Аналитический отчет за межаттестационный период 2017-2019 г. г.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 комбинированного вида»
Аналитический отчет
за межаттестационный период
2017-2019 г. г.
Составил: учитель-дефектолог
Салахотдинова Розалия Нуримановна
Березовский городской округ- 2019
Содержание
Введение |
4 |
1.Аналитическая часть |
8 |
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период |
8 |
1.2 Анализ создания педагогических условий сопровождения детей с особыми образовательными потребностями |
12 |
2.Проектная часть. |
21 |
3.Заключение. |
22 |
4.Список литературы. |
27 |
Приложение. |
28 |
Ф. И. О. Салахотдинова Розалия Нуримановна
Должность: учитель-дефектолог
Образовательная организация: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида»
Педагогический стаж: 12 лет
Стаж работы по должности: 2 года
Стаж работы в данном учреждении: 6 лет
Образование: Высшее профессиональное, в 2010 году завершила обучение в ГОУВПО УрГУ им. А.М. Горького присвоена квалификация ФИЛОСОФ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Специализация «Социальное управление».
-Профессиональная переподготовка, в 2017 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО УрГПУ по дополнительной профессиональной программе «Олигофренопедагогика».
Квалификационная категория: в настоящее время квалификационной категории в должности учитель – дефектолог не имею.
Заявленная категория: первая.
Цель составления аналитического отчета: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности в межаттестационный период с 2017 по 2019 гг, определить эффективность созданных педагогических условий коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Вычленение ведущей проблемы, решаемой в межаттестационный период.
Анализ полученных результатов в межаттестационный период.
Самооценка эффективности собственной профессиональной деятельности.
Проектирование путей решения, возникших противоречий в следующий межаттестационный период.
Введение.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обусловливается многими факторами. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику
На сегодняшний день одним из основных целей федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Необходимо отметить, что у детей с особыми образовательными потребностями возникают трудности в усвоении всех направлений программы дошкольной образовательной организации, они малоактивны на занятиях, слабо запоминают материал, легко отвлекаются.
Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе.
Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число обучающихся, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. Наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями в развитии: увеличение количества детей с достаточно низким уровнем произвольности познавательных процессов; с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией средней степени тяжести в группах общеразвивающей направленности; с общим недоразвитием речи 2 и 1 уровня в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности; увеличение количества детей с низким уровнем развития мелкой и общей моторики; с низким темпам умственной деятельности и низкой учебной работоспособностью; с нарушениями контроля над своим поведением, эмоциональными реакциями и двигательной расторможенностью; с психосоматическими нарушениями и заболеваниями.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в нашей дошкольной образовательной организации (далее ДОО), показал, что количество детей, имеющие недостатки в физическом, психологическом и (или) в речевом развитии, неуклонно растет.
Можно выделить противоречие, существенно тормозящие развитие системы предшкольной подготовки детей с ОВЗ, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:
- между объективно обусловленным повышением требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и ростом числа детей, не готовых к школе, увеличение числа детей с речевой патологией и ухудшение фона психофизического здоровья детей.
В связи с этим обозначена проблема: поиск новых программно-методических, предметно-пространственных, педагогических условий, форм взаимодействия, современных технологий и средств, для повышения эффективности, и качества коррекционной работы с детьми с особыми образовательными возможностями.
Определён объект: процесс коррекции развития познавательной и речевой деятельности дошкольников с ОВЗ.
Предмет: педагогические условия, как средство коррекции, компенсации и предупреждения вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОВЗ и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В межаттестационный период была цель, которая заключается в создании педагогических условий, для организации максимальной коррекции недостатков в психофизическом развитии воспитанников с отклонениями развития, в соответствии ФГОС ДО, на основе комплексного подхода и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для получения качественного результата по сопровождению детей с ОВЗ были определены следующие задачи:
1. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создать необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;
2. Для квалифицированной коррекции нарушений развития создать специальные программно- методические условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов для проведения подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3. Использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.
