Родительское собрание «Психологические особенности первоклассников»
Родительское собрание «Психологические особенности первоклассников»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, что же такое первый класс и с какими трудностями можете столкнуться вы как родители, и ваш ребенок-первоклассник. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Меняется весь образ жизни ребенка. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяется жизнью с множеством ограничений, правил и требований. Начало новой жизни – это всегда стресс. Наряду с радостью первоклассник может испытывать растерянность, тревогу. Это и понятно, появилось много правил, новый круг общения. Приходя в первый класс, ребенок очень много ждет от предстоящего события: ему купили новые вещи, одежду. Каждый день он ходит в школу с предвкушением чего-то нового, значительного в жизни. Но постепенно малыш привыкает к школе, втягивается в «школьный ритм», т.е. адаптируется.
Адаптация (от латинского «приспособлять») - в широком смысле приспособление к окружающим условиям.
Давайте обсудим, какие же проблемы могут возникнуть, почему этот жизненный период для ребенка может стать стрессом?
Для того, чтобы лучше понять ребенка, представьте ситуации, в которые вам, может быть, приходилось попадать:
прийти на день рождения в незнакомую компанию
перейти на новое место работы
попасть в купе поезда с неприятными вам людьми
попросить помощи в незнакомом месте у незнакомых людей
впервые выступить перед большой аудиторией
Согласитесь, что описанные ситуации в некоторой степени схожи с началом учебной деятельности ребенка: он приходит в новое здание, в новый коллектив. Теперь ему приходиться отвечать у доски перед классом, его ответы слушают и проверяют ученики и учительница.
Конечно, в этот период ребенок может испытывать стресс и тревогу.
Да и в вашей жизни, родители, происходят значительные изменения. Нужно строго соблюдать расписание режима дня, во всем помогать своему ребенку, тренироваться в «непростом» письме и чтении по слогам. Еще и участвовать во внешкольной деятельности первоклассника, потому что это тоже очень важно для развития ребенка. И теперь, какой авторитет не был бы у вас в семье, для ребенка главной будет его учительница!
Непростая задача стоит перед нами!
Именно поэтому важно прислушиваться к изменениям в физическом и психологическом состоянии ребенка.
Приходя в класс, учительница замечает, что кто-то из ребят весел, бодр. Такие дети могут играть на перемене, весело щебетать в уголке. Но бывает, что ребенок замкнут, жалуется на головную боль, плачет, не хочет общаться со вчерашними друзьями. Кроме того, можно увидеть и таких ребят, которые просто теряются в новых условиях, не могут охватить одновременно большое количество новых объектов, правил, которые нужно усвоить.
В среднем период адаптации длиться около 6-8 недель. Однако для некоторых детей этот процесс может затянуться.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первое время (от нескольких недель до полугодия) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Самое главное, о чем надо помнить всем нам, - это то, что нужно быть очень внимательным к ребенку, прислушиваться к его просьбам, жалобам на недомогание, следить за его эмоциональным состоянием.
Так вот, чтобы было поменьше тревог и трудностей родители должны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста.
Школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первое время (от нескольких недель до полугодия) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.
Памятка родителям:
1. Поддерживайте в ребенке стремление быть школьником. Важна ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к первым успехам. Это подтвердит значимость его труда.
2. Обсудите с ребенком школьные правила, они должны быть понятны и обязательны. Можно нарисовать памятку и повесить над столом ребенка.
3. Составьте распорядок дня, следите за его выполнением: за уроки в одно и то же время, дневной отдых, прогулка, ночной сон. Должно быть свое рабочее место, порядок на нем. Соблюдайте тишину во время занятий ребенка.
4. Не завышайте требований, не ругайте чрезмерно, не запугивайте школой. Помните, что ребенок имеет право на ошибку. Он ведь только учится.
5. Отправляя утром в школу, старайтесь избегать напутствий типа «Не балуйся», «Учись хорошо». Лучше пожелайте ребенку удачного дня. Встречая из школы, поинтересуйтесь, как прошел день, что нового он узнал.
6. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе найдите, за что похвалить.
7. У ребенка появился новый авторитетный человек – Учитель. Поддерживайте уважительное отношение ребенка к учителю, это поможет избежать многих школьных проблем в дальнейшем.
8. Не критикуйте школу, учителя в присутствии ребенка. Все вопросы выясняйте без него.
9. У ребенка должно быть достаточно времени для игры.
10. Ищите причины трудностей и своевременно их устраняйте. Не оставляйте без внимания рекомендации логопеда.
С вопросами и трудностями обращайтесь к учителю, школьному психологу.
Процесс обучения будет успешным, если ребенок получает от учебы удовольствие. Поэтому ищите способ заинтересовать, беседуйте, рассуждайте с ребенком. При неуспехе предлагайте более простые задания, хвалите. Обязательно применяйте полученные знания на практике. Считайте тарелки, пишите записки и т.д.
Не забывайте про позитивный настрой: «У тебя получится», «Ты научишься».
Показывайте ребенку, что он на многое способен. И ребенок поверит, научится.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.