Конспект урока технологии «Блюда из картофеля: драники» (7 класс)
Цель:
научить готовить картофельные драники.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с историей появления картофеля, технологией приготовления драников в соответствии с требованиями к качеству и оформлению блюда.
Способствовать совершенствованию навыков нарезки продуктов при помощи ножа, тёрки.
Коррекционно-развивающие:
коррекция зрительно-слухового восприятия на основе упражнений на сравнение и воспроизведения; коррекция внимания на основе работы с инструкционной картой; коррекция мышления на основе упражнений на классификацию.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к выполнению практической работы;
способствовать совершенствованию навыков самостоятельности, аккуратности, бережливости при выполнении практической работы;
способствовать формированию эстетического вкуса при оформлении блюда.
Оборудование:
Ход урока:
Орг.момент. Слайд 1.
Повторение.
- Какой раздел уроков мы с вами изучаем?
- Какую пищу мы едим? (Растительного и животного происхождения) Слайд 2.
- Что отнесём к пище, растительного происхождения? Слайд 3.
- Скажите, чем полезна растительная пища? (Белками, жирами, витаминами и др.)
Вывод: Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки.
Овощи широко используются в кулинарии.
Новая тема.
- Как вы думаете, какой овощ называли “чёртовым яблоком?” Слайд 4.
Это – картофель. В переводе с немецкого языка “картофель”– “Kraft” и “Teufel” означает “чёртова сила”. Дурной славе картофеля способствовала и встречавшаяся иногда причудливая форма его клубней. Малограмотное население считало, что дело не обошлось без вмешательства дьявола.
- Сегодня урок посвящается этому удивительному овощу.
- Чтобы вы хотели узнать на этом уроке?
Мы познакомимся с историей этого овоща, узнаем, где можно его использовать, и приготовим белорусское национальное блюдо.
Итак,
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Слайд 5. Знаешь ли ты, откуда пришел картофель?
(по ходу работа по карте)
Это было очень давно, более пятисот лет назад. Два испанских пирата: Гонсало де Кесада и Педро Сиеса де Леон отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу.
Слайд 6.
Испанцы мечтали овладеть ее богатствами.
Слайд 7. Много нового и необычного увидели испанцы в этой стране. Особенно поразило их то, что все население питалось какими-то странными подземными плодами – «земляными орехами». Это были плоды невзрачного на вид растения, ныне хорошо знакомого нам картофеля. История сохранила интересную деталь: испанцы остались недовольны – они пытались есть сырые клубни…
Слайд 8.
В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Далее начинаются странствия картофеля по всей Европе. Из Испании картофель путешествовал в Италию, Бельгию, Австрию, Швейцарию, Францию, Польшу, Германию. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы и долгое время выращивали его ради цветов.
Слайд 9.
Садовники выращивали его в оранжереях. Цветы картофеля украшали костюм Людовика XVI, прическу Марии Антуанетты и платья придворных дам.
Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. Жестоким способом распространял картофель король Пруссии Фридрих II. Он пригрозил отрезать носы и уши тем, кто не хотел сажать картофель.
Слайд 10.
А в Россию в 1700 году завёз картофель Петр первый. Он прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось его разведением.
- Итак, кто запомнил, откуда пришёл к нам картофель?
Вывод: Постепенно в России стали разводить картофель. Он перестал быть чем-то незнакомым и получил постоянную прописку. Его клубни богаты крахмалом, содержат белки, минеральные вещества, витамины С и группы В. Из картофеля можно приготовить более 100 разнообразных блюд. Его варят, жарят, тушат, запекают, из картофеля можно печь хлеб, варить каши, готовить пирожки и клецки.
После, картофель использовали только в пищу, но и в других сферах нашей жизни. Где же ещё мы можем использовать этот удивительный овощ?
Сообщение: «Использование картофеля»
В старину говорили: «Без картошки и ни туда, и ни сюда». «Картошка – это второй хлеб» Так почему так говорят?
Вывод: Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и другое.
Слайд 11. Более того, в Минске открыт памятник картошке. Скульптурная композиция представляет из себя бронзовый клубень, очищенный от кожуры по спирали. Памятник символизирует спираль времени, в течение которого Беларусь и картофель прочно связаны между собой. А это ни много ни мало — более 150 лет.
Сегодня мы с вами будем готовить блюдо из картофеля – драники. Слайд 12.
Кто из вас знает, что это такое? Картофельные драники считаются одним из самых популярных и любимых блюд белорусской кухни. Если вы поедете в Беларусь, то обязательно найдете «дранікі» и в дорогом ресторане, и в столовых, и в современном модном кафе. Статистика подтверждает, что Беларусь занимает первое место в мире по производству и потреблению картофеля на душу населения.