4. Организовать работу по взаимодействию со специалистами детского сада и с родителями, по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
5. Создать условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития дошкольников с ОВЗ;
Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад № 17 » предполагает оценку индивидуального развития развития детей, его динамика, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с учителем - дефектологом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика понимается как динамика и оценка развития каждого ребенка дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы. Диагностика проводится в начале года (первичная) при поступлении ребенка в ДОО или по заявкам педагогов и родителей ДОО с целью определения уровня развития, и в конце года (итоговая).
Диагностический материал:
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»; под ред. Е.А. Стребелевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.+Прил. (268. С.ил.).
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 46 с.
Участие ребенка в дефектологическом обследовании допускается только с согласия его родителей (или законных представителей). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно построения индивидуального образовательного маршрута. Целью диагностической деятельности учителя – дефектолога ДОО является раннее получение информативных данных об индивидуальных особенностях ребенка с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; распределение воспитанников на подгруппы по ведущему дефекту и возрастным особенностям; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.
По результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей в БМАДОУ «Детский сад № 17» территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссией (ТОПМПК) были выявлены дети с тяжелыми нарушениями речи, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, которым рекомендовано в заключении сопровождение учителя - дефектолога. Все дети имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и обучаются по адаптированным образовательным программам.
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения: произвольности познавательных процессов, низкое речевое развитие, низкий уровень развития мелкой и общей моторики, нарушение умственной деятельности и низкий темп интеллектуальной работоспособности, дети с нарушениями контроля над своим поведением, эмоциональными реакциями и двигательной расторможенностью. А также выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственно – временных отношений, сформированности математических представлений.
По данным дефектологического обследования, в начале каждого учебного года составляется план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с обучающимися (2 человека), а также сформированы группы 3 подгруппы (по 3 дошкольника) коррекционно-развивающей направленности.
Планируемым результатом дефектологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями является всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями, максимальная адаптация к окружающей действительности и его дальнейшее успешное обучение в общеобразовательном учреждении.
По результатам обследования педагогами БМАДОУ «Детский сад № 17» проводятся беседы с родителями для совместного определения маршрута развития ребенка, выявления "резервных" возможностей ребенка, семьи и ДОО при выявлении трудностей в освоении Программы, коммуникативных навыков и социализации.
В 2017 – 2018 учебном году на основании заключений ТОПМПК на занятия с учителем – дефектологом были зачислены 11 детей четырех возрастных групп. Из них ОНР I уровня – 2 ребенка, ОНР II уровня – 4 ребенка, ОНР III уровня – 6 детей и один ребенок с РАС.
Два выпускника подготовительной группы поступили в общеобразовательную организацию города и успешно там обучаются. Один ребенок по решению ПМПк с высокими показателями динамики развития продолжает обучение в подготовительной группе по общеобразовательной программе дошкольного образования. Один ребенок по заключению ПМПК со значительными улучшениями переведен в логопедическую группу без сопровождения учителя – дефектолога.
В 2018-2019 учебном году на основании заключений ПМПК на занятия с учителем – дефектологом были зачислены 11 детей трех возрастных групп. Из них ОНР I уровня – 2 ребенка, ОНР II уровня – 5 детей дошкольного возраста, ОНР III уровня – 3 ребенка и один ребенок с РАС. Одному ребенку по заключению ПМПК в начале учебного года с ОНР II уровня поставили ОНР III уровня. В результате коррекционной работы у всех детей наблюдается позитивная динамика:
1. Сформированность речи: пользуются развернутой фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, с легкостью заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза.
55% (6 детей) воспитанников к концу 2019 года показатели соответствуют возрасту;
27% (3 ребенка) детей со средним уровнем;
18% (2 ребенка) с низким уровнем сформированности речи.
2. Развитие элементарных математических представлений. Математическое развитие является мощным инструментом: для сенсорного развития, для познавательного развития (умения анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и закономерности и др.), развития речи (формирования навыков построения развернутых высказываний, логико–грамматических конструкций), подготовки к школьному обучению.
