Статья на тему «Психодиагностика мотивации к достижению успеха и тревожности студентов-легкоатлетов»

0
0
Материал опубликован 4 October 2018

ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА И ТРЕВОЖНОСТИ

СТУДЕНТОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Е.Е. Солоненко, студентка

Н.А. Мангушева, кандидат биологических наук, доцент

(ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»)

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.

В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда – объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.

Разработка психологических аспектов проблемы подготовки к соревнованиям в спорте вступила на новый этап.

Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. Это и следует считать предметом психологической подготовки к соревнованиям в спорте [2, С. 15]. Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Легкая атлетика – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкой атлетикой развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Лёгкая атлетика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания молодёжи и взрослого населения.

Среди легкоатлетических видов спорта особое место занимает бег. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков, необходимых для трудовой деятельности человека.

Психологическая подготовленность легкоатлета обеспечивает эффективную реализацию его технических, тактических и функциональных возможностей, достижение более высокой работоспособности в тренировке, повышение результатов в соревнованиях.

Психологическая подготовка осуществляется через воспитание волевых качеств, приучение спортсмена к условиям состязания и к борьбе с противником. Особо важную роль играет самовоспитание легкоатлета, настраивающегося на бескомпромиссную борьбу, на проявление всех своих сил и возможностей. Спортсмены должны верить в свои силы, дерзать, настраиваться на преодоление установившихся психологических барьеров. Никакие внушения тренера не помогут, если у спортсмена нет убежденности в своих возможностях. Для этого тренер должен знакомить легкоатлетов со скрытыми силами человека, с возможностями их проявления, с путями преодоления психологического барьера [1, С. 44].

В настоящее время спортсмен еще очень далек от действительных пределов в легкой атлетике. Из физиологии известно, что каждый человек обладает огромным запасом потенциальных сил [3, С. 54]. В особых случаях, например в минуту опасности, он проявляет «чудеса» силы, быстроты, выносливости. Однако эта скрытая энергия не проявляется в обычных условиях: простого желания для этого недостаточно. Необходим очень мощный эмоциональный подъем, во много раз усиливающий работоспособность центральной нервной системы [4, С. 206].

Участие в соревнованиях создает эмоциональный подъем у спортсменов, но не настолько сильный, чтобы раскрыть все потенциальные силы спортсмена. Следовательно, спортсмен не должен рассчитывать только на «механическое» действие эмоций, возникающих в соревновании. Главные резервы стабильности и повышения результатов на соревновании лежат в высокой психологической готовности легкоатлета.

Проявить потенциальные возможности спортсмену мешают, прежде всего, психологические барьеры. Они бывают разные, но это всегда препятствие на пути к спортивному росту. У одного спортсмена такой барьер - это убежденность в невозможности победить известного чемпиона. У другого спортсмена - мнительность, мысли о том, что победа - удел особо одаренных, и поэтому он всегда проигрывает.

Особое место в психологической подготовке спортсменов занимает психодиагностика. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально психических особенностей личности [2, С. 32].

Для того, чтобы спортсмен добился высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса сформировать у него мотивацию на достижение успеха. Для этого надо знать какова его мотивация в данный момент, какие именно мотивы являются первостепенными для спортсменов, и какие факторы помогают формировать мотивацию достижения успеха.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [1, С. 46].

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий уровень личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Целью нашего исследования является психодиагностика мотивации к достижению успеха и тревожности легкоатлетов в процессе проведения тренировочных сборов. Выявление уровня мотивации к достижению успеха и индивидуального уровня тревожности каждого спортсмена позволит в дальнейшем осуществлять коррекцию психологического состояния легкоатлета и улучшить результативность соревновательного процесса.

Методика исследования

Нами были организованы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 11 человек в каждой. КГ занималась по программе рекомендованной федерацией легкой атлетики на базе легкоатлетического манежа УлГПУ, ЭГ так же занималась по программе федерации легкой атлетике на базе манежа «СК Мордовия» в городе Саранск.

