Урок технологии «Пряники русские, сладкие, вкусные…» (4 класс)
Интегрированный урок. Предметы: музыка и технология.
Тема: «Пряники русские, сладкие, вкусные…»
4 класс
Цели:
- формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области народного творчества и православных традиций; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных обрядов и православных традиций; воспитание положительных качеств русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма;
- продолжение знакомства обучающихся с традиционным укладом жизни русского народа через национальную кухню – медовым пряником, с историей его появления в русской кухне;
- создание условий для развития интереса к народному творчеству, православной культуре и традициям;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей;
- развитие способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя согласия.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к народному искусству;
- воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды;
- раскрыть обучающимся красоту, художественную ценность пряника, одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества;
- выявить особенности разных видов пряников;
- развивать творческие способности через практическую работу.
В процессе интегрированного урока формируются УУД :
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные: учитывать настроения одноклассников, умение работать в паре.
Личностные: мотивация к учебной деятельности; уважительно относиться к православным традициям.
Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические творческие задания.
Для формирования универсальных учебных действий помогает «Внешний вид» урока: наглядность, своевременность и органичность смены видов деятельности; умение сочетать фронтальные, групповые, индивидуальные виды работ.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (презентация), эвристический полилог, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность); рассказ учителя о личной истории, связанной с пряником.
Принципы работы по духовно-нравственному воспитанию на интегрированном уроке
Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, православная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы уроков музыки и технологии.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение обучающихся и учителей, как равноправных партнеров, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях во имя согласия.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к народному творчеству и православной культуре.
Знакомясь с народным творчеством, учащиеся сами становятся носителями народной культуры и православных традиций.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Рефлексивно оценочный блок проводится на уровне информации, на уровне самооценки, на уровне эмоций.
Оборудование урока:
- презентация, оформление кабинета в народном стиле, русские национальные костюмы, пряничные изделия;
- музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольники;
- для учащихся: конверты с алгоритмом работы, конверты с шаблонами, пластилин, стеки, клеёнки, влажные салфетки.
Предварительная подготовка учащихся к уроку включает в себя: сбор информации, создание презентации группой учащихся, разучивание стихотворений, сочинение хореографии танца «Кадриль».
Ход урока
(ОА-Ольга Александровна, учитель начальных классов, ГМ-учитель музыки)
I. Организационный момент, вокальный.
1. Обучающиеся входят в класс под звучащий инструментальный фрагмент песни «Пряники русские, сладкие, мятные» (В. Купревич, М. Хотимский).
2. Приветствие гостей.
Исполнение песни уральского композитора Е. Попляновой «Здравствуйте!».
СЛАЙД 1
3. 1 паренёк:
На завалинке, в светёлке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.
2 паренёк:
Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души.
3 паренёк:
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, или квартир.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок! Их бы надо возродить!
4 паренёк:
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг!
Учитель:
Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки.
Вместе: для друзей и для гостей!
II. Постановка целей и задач
ОА Здравствуйте, ребята, да нарядные какие!
ГМ Доброго дня всем! Вам, ребята, и гостям уважаемым!
ОА ГМ, мне кажется, что сладким чем-то пахнет… Но ведь этого не может быть, кабинет-то музыкальный….
ГМ По дороге я пряники купила.
ОА На урок музыки? Пряники?!
ГМ Верно. Урок музыки с уроком технологии соединился!
ОА Ребята, а вы догадались какая тема нашего урока?
(Ответы детей ………)
ГМ Тема: «Пряники русские, сладкие, вкусные…» СЛАЙД 2
ОА Интересно!
- А какая цель нашего урока? Ну-ка, дети, помогите!
III Основная часть урока
Фронтальный опрос / Проверка домашнего задания
- А что же такое пряник? Давайте заглянем в словарь! СЛАЙД 3
Пря́ник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста. На вид пряник чаще всего — слегка выпуклая в середине пластина прямоугольной, круглой или овальной формы, на верхней части обычно выполнены надпись или несложный рисунок, часто сверху нанесён слой кондитерской сахарной глазури.
Пряник — символ праздника, поскольку его ингредиенты не относились к дешёвым и повседневным.
ОА Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках появились около 350 г. до н. э. Уже древние египтяне знали о них.
ГМ А давайте спросим современных детей, что они о пряниках знают? Тем более что им было дано задание поискать информацию в разных источниках.
ОА
А когда пряники впервые появились на Руси?
(предполагаемые ответы учащихся): Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, Слово пряник происходит от слова пряности, т.е. «сухие духи» - семена душистых трав: имбиря, корицы, гвоздики, душистого перца, кардамона, которые непременно добавляют в тесто).
