12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солоненко Евгения Евгеньевна350
КМС по легкой атлетике
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
1

Статья «Психодиагностика мотивации к достижению успеха легкоатлетов различного темперамента в процессе проведения тренировочных сборов»

ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА ЛЕГКОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

М.М.Морозова

Кандидат педагогических наук, доцент

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова

(Ульяновск)

Е.Е. Солоненко

Студентка факультета физической культуры и спорта

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова

(Ульяновск)

Л.В. Козлова

Студентка факультета физической культуры и спорта

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова

(Ульяновск)

На данный момент спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.

Важное значение для повышения эффективности подготовки спортсменов приобретают вопросы изучения свойств нервной системы и темперамента. В современном спорте при более или менее равных уровнях различной подготовки, побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовки. Научно обоснованное влияние темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности спортсменов, тесно связанное со спецификой тренировочного процесса, позволяет существенно повысить спортивные результаты.

В своем исследовании будем рассматривать темпераментне просто как свойство нервной системы или нейроконституции как таковой, а как динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Темперамент – это определенный набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основой в формировании характера личности. Он обуславливает особенности динамики психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, лабильность, скорость возникновения чувств и их прекращения[4].

В системе физического воспитания молодёжи и взрослого населения лёгкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Лёгкая атлетика является самым доступным и массовым видом спорта, благодаря разнообразию её видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Ведущими и необходимыми факторами психологической подготовки спортсменов к соревнованиям являются: психологическая самоподготовка, которая включает в себя психологическую установку мыслей, переживания, волевые явления, которые возникают у спортсмена в связи с конкретными соревнованиями, воздействия тренера с целью предупреждения психического перенапряжения накануне предстоящих соревнований, а так же помощь спортсмену в оценке своих сил, помощь и поддержка со стороны товарищей по команде и спортивного коллектива. Успешность проведения психологической подготовки бегунов должна усиливаться при учете индивидуальных свойств психики.

Психологическая подготовленность легкоатлета обеспечивает эффективную реализацию его технических, тактических и функциональных возможностей, достижение более высокой работоспособности в тренировке, повышение результатов в соревнованиях.

Особое место в психологической подготовке спортсменов занимает психодиагностика. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально психических особенностей личности [3, С. 32].

Для того, чтобы спортсмен добился высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса сформировать у него мотивацию на достижение успеха. Для этого надо знать какова его мотивация в данный момент, какие именно мотивы являются первостепенными для спортсменов, и какие факторы помогают формировать мотивацию достижения успеха.

Соревнования практически по всем видам спорта связаны со значительным риском и опасностью. По этой причине даже у опытных спортсменов возникают перед соревнованиями или в их ходе чувства тревожности, излишнего побуждения.

Результаты у спортсменов, имеющих примерно одинаковую физическую и функциональную подготовку, бывают разными. Успех и неудача в ходе соревнований, ошибки или предвзятость в судействе вызывают у спортсменов бурные эмоции иногда к агрессии. Выступление спортсменов, спортивных команд в ответственных соревнованиях зависит не только от их физической и технико-тактической подготовки, но и в немалой степени от готовности спортсмена в трудных ситуациях проявить морально-волевые и психологические качества.

Данная проблема позволила определить цельисследования: определить мотивацию к достижению успеха легкоатлетовв процессе проведения тренировочных сборов с учетом различного темперамента. Выявление индивидуального уровня мотивации каждого спортсмена позволит в дальнейшем осуществлять коррекцию этого состояния и улучшить результативность соревновательного процесса.

Нами была разработана методика психологической подготовки спортсменов легкоатлетов к предстоящим соревнованиям. Общим принципом нашей методики является воздействие как на сознание спортсмена, так и на его подсознание.

В КГ проводились тренировочные занятия по программе рекомендованной федерацией легкой атлетики, а ЭГ группа занималась по разработанной нами методике, которая включала психологические беседы после каждой функциональной тренировки и тренинги в выходные дни от тренировочного процесса. Так же использовались специальные средства для разгрузки спортсменов: курсы восстановительного массажа, бассейн, аутотренинг, походы в кино со спортивной тематикой, так же в выходные дни от тренировочного процесса.

В нашем исследовании для определения типов темперамента спортсменов был использован тест Г.Айзенка. Анкета предназначена для определения типа темперамента. Участникам нужно было ответить на 57 вопросов ответами «да» или «нет».

