12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Марина40
Материал размещён в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»

ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ ФОРМАТА ЕГЭ-2017 ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

ЧАСТЬ 1.

 

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Глобальные проблемы современности

Вид проблем

ПРОЯВЛЕНИЯ

А)

экологические

1)

хищническое истребление тропических лесов в Амазонии

Б)

__________________________

2)

снижение рождаемости и старение многих европейских наций

Ответ: ________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) нормы

права; 5) негативные санкции.

Ответ: ________________________ 

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный факт»:

1.Обводнение торфяников, 2.тушение лесных пожаров, 3.весенний паводок, 4.строительство ГЭС, 5.модернизация очистных сооружений, 6.ранние заморозки 7.парламентские выборы.

    Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда.

Ответ: ________________________

4. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие индустриальное общество.

1)

большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

2)

производство основано на широком применении машин

3)

активно идет формирование производственной инфраструктуры, в частности, железных дорог

4)

в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

5)

общество отличается низким уровнем социальной мобильности

6)

в качестве основных классов общества выступают предприниматели и наемные рабочие


Ответ:__________________________

5. Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


 

ПРИМЕРЫ


 

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания

1) гуманизация общественных отношений

Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными

2) совершенствование техники и технологии

В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти

 

Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов

 

Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы

 

Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций

 

Ответ: ________________________
 

6.Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


 

1.Экономическая                  А) организация референдума о новой власти

2.Политическая                    Б) организация социологического опроса

3.Духовная                          В) написание романа

4.Социальная                       Г) производство товаров народного потребления

                                                  Д) проведение научного исследования

                                                  Е) принятие закона об общественных организациях

7. Выберите позиции, характеризующие общество в узком смысле слова и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1).население крупнейшей страны мира

2).объединение любителей шахмат

3).форма совместной жизнедеятельности людей

4).обособившаяся от природы часть материального мира

5).определенная стадия в истории человечества

Ответ: ________________________

 

8.Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.                                                                                                  1.Традиционное                                А) переход от ручного к машинному производству  2. Индустриальное                                Б) переход к экономике услуг  

                                                          В) в основе ручное ремесло                                  3. Постиндустриальное

Ответ: ________________________

9. Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие демографические глобальные проблемы современного мира.

1)

«Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны»

2)

«Во многих европейских странах многие женщины долго не решаются заводить детей, занимаясь вопросами карьеры, участились случаи, когда женщины рожают впервые в возрасте не моложе 35 – 40 лет»

 

3)«Ряд африканских стран не могут справиться с неконтролируемы ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания»

4)

«Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим»

5)

«В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться, проблему не удастся разрешить даже путем активного привлечения мигрантов»

6)

«В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад»

Ответ:__________________________


10. На графике … вопрос по теме «Экономика»

11. Выберете из предложенного, то, что соответствует использованию термина «общество» в узком значении слова:

1). характеристика определенной исторической эпохи

2). характеристика определенного поведения в обществе

3). объединение людей по интересам и сфере деятельности

4).объединение людей по положению в обществе

5).жители планеты Земля

Ответ: ________________________
 

12. диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

 

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. те, которые отражают информацию, показанную в диаграмме.

1)

Самый большой слой населения страны составляет влиятельный средний класс

2)

Бедные и беднейшие слои населения составляют около половины населения страны

3)

Около четверти населения обладает высоким уровнем достатка и благосостояния

4)

Люди со сверхвысокими доходами составляют менее двадцатой части населения страны.

5)Бедные и беднейшие слои населения составляют около четверти населения страны

Ответ: ________________________

13.Выберете из предложенного то, что соответствует традиционному обществу:

1) доминируют понятия семьи и религии

2) велика роль обычаев

3) отсутствие социальной мобильности

4) высокий уровень образования

5) наличие прав и свобод личности

Ответ: ________________________

14.Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

 

А) Деятельность коммерческих банков 1. Экономическая сфера

Б) Деятельность театров и музеев 2.Духовная сфера

В) обороты денег и капиталов

Г) ВВП и ВНП

Д) НИИ и ВУЗы

Ответ:_________________

15. Выберите из предложенного списка неосновных институтов то, что соответствует основному социальному институту политики:

1) институт президентства

2) институт научно-исследовательский

3) Академия наук РФ

4) институт власти

5) парламентаризм

6) институт собственности

Ответ: ________________________

16. Выберите из предложенного списка то, что соответствует социальной сфере общества:

1) стадионы и другие спортивные сооружения

2) поликлиники и больницы

3) музеи и кинотеатры

4) автобусы и метро

5) магазины и сфера услуг

6) школы и ВУЗы

Ответ: ________________________

17.Установите соответствие общественных отношений, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) производственные 1) материальные отношения

Б) религиозные 2) духовные отношения

В) семейные, связанные с рождением детей

Г) политические

Д) культурные

Е) экологические

Ответ: ________________________

18. Выберите из предложенного списка то, что соответствует формам общественного развития:

1) прогресс

2) эволюция

3) реформирование

4) революция

5) модернизация

6) регресс

Ответ: ________________________
 

19. Отличительными признаками индустриального общества выступают:

1) наличие общественного разделения труда и специализации.

2) ценность индивидуалистических прав и свобод личности.

3) сращивание политической власти и собственности.

4) появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры.

5) господство сферы услуг

6) господство натурального хозяйства

Ответ: ________________________
 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.


Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с _______________(А). Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и __________(Б) являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную ___________(В) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних ____________(Г) провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а, в конечном счете, жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять ___________(Д) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим ____________(Е).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

социальный институт

2)

интернационализация

3)

потребности

4)

человеческие сообщества

5)

природа

6)

группы

7)

связь

8)

религиозные взгляды

9)

окружающий мир

 Ответ: ________________________

Часть2

Для записи ответов на задания этой части(21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21–24

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)


21.Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

Автор указал следующие черты традиционного общества: …

Дополнительно можно указать следующую(щие) черты: …

22.Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ

23.Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

24.В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите классификацию, а во втором, напишите информацию о деятельности одного из социальных институтов.

26.Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

27.Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется». Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.

28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы(затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы(обозначеннойтемы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двухпримеров из различных источников)

 

Философия

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

Философия

«Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». (Н.С. Лесков).

Философия

««Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое»» (Л.Толстой).

Философия

«Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации.» (Д.Писарев).

Философия

«Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать» (Ф. Энгельс).

Философия

 «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». Х.Эллис.

Философия

«Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы» (Л.Н. Толстой).

Философия

«Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

Философия

«Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации» (Ж. Ренан).

 

Опубликовано в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.