ГМ В православные праздники Рождества Христова, в Прощёное воскресенье, на Пасху, в Егорьев день обязательно на праздничном столе должны были быть пряники. На ярмарках продавали пряники с различными начинками. А то и с буквами, учили потом родители своих детушек азбуке по ним. По особо торжественным событиям пряники делали большого размера и заливали их сусальным золотом, эти пряники подавали к царскому столу.
А что входило в состав русского пряника? СЛАЙД 4
(ржаная мука, ягодный сок, мёд)
ГМ В старину эта сладость была трех видов: СЛАЙД 5 (3 информации)
- "козули", "тетёрки";
Самыми древними считаются лепные пряники – "козули", "тетёрки". Они появились еще во времена языческой Руси и дошли до наших дней. Традиционно фигурки козуль представляли собой коня, козу, утицу, оленя, корову, тетерку с птенцами – образы языческой мифологии Древней Руси. В состав теста помимо грубой ржаной муки входила вода и соль. Лепили пряники руками наподобие глиняных игрушек.
ОА
Почему пряник называли печатным? СЛАЙД 6
(предполагаемый ответ): эти пряники отпечатывают из теста в специальные деревянные формы-изложницы. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф. Красота и качество пряника зависели от мастера, изготовившего пряничную доску).
ГМ С XVII – XIX веках пряничное дело стало распространенным народным промыслом, каждая область славилась своими изделиями и рецептами теста, секрет приготовления которого тщательно хранился и передавался от отца к сыну. Мастеров, которые были заняты пряничным делом, называли прянишниками. Особенно прославленным в это время стало пряничное производство в таких городах, как Тула, Вологда, Архангельск, Тверь и, конечно же, Москва.
ОА
Чем Тульский пряник отличался от остальных? СЛАЙД 7
(предполагаемые ответы:
Тульский пряник обязательно содержит начинку. Она может быть яблочного, черничного, смородинового повидла.
В состав пряничного теста обязательно входил мёд.
Эти пряники обязательно были печатными, то есть, имеют на лицевой стороне какой-то рисунок или надпись.
Настоящий тульский пряник обязательно покрывается глазурью. А выпекают это лакомство при температуре 400 градусов!)
ОА
А чем славились Сибирские пряники?
(предполагаемые ответы: В Сибири при приготовлении пряников в тесто обычно добавлялись молотые сушёные ягоды черёмухи, которые придавали пряникам тонкий миндальный аромат. Ещё в Сибири выпекались мелкие пряники из теста розового цвета, с добавлением молотых сушёных ягод малины или клюквы).
ОА
Где появились первые русские «весёлые» пряники?
Идея делать пряники в форме человечков появилась при дворе английской королевы Елизаветы I. Пряничный домик появился в Германии в начале 19 века благодаря сказке Братьев Гримм. СЛАЙД 8
А вы знаете, что на Руси был свой аналог имбирных пряников?
(предполагаемый ответ: Архангельские козули. Родиной козуль является Архангельск. Это свой особый старинный рецепт приготовления. У древних поморов эти прянички считались обрядовыми. Пекли их всего лишь один раз в году – во время святок. Для этого события собирались все члены семьи, а тесто месить помогали мужчины. Женщины же вырезали пряники, пекли их, лепили, а детвора помогала украшать. Козули архангельские выпекали чаще всего в виде фигур животных, ведь жили северные народы только за счет скотоводства и промыслов. Приготовление таких пряничков сулило удачную охоту и приплод в новом году. Вообще считалось, что такая фигурка защищает дом от всех злых духов. Потому их не кушали сразу и не выкидывали, а хранили долгое время. В разных районах были свои традиционные рецепты. Их хранили с особым трепетом и никого в них не посвящали. И назывались они – козули – от «козюля» - «змейка, завиток»). СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Сообщения от учащихся. Много народных обычаев и православных традиций было связано с пряниками. Пряники были: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые… Например: на свадьбе пряник дарили невесте, а заканчивалось свадебное торжество тем, что всем гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости уже понимали, что пора расходиться по домам, поэтому этот пряник назывался «разгонный». Сам пряник делали большим, красиво украшенным. На другой день молодые шли в дом к родителям с пряником, и на него все клали подарки и деньги.
Сообщения от учащихся. Был и еще православный обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.
Сообщения от учащихся: В Прощёное воскресенье принято было дарить пряники близким и родным и просить прощение.