36,5 % (4 ребенка) показатели приближены к возрастной норме;
36,5 % (4 ребенка) со средним уровнем развития;
27% (3 ребенка) с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений.
3. В результате коррекционной работы сформированность представлений об окружающей действительности у детей с ОВЗ свидетельствует о позитивных изменениях. Данная динамика является следствием системной педагогической работы педагогов и специалистов в ДОУ, а так же регулярного закрепления пройденного материала со стороны родителей по еженедельным рекомендациям учителя – дефектолога.
27 % (3 ребенка) показатели соответствуют возрасту;
46% (5 детей) со средним уровнем развития;
27% (3 ребенка) с низким уровнем сформированности представлений об окружающей действительности.
Тем не менее, на конец учебного года остаются дошкольники с низкими показателями развития, что обусловлено системными нарушениями познавательной сферы, системных психо – физических расстройств, частыми пропусками по причине простудных заболеваний что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Рассмотрим подробнее те условия, которые позволили получить такие результаты.
1.2 Анализ создания педагогических условий сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Для получения наиболее качественного результата коррекционно-воспитательной работы, и для решения поставленных задач в межаттестациооный период мной была проведена работа, благодаря которой были достигнуты следующие результаты.
Рассмотрим более подробно условия, которые позволили получить положительный результат моей работы.
Рабочие программы
Мной разработаны рабочие программы для детей с ЗПР и РАС, основанные на нормативных документах:
Закон РФ « Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13;
Основная образовательная программа дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 17».
В которых определены: цели и задачи в соответствии с образовательной программой БМАДОУ № 17 и индивидуальными особенностями детей; принципы и подходы; значимые для разработки и реализации АОП характеристики, клинико-психолого-педагогические характеристики и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ, особенности осуществления образовательного процесса.
Остановимся на особенностях осуществления образовательного процесса.
Первостепенной моей задачей, как учителя-дефектолога, является налаживание контакта с ребенком, чтобы он чувствовал себя на моих занятиях комфортно и мог максимально раскрыть свои возможности.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. На занятиях использую игры и упражнения, которые не воспринимаются детьми как настоящие задания, что способствует установлению дружеских отношений.
Основными задачами образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми являются: коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации; развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения); обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования; повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
Развитие познавательной деятельности я осуществляю в двух направлениях – это формирование элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром. Развитие речевой деятельности я осуществляю в индивидуальной форме и подгрупповой форме непрерывной образовательной деятельности. Работа ведется в следующих направлениях - развитие артикуляционного аппарата – гимнастика, автоматизация звукопроизношения – по рекомендации учителя-логопеда, развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обучению грамоте, а также развитие связной речи - составление описательных рассказов, рассказов по серии картин и сюжетным картинам.
Анализ используемых современных методов и технологий взаимодействия педагога с детьми
В своей практике использую современные педагогические технологии:
1. Игровые технологии – в своей практике использую большое колическтво развивающих, дидактических, обучающих игр (развивающие игры ВОСКОБОВИЧА, дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром и др.). Пальчиковые гимнастики, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Так же добавляю кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории.
2. Здоровьесберегающие технологии – технологии сохранения и стимулирования здоровья динамические паузы, физкультурные минутки, упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения, су-джок, активные двигательные речевые игры. Систематически применяю самомассаж, при массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
3. Технологии информационно-коммуникативные. На занятиях используются обучающие мультимедийные презентации они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, интерактивные онлайн игры
4. Технологии разноуровневого обучения. Индивидуализация образования обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями (задания разной сложности для детей с разным уровнем развития).
Успех коррекционно – развивающей работы достигается четко спланированной работе над лексическими темами. Так как образовательный процесс осуществляется по недельному тематическому планированию – я подобрала игры и упражнения по всем лексическим темам. В результате моей работы теперь есть готовая система игр и упражнений, направленных на развитие внимания и памяти, а также приложения, копилка сайтов к ним, которые я применяю в своей практике.
