНИЧЕСКИЙ проект спортивно­го комплекса.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

самый сладчайший

сыплешь крупу

весёлых свадеб

несколько баклажанов

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обязав всех дворян служить,

различались три вида службы.

следовало указывать не только свою фамилию, но и чин.

чувство патриотизма и понятие чести заставляли поступать по совести.

Пётр I учредил в 1722 году «Табель о рангах».

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде в Канаде.

Спортсмены познакомились и подружились с жителями Ванку­вера.

Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно при­ветствовали олимпийских чемпионов.

Жажда славы — неплохой стимул в борьбе за олимпийские ме­дали.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)Прохождение грозы над местностью, как правило, сопро­вождается довольно значительными изменениями метеорологиче­ских параметров приземного слоя воздуха (падение температуры и повышение влажности воздуха, резкое изменение атмосферного
давления, силы и направления ветра). (3)На ранних этапах чело-
веческой истории такие явления, как гроза, приписывались дей-
ствию богов. (4)У восточных славян богом грома и молнии был
Перун. (5)По воззрениям древних славян, Перун приносил весной
тепло и дождь и был олицетворением оплодотворяющего и ка-
рающего божества. (б)После крещения Руси роль бога грома и
молнии перешла к пророку Илье. (7)Боги грома и молнии извест-
ны в религиозных представлениях и других народов. (8) у многих первобытных племён существовало представление о грозе как об огромной птице, создававшей гром хлопаньем крыльев и молнии сверканием глаз.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Аристотель считал, что молния и гром образуются благодаря воспламенению в облаках разнообразных горючих испарений и завихриванию их между облаками.

Ломоносов особо подчеркивал, что разделение электрических разрядов и образование сильного электрического поля происхо­дит только при интенсивных вертикальных восходящих и нис­ходящих течениях.

В настоящее время не решён окончательно вопрос, за счет чего получают заряд капельки воды и кристаллики льда в грозовых облаках.

Грозой называют процесс развития в атмосфере мощных элек­трических разрядов (молний), обычно сопровождаемых громом и связанных в большинстве случаев с укрупнением облаков и ливнеобразным выпадением осадков.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста?

Например,

Оттого что

Следовательно,

Именно

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предло­жения текста?

прохождение грозы (предложение 2)

богом грома и молнии был Перун (предложение 4)

Перун приносил (предложение 5)

Перун был олицетворением (предложение 5)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

бессоюзное

сложноподчиненное

простое осложненное

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСЛЕ в шестом предложении текста.

наречие

подчинительный союз

предлог

частица

А11. Укажите значение слова ГРОЗА во втором предложении.

разрушительная сила

бурное ненастье

существо или предмет, внушающее страх

суровое обращение

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

Дуэли проводились по строго установле( 1 )ым правилам, которые были зафиксирова(2)ы в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорбле(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесе(4)ого ему оскорбления и характер поединка.

1, 3, 4

1, 2, 3, 4

2, 3, 4

1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

перс.наж, оке...нолог, прот...рать

в...рона, тр...пинка, наслаждение

обр...мление, заск...чить, скл...нение

попл...вок, затр...щать, м..сной

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

....добрить, в...рыхлить, мировоззрение

з...рисовка, от...брать, не...тгаданное

по...екать, сверх...зящный, транс...орданский

пр...скорбный, пр...добрый, президиум

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

кол..шься, откручива„мый

выпуст..шь, выделя..мый

выдел о шь, знач..мый

выпроводошь, назнача..мый

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. гор...вать
Б. плесн...веть

B. никел...вый
Г. находч...вый

А, В, Г

А, Б, В

Б, В, Г

А, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Только совершенно (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.

Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.

Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.

(Не)добрый взгляд и усмешка собеседника неприятно поразили меня.

А18. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое.

(НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмо­вать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно.

19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсут­ствия в предложении:

Войдешь в дом ( ) и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отражая атаки шведов (1) и (2)отчаянно обороняясь (3) русские войска (4) медленно продвигались (5) по истоптанной врагами земле.

