Статья на тему «Психодиагностика и профилактика детей старшего дошкольного возраста на предмет школьной тревожности в условиях образовательной организации»

3
0
Материал опубликован 12 February 2021

Психодиагностика и профилактика детей старшего дошкольного возраста на предмет школьной тревожности в условиях образовательной организации.

Мы живём в эпоху тревожности. Стресс каждого отдельно взятого человека, страдающего от тревоги, несомненно усиливает ощущение коллективного стресса в обществе. За последние полвека связи с другими людьми потеряли свою стабильность и предсказуемость. Развод стал обычным делом, а большие семьи, живущие вместе, встречаются редко, всё реже дружат с соседями, всё легче потерять работу, многим не приходится рассчитывать на пенсию. Изменилось не только общество: думать тоже стали по-другому, из граждан и членов общества превратились в потребителей. Поддержка «племени», полагаться на которую нас приучила эволюция, просто больше не работает, как раньше. Ребёнок растёт в той среде, которую ему предлагают взрослые, пребывающие в ощущении «социальной связанности».

Диагностируя детей старшего дошкольного возраста на наличие переживания школьной тревожности, напрашивается вывод, что школьная тревожность это один из спектров комплекса эндогенных или экзогенных переживаний широкого ряда чувств и неосознанности этих чувств.

В первом полугодии 2018-2019 учебного года была проведена диагностика готовности к обучению в школе подготовительных групп дошкольного отделения МБОУ СОШ №26 города Новосибирска. В комплекс диагностических методик была включена методика по выявлению школьной тревожности «Весело-грустно» (модифицированного варианта методики Амен). Где в итоге 60% (74) детей имеют высокий и средний уровни школьной тревожности. По профилактике школьной тревожности разработаны ряд мер по обеспечению преемтсвенности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным школьным звеном образования с привлечением родительского сообщества.

В примерное планирование при реализации мер включены:

организация круглых столов педагогов детского сада и школы (по теме «Взаимодействие специалистов ДО и школы», «Подведение итогов совместной деятельности»);

встречи обучающихся детского сада с выпускниками данного ДО учениками начальной школы (чтение стихов, совместные игры, «Урок труда для дошколят», где ученики 3-4 класса проводят мастер-класс по технике оригами; обмен подарками на новый год; совместные спортивные праздники);

встречи учителей начальной школы с детьми подготовительной группы (знакомство; «Мой первый урок с учителем в детском саду»);

занятия педагога-психолога с детьми подготовительных групп (развитие умения адекватно проявлять свои эмоции; развитие навыка понимания своих чувств и чувств других людей);

встречи с родителями (по теме «Успешный ученик в мифах родителей», «Неуверенность и тревожность ребёнка-первоклассника. Чем могут помочь родители», «Застенчивый ребенок. Стоит-ли волноваться?», «Школа не повод для тревоги», «Тревожный родитель – тревожный ребёнок»);

оформление в группах уголков «Школа»;

организация сюжетно-ролевых игр «Школа» по сюжетам: «Первое сентября», «На уроке», «Перемена», «Учитель и ученики», «Тихо-громко», «Магазин школьных принадлежностей», «Каникулы», «Собираемся утром в школу», «Библиотека»;

i1613133249.jpg
Дошкольники в школе перед экскурсией в спортивный зал.

/data/files/i1613133249.jpg (1920x1440)экскурсии дошкольников в школу с посещением спортивного зала с уроком физкультуры; экскурсия в школьную библиотеку и столовую;

изобразительная деятельность «Моя первая экскурсия в школу», «Праздник красок»;

коллективная деятельность (аппликация «Школа будущего», букварь группы «Первая буква моего имени»);

акции «Письмо моей первой учительнице», «Письмо моим первым ученикам»;

концерт, приготовленный с участием детей начальной школы для дошкольников.

Данная деятельность была оформлена в проект, где по реализации было отмечено, что по результатам диагностики высокий и средний уровни школьной тревожности сохранились у 31% (38) человек.

Тревога возникает как реакция на положение, составляющее опасность, она регулярно воспроизводится, когда снова создаётся такое состояние. С участием взрослых, с корректными образовательными требованиями, стабильным социумом, такое сложное чувство как тревога будет нести защитную функцию для индивида.

 

Источники:

Лихи Роберт Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.: ил. – (серия «Сам себе психолог»).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации