12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солоненко Евгения Евгеньевна350
КМС по легкой атлетике
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
0

Статья «Психодиагностика тревожности легкоатлетов в процессе проведения тренировочных сборов»

Н.А. Мангуушева,

Кандидат биологических наук, доцент

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова

(Ульяновск)

Е.Е. Солоненко

Студентка факультета физической культуры и спорта

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова

(Ульяновск)

ПСИХОДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.

В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда – объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.

Разработка психологических аспектов проблемы подготовки к соревнованиям в спорте вступила на новый этап.

Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. Это и следует считать предметом психологической подготовки к соревнованиям в спорте [2]. Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Психологическая подготовка – это процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена.

В системе физического воспитания молодёжи и взрослого населения лёгкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Лёгкая атлетика является самым доступным и массовым видом спорта, благодаря разнообразию её видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Психологическая подготовленность легкоатлета обеспечивает эффективную реализацию его технических, тактических и функциональных возможностей, достижение более высокой работоспособности в тренировке, повышение результатов в соревнованиях.

Психологическая подготовка осуществляется через воспитание у спортсмена волевых качеств, приучение его к условиям состязания и к борьбе с противником. Особо важную роль играет самовоспитание легкоатлета, настраивающегося на бескомпромиссную борьбу, на проявление всех своих сил и возможностей. Спортсмены должны верить в свои силы, дерзать, настраиваться на преодоление установившихся психологических барьеров. Никакие внушения тренера не помогут, если у спортсмена нет убежденности в своих возможностях. Для этого тренер должен знакомить легкоатлетов со скрытыми силами человека, с возможностями их проявления, с путями преодоления психологического барьера [1].

В настоящее время спортсмен еще очень далек от действительных пределов в легкой атлетике. Из физиологии известно, что каждый человек обладает огромным запасом потенциальных сил [3]. В особых случаях, например в минуту опасности, он проявляет «чудеса» силы, быстроты, выносливости. Об этом должен помнить каждый спортсмен. Однако эта скрытая энергия не проявляется в обычных условиях: простого желания для этого недостаточно. Необходим очень мощный эмоциональный подъем, во много раз усиливающий работоспособность центральной нервной системы [6].

Участие в соревнованиях создает эмоциональный подъем у спортсменов, но не настолько сильный, чтобы раскрыть все потенциальные силы спортсмена. Следовательно, спортсмен не должен рассчитывать только на «механическое» действие эмоций, возникающих в соревновании. Главные резервы стабильности и повышения результатов на соревновании лежат в высокой психологической готовности легкоатлета.

Проявить потенциальные возможности спортсмену мешают, прежде всего, психологические барьеры. Они бывают разные, но это всегда препятствие на пути к спортивному росту. У одного спортсмена такой барьер - это убежденность в невозможности победить известного чемпиона. У другого спортсмена - мнительность, мысли о том, что победа - удел особо одаренных, и поэтому он всегда проигрывает.

Особое место в психологической подготовке спортсменов занимает психодиагностика. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально психических особенностей личности [2].

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [1].

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий уровень личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Целью нашего исследования является психодиагностика тревожности легкоатлетов в процессе проведения тренировочных сборов. Выявление индивидуального уровня тревожности каждого спортсмена позволит в дальнейшем осуществлять коррекцию этого состояния и улучшить результативность соревновательного процесса.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером [1].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами были организованы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 11 человек в каждой. КГ занималась по программе рекомендованной федерацией легкой атлетики на базе легкоатлетического манежа УлГПУ, ЭГ так же занималась по программе федерации легкой атлетике на базе манежа «СК Мордовия» в городе Саранск.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным [1].

Для выявления уровня тревожности спортсменов было проведено анкетирование с использованием анкеты: «Ситуативная тревожность» до проведения тренировочных сборов и после окончания их.

После проведения анкетирования результаты исследования были обработаны. Выставлялась бальная оценка уровня тревожности каждого спортсмена: до 30 баллов – низкая тревожность, 31 – 44 балла – умеренная тревожность, 45 и более баллов – высокая тревожность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На рис. 1 и рис.2 представлены результаты психодиагностического обследования легкоатлетов. В контрольной группе до проведения тренировочных сборов 7 спортсменов имели умеренный уровень тревожности, 2 человека – низкий и 2 легкоатлета – высокий уровень тревожности.

После проведения тренировочных сборов в контрольной группе у 6 спортсменов сохранился умеренный уровень тревожности, у 3 легкоатлетов уровень тревожности немного снизился и оказался низким, однако у 2 спортсменов уровень тревожности значительно увеличился.

В экспериментальной группе до проведения тренировочных сборов 9 спортсменов имели умеренный уровень тревожности, 1 человек – низкий и 1 легкоатлет – высокий уровень тревожности.

В экспериментальной группе после проведения тренировочных сборов уровень тревожности в целом повысился. У 5 спортсменов уровень тревожности оказался высоким и у 6 легкоатлетов уровень тревожности сохранился в умеренном диапазоне.

Рис. 1. Изменение уровня тревожности спортсменов

контрольной группы

Ось ординат – уровень тревожности в баллах

Рис. 1. Изменение уровня тревожности спортсменов

экспериментальной группы

Ось ординат – уровень тревожности в баллах

ВЫВОДЫ

1. Психодиагностическое обследование студентов легкоатлетов показало, что в экспериментальной группе уровень тревожности возрос после проведения тренировочных сборов. Объясняется это тем, что легкоатлеты экспериментальной группы готовились к ответственным соревнованиям.

2. В контрольной группе уровень тревожности остался практически на том же уровне. Объясняется это тем, что легкоатлеты экспериментальной группы готовились к ответственным соревнованиям.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для успешной реализации соревновательной деятельности в работе с высокотревожными спортсменами необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательной осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

2. В тренерской работе с низкотревожными спортсменами требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб: Речь. 2005. С. 44-49.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб: Питер. 2006. 351 с.

2. Калачев Г.А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учебное пособие. - Барнаул, 2004. - 224 с.

3. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002.

4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. - 863 с.

5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.