Проверочная работа по русскому языку «Средства выразительности» (10 класс)

11
1
Материал опубликован 19 April 2017 в группе

«Средства художественной выразительности» МБОУ «Средняя школа № 22» города Ульяновска, Кашина А.В.

1.Определи, в какой колонке изображены только тропы(написать номер колонки):  1.градация, метонимия, гипербола, эпифора, олицетворение, перифраз. 2. антитеза, метафора, сравнение, анафора, олицетворение.  3. эпитет, метафора, аллегория, гипербола, метонимия. 

2. Укажи, в каком из предложений содержится метафора: 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

3.Сопоставьте Ночное светило "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог! « «У наших ушки на макушке,  Чуть утро осветило пушки  И леса синие макушки –  Французы тут как тут. » Город грабил,  грёб,  грабастал.. . (Маяковский) Это был ее последний дебют. А. ассонанс Б. оксюморон В. Перифраз Г. Аллитерация Д. Антитеза

4. Найдите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления: 1. буря, ураган, тайфун, смерч. 2. приятель, «товарищ», «напарник» 3. снежок, метель, пурга, ураган 4.ударять, хлестать, стегать, бичевать, драться.

5.Сопоставьте (в правой колонке присутствуют лишние средства выразительности) Мы-туристы в родном городе. (Теффи) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С.А.) «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь); Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн. Он волновался, тревожился, сходил с ума. Москва готова снова голосовать за своего мэра; Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне. А. метафора Б. гипербола В. Эпитет Г. Олицетворение Д. Антитеза Е. Синекдоха Ж. Оксюморон З. метонимия И. Лексический повтор Й. Градация К. Аллитерация

6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. 

7.Сопоставьте: 1. Младший сын был ростом с пальчик – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова) 2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. (М.Цветаева) 3. В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез. (Басё) 4. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А.Блок) 5. Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам) а) Литота; б) метафора; в) градация; г) сравнение; д) метонимия.

8.Определите средство выразительности: 1).О Волга! Колыбель моя! (Н.Некрасов) 2) Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить. (Н.Некрасов) 3) Процесс пошёл. Вспять. 4) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка) 5) Ну разве не чудо?( И.Соколов- Микитов) 6) Какое лето! Что за лето! (Ф.Тютчев) 7) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

1. Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 3. Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). 4. Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. 5. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. 6. Выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. 7. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. 8. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

спасибо! Всегда нужен такой материал!

4 March 2022