ГМ В моей жизни пряник тоже сыграл очень важную роль. Пришёл однажды к нам гости молодой человек. Мы поговорили, и он ушел. Смотрю, а на столе лежит под платочком Тульский пряник. Я вспомнила пословицу: «Без пряников не заигрываю!» Так и вышло, подружились мы с молодым пареньком, да и поженились. Вот уже 38 лет живём в мире и согласии.
Про пряники было сложено немало песен и частушек.
- Мы сами сочинили частушки и просим вас их исполнить для наших гостей. СЛАЙД 11 - 14
Частушки:
Ох, как дружно мы живём,
Песни добрые поём.
Про пряники печатные,
Такие ароматные!
1. Берегла фигуру я-
Пряников не ела.
Но увидев прянички
Всё ж не утерпела.
3. Кулинар Никитушка
Ох как постарался!
Песни пел и пряник ел.
Наде улыбался!
4.Пряник Паша мне купил,
Очень рада я была,
С этим пряником гулять
Я на улицу пошла.
IV Практическая часть
ОА Пора и ручки размять! Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые покажут нам своё творчество и умение.
ГМ А для настроения предлагаю исполнить куплет и припев песни «Пряники русские»
ОА Прекрасно. Давайте вспомним, какой пряник на вид?
(Предполагаемые ответы:
Форма: круглая, прямоугольная, овальная слегка выпуклая в центре.
Украшение: надписи с пожеланиями, памятные даты или несложный рисунок).
- Наши пряники, в отличие от настоящих, будут из пластилина, а работать вы будете в парах. Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение! Настроимся на работу. На счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” посмотри на соседа и улыбнись. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!
1. Самоопределение к деятельности:
В каждой мастерской на столе лежат конверты. В конверте под № 1 эскиз пряника, разрезанный на части. Сложив его, вы узнаете, какую форму будет иметь ваш пряник.
- Форму пряников вы узнали.
В конвертах под № 2 находятся этапы работы по изготовлению пряника.
Ваша задача: расположить по порядку этапы работы.
2. Инструктаж деятельности.
- Вы составили инструкцию по изготовлению пряника. Проверим. СЛАЙД 15
- На экране будут появляться этапы работы в правильной последовательности.
Если вы в таком же порядке расположили этапы, хлопните 1 раз в ладоши.
- Мы будем изготавливать праздничный пряник, тогда какого этапа нет? (Украсить пряник)
Разомнём пластилин.
Раскатаем пластилин.
Приложим трафарет.
Вырежем пряник.
Украсим пряник.
- Ещё раз прочтите внимательно инструкцию.
- При помощи какого инструмента раскатывают пластилин? (Скалки). Что делать? Как раскатать пластилин в лепёшку без скалки? (Слегка придавить ладошкой) Для этого положите кусочек пластилина на доску и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.
- Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (Вырезной)
- Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (Стек)
- Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.
3. Инструктаж по ТБ
- Назовите правила безопасной работы со стеком.
(Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их.)
- Самостоятельная работа учащихся.
V Выставка работ
- Какие красивые пряники у вас получились!
VI Итог урока
- Обратимся ещё раз к целям урока. Всё ли у нас получилось?
- Какие существуют виды пряников?
- Какой вид пряника вы изготавливали, при помощи чего вырезали?
- В каких православных обычаях и традициях участвовал пряник?
Рефлексия урока
Прилепите, пожалуйста, полоски определенного цвета на прянишный домик.
- красный цвет- урок понравился;
- зелёный цвет - урок был интересным;
- синий - было скучно.
ГМ Вот говорят: «Сделал дело - гуляй смело»!
КАДРИЛЬ! Приглашаем на кадриль!
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785;
-Проектирование современного урока в начальной школе : Материалы участника личностно- ориентированного модуля.- М.: Академкнига/Учебник,2013.-56с.-(Серия .»Переподготовка и повышение квалификации работников образования»);
-Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина ].- М. : Просвещение, 2013.-64с.
- Уроки музыки.1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина.-4-е изд. – М.: Просвещение,2009.-207с.;
- Музыка. 4класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина.-3-е изд.-М.: Просвещение,2013.-127 с. : ил.;
- Технология. 4 кл.: учебник /Т. М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Б.Мылова.-2-е изд. стереотип. – М.: Академкнига/ Учебник,2016.-96с. : ил.;
- Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5кл.).Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко.- 2-е изд., стереотип.- М. : Дрофа,2013.-187,{5}c/
- Поплянова Е.М. День ромашки [Ноты] : песни для детей : для голоса и фп./ [муз. ] Елена Поплянова ; [сл. ] Николай Шилов.- Челябинск :MPI, 2009.-56с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2 (фотоотчёт)
Ирина Анатольевна
Кривова Галина Михайловна