Как же их приготовить? Будьте внимательными и постарайтесь запомнить, что для этого необходимо?
(Видео)
- Какие продукты необходимы для приготовления драников?
Слайд 13.
4-5 картфелина
1 луковица
1 яйцо
1 ст.ложка муки
Соль, перец по вкусу
Растительное масло для жарки.
- Как их приготовить?
Слайд 14
- Сегодня мы работаем по бригадам, у каждого из вас карточка: в какой бригаде вы работаете. На карточке фронт работы для каждого, чтобы удобнее вас оценить. И каждая бригада имеет свою технологическую карту приготовления драников. А в конце урока мы посмотрим, чьи драники получились вкуснее.
Слайд 15
ТБ
Работаем ножом, теркой, электроприбором. Продолжите предложение: запрещается………
Слайд 16
Требования к готовому блюду…
(карточка)
Практическая работа.
(одели фартуки, помыли руки).
Работа по бригадам:
Чем больше в блюдо вкладывается личной энергии, тем оно получается душевней, искренней. Процесс приготовления драников подобен чародейству, здесь важна каждая деталь.
Анализ практической работы.
Закрепление.
Слайд 17
Тест.
1.Родина картофеля:
а) Россия, б) Белоруссия, в) Перу.
2.Картофель называют:
а) первым хлебом, б) вторым хлебом, в) третьим.
3.Назовите блюда из картофеля:
а) зразы, б) тефтели, в) драники.
Слайд 18 Проверка.
Доп. Материал:
Летом 2009 года гигантский драник испекли в Минске. На приготовление такого чуда кулинарии понадобилось тридцать килограммов картофеля, шестьдесят яиц, десять килограммов муки, килограмм соли.
Готовили этот гигант двенадцать часов десять поваров. Размер его составил один метр шестьдесят два сантиметра, и занесен в книгу рекордов страны.
Самая большая картофельная оладья в кулинарной истории жарилась на гигантской сковороде в испанском городе Карбалло. Потребовалось несколько часов, чтобы почистить и натереть 3000 кг картофеля. Последующие добавки в виде 25000 яиц, 350 литров оливкового масла и 30 кг соли превратили картофельную гору в рекордную оладью диаметром 5,2 м. Чтобы ее перевернуть, понадобилось бы два крана. Поскольку на этом сэкономили, то оладья была поджарена только с одной стороны и разделена нескольким тысячам зрителей, которые наблюдали за этим рекордным спектаклем.
Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 19
Д/З
Слайд 20
Приготовить «швындрики». Все делаем как для драников. В сковородку выкладывается оладышек толщиной 2-3 мм, сверху пластик колбаски тоже 2-3 мм, сверху опять картофельная масса. Поджарили с одной стороны, перевернули, поджарили с другой стороны. Колбаса идет как вареная, так и копченая.
Приложение
Картофель – это не только вкусная пища, но и овощ, используемый в различных сферах нашей жизни.
Свежий сок клубней и картофельный крахмал применяют как противовоспалительное средства при язве желудка.
При изжоге полезно съесть мелко нарезанную сырую картофелину.
Полученный из картофеля крахмал является основой для изготовления присыпок, а также используется в качестве наполнителя для порошков и таблеток.
Соком свежего картофеля лечат экземы, ожоги, язвы, мозоли и угри.
Картофель широко используется в домашней косметике.
Кашицу из варёного картофеля можно применять вместо крема. Маски из картофеля применяют для сухой кожи.
Свежий картофельный сок с молоком или сметаной используется для избавления от веснушек и трещин с открытых частей кожи.
Большую роль в домашнем хозяйстве играет картофельный крахмал, с помощью которого можно крахмалить белье и одежду, чистить пуховые и меховые изделия, делать клейстеры.
Ножи, вилки, ложки станут чистыми и блестящими, если их протереть разрезанным сырым клубнем картофеля.
Если подложить под передвигаемую мебель половинки сырого картофеля, мебель легко передвинется.
Отваром картофельной кожуры придают блеск хрустальным изделиям.
Ржавчину с противня можно быстро очистить сырой картофелиной.
Известковый налет на стенках чайника исчезнет, если засыпать в прибор горсть картофельных очисток, налить воды и кипятить, пока накипь не отстанет.
Картофель используется в производстве макаронов, мороженного, искусственного мёда, пирожных, конфет и варенья. Он необходим как сырьё для горючего, взрывчатых веществ и обувного крема. Из картофеля делается крахмал, картофельная мука, глюкоза.
«Швындрики».
Все делаем как для драников. В сковородку выкладывается оладышек толщиной 2-3 мм, сверху пластик колбаски тоже 2-3 мм. (колбаса идет как вареная, так и копченая), сверху опять картофельная масса. Поджарили с одной стороны, перевернули, поджарили с другой стороны.
Приятного аппетита!