1, 2, 3

3

1, 3, 5

3, 4, 5

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык — это (1) несомненно(2) наиболее стабильный инстру­мент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остается (4)по-прежнему (5) «великим и могучим».

1, 2

1, 2, 3

3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

А22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

Забота Александра Константиновича о студентах и преподава­телях консерватории была огромна.

Глазунова обожали и боготворили студенты и ценители его му­зыки.

Композитор работал в консерватории не только днём но и ночью.

Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала зву­чать музыка.

А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Совершенствовать свой язык ( ) огромное удовольствие, не мень­шее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Отавится тире между подлежащим и сказуемым.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?

Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины уче-
никам, и преподавать в Академии художеств
(1) в пейзажном клас-
се
(2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.
1) 1, 2

2) 2

3) 2, 4

4) 1, 2, 3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания об­ширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пу ти лежал кто-то большого роста, в рыданиях.

1, 2, 3, 5

1, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

1, 5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выра­женным причастным оборотом?

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, которая достигает сорока метров.

По соседству с колокольней — Покровская церковь, которая опоясана резным деревянным кружевом.

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное про­шлое, которое живет в настоящем.

Монах Нестор, о котором до сих пор ходят легенды как о ред­ком мастере, строил Преображенскую церковь.

А27. Прочитайте текст.

Язык — это живая система, в которой постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребля­ются всё реже, иногда отмирают. Темп перемен в русской лекси­ке неравномерен: во время больших социальных изменений про­исходит активное обогащение словарного состава языка. Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

Изменения в составе языка происходят неравномерно.

Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

Большие социальные изменения приводят к активному обога­щению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8.

(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметь­ево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты за­писался добровольцем?» (2)Такое знакомое лицо, внезапно опроки­дывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблаз­няющая на красивую жизнь реклама. (З)Это и была реклама... до­ма отдыха! (4)Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну... (6)— Да это просто прикол такой, — не раз­делил моего недоумения молодой коллега. — Юмор. (7)Дохихикались... (8)Вы обратили внимание на это всемирное хи­хиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть собы­тия, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии! (10)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. (И)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» (12)Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. (13)Зов про­должен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». (14)Таков слоган дня, оказывается. (15)А вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (16)Самое время поерничать над военной присягой? (17)А Родине-матери звать в ночной клуб? (18)Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность со­противлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за стогами». (20)Но это не снижение, а при­ближение к нам дорогого понятия. (21)Военные плакаты, превра­щенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рас­считаны именно на снижение. (22)Но Родина — дом человека. (23)А не дом циника все же. (24)Как смотрит на эти плакаты­рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, изранен­ный, больной, дожил до сегодняшнего дня? (25)И, увы, не в хоро­мах? (26)Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэро­порт, ворота страны, которую они исходили своими ногами в войну. (27)И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. (28)Тогда зачем дорогие понятия — снова всуе? (29)Прямо напро­тив плакатов, через дорогу, — знаменитые «ежи». (ЗО)Последняя линия обороны. (31)3десь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (32)И погибли. (ЗЗ)Не хочется впа­дать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечествен­ная, в анекдот — как еще назвать, подскажите?

(По И. Руденко)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

Образы на плакатах, некогда вдохновлявших наш народ на за­щиту Отечества, коммерсанты превратили в рекламу, «при­кол», «юмор».

Глумливое «хихиканье» над историческим прошлым нашей страны для многих становится стилем жизни, удачным рек­ламным ходом.

Наши ветераны, защищавшие Родину в трудное для неё время, сейчас имеют достойную пенсию, позволяющую им лечиться в санаториях и ездить в дома отдыха.

Ветеранам довелось увидеть черную неблагодарность своих по­томков.

А29. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, ис­пользованные в предложениях 18-23.

описание

повествование и описание

рассуждение

рассуждение и повествование

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.