Применение традиционных и современных методов и технологий позволило мне не только эффективно корригировать речевые, психические и эмоционально-волевые нарушения, но и организовывать на занятии положительный настрой, эмоциональный комфорт, ситуацию успеха, что позволяет максимально выравнивать недостатки в развитии детей с ОВЗ. Все это способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС ДО.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление. Целью данного направления является оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс.
Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя – дефектолога: консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Моя работа по взаимодействию с родителями в основном заключается в консультировании и оказании практической помощи в развитии ребенка. В начале года я провожу анкетирование родителей и приглашаю их на консультацию, на которой знакомлю их с результатами начальной диагностики развития ребенка. На этой же консультации я разъясняю индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Такие консультации я провожу в три раза год – начальная диагностика, промежуточная и итоговая с рекомендациями на летний период. Кроме того, в течение года для родителей я готовлю консультации по различным темам, которые выдаются на группы в виде буклетов и памяток в родительские уголки («Современный развивающий предметный мир», «Что значит чтение для ребенка?», «Особенности формирование игровой деятельности в процессе развития детей с ограниченными возможностями здоровья», «Рекомендации родителям детей-первоклассников с ограниченными возможностями здоровья»). На сайте детского сада, на своей страничке я тоже размещаю консультации для родителей. Если у родителя возникают вопросы по развитию и обучению своего ребенка – они могут подойти ко мне на консультацию. В своей работе эффективной формой взаимодействия выделила индивидуальные практические занятия «Родитель + Ребенок», которые наиболее эффективно дают возможность увидеть родителям отклонения в развитии своего ребенка, задуматься над структурой дефекта и вовлечь их в орбиту педагогической деятельности не потому, что так хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Важная роль в сотрудничестве родителей с учителем-дефектологом отводиться выполнению домашних рекомендаций. В данной форме взаимодействия также большое значение отводиться педагогам которые разъясняют родителям о необходимости и важности выполнения работы со своим ребенком по заданиям дефектолога.
При работе с детьми с ОВЗ нельзя не учитывать мнение и рекомендации специалистов детского сада. Я работаю в тесном сотрудничестве с учителями – логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания и конечно же воспитателями групп. На заседании ПМПк мы обмениваемся информацией о воспитанниках, совместно составляем индивидуальные маршруты развития, консультируем друг друга и даем рекомендации для дальнейшего всестороннего развития ребенка.
С целью способствовать полноценному развитию ребёнка дошкольного возраста через взаимодействие родителей и педагогов дошкольной образовательной организации я разрабатываю и провожу для педагогов:
Круглый стол для педагогов «Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста»;
Консультация для педагогов «Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Выступление с докладом на педагогическом совете «Педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности».
Эти мероприятия позволили сформировать правильную мотивацию взрослых на стимулирование развития детской речи, вооружить родителей и педагогов практическими методами и приемами, способствующими развитию познавательной деятельности детей, научить их использовать инновационные технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Но в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Таким образом, необходимо продолжить организацию взаимодействия дефектолога, родителей и педагогов дошкольной образовательной организации для поиска новых путей, форм и способов эффективного партнерства всех участников педагогического процесса, направленных на обеспечение полноценного развития ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста.
Анализ модернизации, развивающей предметно – пространственной среды кабинета учителя – дефектолога в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из важных условий полноценного развития дошкольника является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете дефектолога которая способствует:
поддержанию игровой, познавательной, творчекой деятельности и обеспечению ее дальнейшего роста;
развитию инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
развитию речевой деятельности;
развитию крупной, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
развитию высших психических функций;
возможности самовыражения детей.
Основной задачей кабинета дефектолога является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая документация, в коредоре функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства.
Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены на нижних полках и тумбах, материал и документация дефектолога – на верхних закрытых полках, в ящиках письменного стола.
Здоровьесберегающие: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов.
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, пространство кабинета динамично.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения.
Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены.