В нашей работе использовалась методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению успеха. Участникам теста предлагалось ответить на 41 вопрос, проявляя свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». Ответы складываются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению успеха считается высокой при количестве баллов более 21; умеренно высокой – 17 – 20 баллов; средней - 11 - 16; низкой - 1 – 10 баллов.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным [1, С. 45].

Для выявления уровня тревожности спортсменов было проведено анкетирование с использованием анкеты: «Ситуативная тревожность» до проведения тренировочных сборов и после окончания их.

После проведения анкетирования результаты исследования были обработаны. Выставлялась бальная оценка уровня тревожности каждого спортсмена: до 30 баллов – низкая тревожность, 31 – 44 балла – умеренная тревожность, 45 и более баллов – высокая тревожность.

Результаты исследования

В таблице 1 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха легкоатлетов контрольной группы. Как видно из таблицы 1, высокий уровень мотивации к достижению успеха в контрольной группе спортсменов даже несколько снизился после тренировочных сборов и составил 10%.

Таблица 1- Мотивация к достижению успеха в контрольной группе

Уровни

мотивации

Этап педагогического эксперимента

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

0

0

Средний

10

45

Умеренно высокий

50

45

Слишком высокий

40

10

В таблице 2 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха легкоатлетов экспериментальной группы. Как видно из таблицы 2, мотивация к достижению успеха легкоатлетов экспериментальной группы повысилась: низкий уровень мотивации уменьшился до нуля, высокий уровень мотивации увеличился до 19%.

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

Таблица 2- Мотивация к достижению успеха в экспериментальной группе

Уровни

Мотивации

Этап педагогического эксперимента

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

10

0

Средний

30

27

Умеренно высокий

50

54

Слишком высокий

10

19

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

На рис. 1 и рис.2 представлены результаты психодиагностического обследования легкоатлетов. В контрольной группе до проведения тренировочных сборов 7 спортсменов имели умеренный уровень тревожности, 2 человека – низкий и 2 легкоатлета – высокий уровень тревожности.

После проведения тренировочных сборов в контрольной группе у 6 спортсменов сохранился умеренный уровень тревожности, у 3 легкоатлетов уровень тревожности немного снизился и оказался низким, однако у 2 спортсменов уровень тревожности значительно увеличился.

В экспериментальной группе до проведения тренировочных сборов 9 спортсменов имели умеренный уровень тревожности, 1 человек – низкий и 1 легкоатлет – высокий уровень тревожности.

В экспериментальной группе после проведения тренировочных сборов уровень тревожности в целом повысился. У 5 спортсменов уровень тревожности оказался высоким и у 6 легкоатлетов уровень тревожности сохранился в умеренном диапазоне.

Рис. 1. Изменение уровня ситуативной тревожности спортсменов

контрольной группы

Ось ординат – уровень тревожности в баллах

Рис. 1. Изменение уровня ситуативной тревожности спортсменов

экспериментальной группы

Ось ординат – уровень тревожности в баллах

Выводы

1. После тренировочных сборов в контрольной группе легкоатлетов произошло некоторое снижение уровня мотивации к достижению успеха: уменьшилось число спортсменов со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации.

2. После тренировочных сборов в экспериментальной группе легкоатлетов произошло повышение уровня мотивации к достижению успеха: увеличилось число спортсменов со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации.

3. Психодиагностическое обследование студентов легкоатлетов показало, что в экспериментальной группе уровень тревожности возрос после проведения тренировочных сборов. Объясняется это тем, что легкоатлеты экспериментальной группы готовились к ответственным соревнованиям.

2. В контрольной группе уровень тревожности остался практически на том же уровне.

Практические рекомендации

1. Для успешной реализации соревновательной деятельности в работе с высокотревожными спортсменами необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

2. В тренерской работе с низкотревожными спортсменами требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности

Список литературы

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб: Речь, 2005. - С. 44-49.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2006. - 351 с.

3. Калачев Г.А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учебное пособие. - Барнаул, 2004. - 224 с.

4. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. - М: Спортакадемия, 2002. – 425 с.

5. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2003. - 351с.

6. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск.: СибГУФК, 2006. – 150 с.

7. Сальников В.А. Спортивная деятельность и способности. // Теория и практика физической культуры. 2001. № 10. - С. 24.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.