Так же в нашей работе использовалась методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению успеха. Участникам теста предлагалось ответить на 41 вопрос, проявляя свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». Ответы складываются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению успеха считается высокой при количестве баллов более 21; умеренно высокой – 17 – 20 баллов; средней - 11 - 16; низкой-1 – 10 баллов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами были организованы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 11 человек в каждой. КГ занималась по программе рекомендованной федерацией легкой атлетики на базе легкоатлетического манежа УлГПУ, ЭГ так же занималась по программе федерации легкой атлетике в городе Кисловодск.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам первичного тестирования определения типов темперамента спортсменов было выявлено, что в ЭГ: сангвистическоготипа- 18,2%, холерики – 63,6%, меланхолики - 9,1%, флегматики – 9,1% (рис. 1). Из них экстраверты – 72,7%, а интроверты – 27,3%. В КГ: меланхолики-9,2%, сангвиники –45,4% и холерики – 45,4% (рис.2). Из них экстраверты – 90,9%, интроверты – 9,1%.

Роль темперамента в спорте заключается в том, что от него зависит влияние и деятельность различных психических состояний, вызываемой тяжелой обстановкой соревнований, эмоциогенными факторами. У легкоатлетов так же по тесту Г.Айзенка были выявлены 2 типа высшей нервной деятельности: интроверсия – экстраверсия.

Типичный экстраверт, по мнению Г.Айзенка, отличается общительностью, широким кругом знакомств, потребностью в контактах. Склонный к самоанализу, спокойный, застенчивый человек относится к интроверту, он планирует и обдумывает свои действия заранее.

От типов темперамента спортсмена зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического состояния. Следовательно, этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к спортсмену требований.

Рис.1. Типологическое соотношение в экспериментальной группе.

Рис.2. Типологическое соотношение в контрольной группе.

Далее мы рассмотрим изменения типологии после применения методики по проведению вторичного тестирования.

Втаблице 1 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха легкоатлетов контрольной группы. Как видно из таблицы 1, высокий уровень мотивации к достижению успеха в контрольной группе спортсменов даже несколько снизился после тренировочных сборов и составил 10%.

Таблица 1- Мотивация к достижению успеха в контрольной группе

Уровни

мотивации

Этап педагогического эксперимента

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

0

0

Средний

10

45

Умеренно высокий

50

45

Слишком высокий

40

10

В таблице 2 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха легкоатлетов экспериментальной группы. Как видно из таблицы 2, мотивация к достижению успеха легкоатлетов экспериментальной группы повысилась: низкий уровень мотивации уменьшился до нуля, высокий уровень мотивации увеличился до 19%.

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

Таблица 2- Мотивация к достижению успеха в экспериментальной группе

Уровни

Мотивации

Этап педагогического эксперимента

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

10

0

Средний

30

27

Умеренно высокий

50

54

Слишком высокий

10

19

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

ВЫВОДЫ

1. После тренировочных сборов в контрольной группе легкоатлетов произошло некоторое снижение уровня мотивации к достижению успеха: уменьшилось число спортсменов со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации.

2. После тренировочных сборов в экспериментальной группе легкоатлетов произошло повышение уровня мотивации к достижению успеха: увеличилось число спортсменов со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации.

3. По результатам проведенного исследования было определено, что спортсменами высокой мотивации к достижению успеха является сангвистический тип темперамента.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д.

От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В тренерской работе с низкотревожными спортсменами требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности.

2. Для оптимизации соревновательного процесса легкоатлетов рекомендуется широко применять разработанную и апробированную методику психологической подготовки на основе учета типов темперамента на предсоревновательном этапе подготовки;

Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность проведенного нами исследования. Полагаем, что сказанное является веским аргументом для использования результатов нашего исследования в реально действующую подготовку легкоатлетов в процессе проведения тренировочных сборов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахатов, A.M. Психологическая подготовка спортсменов: методическое пособие / A.M. Ахатов, И.В. Работин. — Набережные Челны :КамГАФКСиТ, 2009. 64 с.

2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб: Речь, 2005. - С. 44-49.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2006. - 351 с.

4. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. 701 с.

5. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2003. - 351с.

6. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск.: СибГУФК, 2006. – 150 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.