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности учителя – дефектолога. Исходя из этого, кабинет разделен на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
Рабочее место учителя – дефектолога оборудовано ПК, с помощью которого на занятиях по ознакомлению с окружающим миром демонстрируются различные презентации, а также компьютер используется для развития памяти, внимания и мышления.
1.Учебная зона:
а) оформлена тремя детскими столами, стульями, соответствующими росту детей.
б) демонстрационная зона представлена в виде магнитной доски; демонстрационного столика; мольберта.
в) зона дидактического сопровождения представлена полками, в которых размещено занимательное игровое обеспечение для занятий (дидактические игры, лото, кубики, игрушки); оборудование, способствующее развитию мелкой моторики (обводки, шнуровки, мозаики, массажные мячики и т.п.).
2. Зона методических материалов и пособий.
Она представлена письменным столом и книжным шкафом и содержит следующие разделы:
- диагностическая зона (специализированный инструментарий в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей);
- коррекционно-развивающая зона (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал);
- консультативная зона (информационный блок и рабочее место для проведения консультаций);
- методическая зона (пособия, программы, документация специалиста).
Весь материл систематизирован, размещен в папках согласно лексическим темам с учетом диагноза для развития и коррекции детей с ОВЗ.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога имеет важное значение при формировании личности ребенка. Эта среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Но поиск инновационных подходов к организации коррекционно - развивающей среды продолжается.
2. Проектная часть.
Проблема развития познавательной и речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальней день ото дня, но введение ФГОС ДО дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство учреждения, дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в педагогическом сопровождении, одной из задач которой является создание адекватных условий воспитания и обучения. В следующий межаттестационный период планирую работать в тех же направлениях. Первостепенными задачами моей работы станут:
расширить использование современных образовательных технологий в соответствии с задачами своей коррекционной деятельности;
продолжить работу по внедрению в педагогическую практику разнообразных форм, методов и приемов проведения коррекционно-образовательной деятельности;
поиск инновационных подходов к организации и насыщению развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога, как условия повышения качества образования (развития) детей с ОВЗ;
разработать комплекс методических рекомендаций для педагогов и родителей ДОО по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённой работы отмечается качественное изменения на различных уровнях:
На уровне условий:
разработана рабочая программа педагога, как механизм по освоению воспитанниками Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС и ЗПР,
использование таких современных методов и технологий взаимодействия педагога с детьми, направленных на формирование познавательного, речевого развития и раскрытие потенциала каждого ребёнка обеспечили эффективную коррекцию речевых, психических и эмоционально-волевых нарушений.
модернизированна предметно-пространственная развивающая среда кабинета учителя - дефектолога с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов с целью максимальной коррекции развития.
На уровне детей:
дети проявляют любознательность и интерес к окружающему миру;
способны рассуждать и давать адекватные ответы;
дети стали внимательными, наблюдательными, объем их памяти и внимания улучшился;
дети стали более коммуникабельными, могут последовательно и логично излагать свои мысли.
Одним из показателей успешности моих воспитанников является активное участие их в различных конкурсах, они занимают призовые места наравне с нормально развивающимися сверстниками: выставки поделок и рисунков; ежегодное участие детей в конкурсе чтецов, посвященные дню Матери; участие в сценках на утренниках; участие детей в спортивных соревнованиях.
На уровне родителей:
осуществление консультативной поддержки, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение педагогической грамотности родителей, обучение их практическим приемам по организации детской деятельности дома, позволили родителям стать активными участниками образовательных отношений. Тем самым увеличился процент родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг в ДОО - по результатам опросов 91 % родителей воспитанников удовлетворены результатами моей коррекционной работы.
На уровне собственных профессиональных компетенций
Большое внимание уделяла повышению собственного профессионализма, так как от профессионализма педагога зависит грамотность планирования и реализации задач сопровождения и коррекционно-развивающей работы.
В результате посещения курсов:
- значительно возросли аналитико-проектировочные умения, повысился уровень ориентированности в целевых ориентирах современного образования, возрос профессионализм в овладении современными педагогическими технологиями.
Свидетельством моего уровня профессионализма является востребованность моего педагогического опыта в образовательном учреждении, на городском и областном уровне:
- постоянно оказываю помощь в организации методической работы БМАДОУ «Детский сад №17»
- в 2017 году Сертификат участнику Областной научно – практической конференции «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»;
- в 2018 году представила свой профессиональный опыт на городских педагогических чтениях работников ДОО «Модель профессионального взаимодействия педагогов ДОО в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка»;
- в 2018 году Сертификат участника вебинара «Особенности применения интерактивных игр в комплексных занятиях логопеда и психолога»;
- в 2018 году Сертификат участника Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные вопросы организации помощи лицам с РАС: теория и практика»;
- в 2018 году Сертификат участника Всероссийской научно – практического семинара «Межведомственное и сетевое взаимодействие при организации комплексной помощи лицам с Расстройствами аутистического спектра»;
- в 2018 году участник Областного родительского форума «Дети с инвалидностью в образовательной среде реализация возможностей»;
- в 2018 году Свидетельство за участие в международной просветительской акции «Географический диктант»;
- в 2018 году активно участвовала в работе Окружной педагогической ассоциации педагогов коррекционно-развивающего направления Березовского ГО;
- в 2018 году Свидетельство участника сетевого инновационного образовательного проекта «Разработка медиадидактических (цифровых) материалов для урочной и внеурочной образовательной деятельности на основе проектных технологий».
Имею следующие награды:
- в 2017г. Грамота Администрации БМАДОУ «Детский сад №17» за 2 место в конкурсе «Лучший педагогический проект по социально – коммуникативному развитию дошкольника»;
- в 2018г. Благодарственное письмо Управления образования БГО за предоставление профессионального опыта на городских педагогических чтениях работников ДОО «Система профессионального взаимодействия педагогов ДОО – основа достижения качества дошкольного образования»;
- в 2018г. Благодарность Оргкомитета Четвертых Муниципальных Рождественских Образовательных Чтениях за активное участие;
- в 2018г. Благодарность Управления образования БГО за качественную подготовку и проведение городского музыкального фестиваля «Веселый калейдоскоп».
Сведения о повышении квалификации:
- 2016г. ООО «Издательство «Учитель» по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ (группы комбинированной и компенсирующей направленности)», рег. № ПК-00060-31Ф816, 36 часов;
- 2017г. ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» по дополнительной профессиональной программе «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации», рег. № ГК1489, 72 часа;
- 2017г. УЦ «Академия Сова» по программе «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе», 16 часов;
- 2018г. ГАОУДПОСО «Институт развития образования» по программе повышения квалификации «Речевая деятельность детей раннего и дошкольного возраста: инновационные практики», рег. № 6028, 24 часа;
- 2018 г. ООО «Межрегиональный институт дополнительного образования» по дополнительной профессиональной программе «Технологии работы с детьми раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции при оказании услуг ранней помощи», рег. № 18453/48-у, 72 часа.
Таким образом, полученные образовательные достижения позволяют сделать вывод о качестве созданных психолого-педагогических условий, обеспечивающих результат педагогической деятельности. Все это дает повод считать, что цель достигнута, задачи выполнены, все методы и технологии считаю педагогически оправданными, целесообразными, результативными.
4. Список литературы
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
Закон РФ « Об образования».
Закревская, О.В. Психолого – педагогическое сопровождение семей групп риска в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / О.В. Закревская; Мин.общ. и проф.обр. Свердл.обл.; ГАОУДПО Свердл.обл. «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 37с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения – Гном, 2016
Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Науч.метод. пособие/Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелова. Санкт-Петербург: КОРА, 2016.-336.
Маркова Л.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 187 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 368 с.
Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. – 256 с.: ил.
Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивид. раб. с детьми / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. – 176 с.: ил.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для род. и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1996. – 192 с., ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631-634.