Социально-психологический тренинг «Я и МЫ»

2
0
Материал опубликован 31 January 2020 в группе

Социально-психологический тренинг «Я и МЫ»

Описание работы:  тренинг будет полезен педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами).

Цель тренинга: способствовать формированию навыков межличностного общения, самопознания; способствовать формированию умения преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта и умения овладевать своим эмоциональным состоянием; способствовать формированию  уверенности в себе и своих силах.

 

Фаза

Деятельность

Вводная

Добрый день, участники тренинга! Сегодня наш тренинг будет посвящен такой проблематике, как межличностные отношения.

Как вы понимаете, что означает фраза «межличностные отношения»? (ответы)

Как вы считаете, данная проблема актуальна сегодня?

Почему? (ответы)

Обсуждение

Сейчас предлагаю нам вместе сформулировать цель и задачи нашего тренинга. (ответы)

 

Предлагаю обобщить:

Цель: способствовать формированию навыков межличностного общения в группе

Задачи:

  • Развивать навыки конструктивных способов самораскрытия.

  • Развивать умение адекватного способа выражения собственных чувств.

  • Развивать умение оказывать эмоциональную поддержку и помощь.

 

Предлагаю прямо сейчас перейти к самому тренингу. И первое наше упражнение будет носить название

«Нетрадиционное приветствие».

Расскажите, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Сейчас мы попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.

    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).

    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).

    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).

    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

 

Обсуждение.

Что вы испытывали, когда приветствовали друг друга новым способом?

Какие бы еще варианты вы можете предложить?

Контакта

Теперь мы проведем с вами пару упражнений на установление контакта.

Упражнение на общение «Корреспондент»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта

Необходимые материалы: бумага, ручки

Время: 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

 

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10  характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет  то же самое с ним.  Тот, кто быстрее всех найдет  по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими     участниками, получает бонус.

Обсуждение:

Легко или сложно было выполнять это упражнение?

Легко ли было искать общее с другими участниками?

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

 

 

 

 

Выполним  следующее упражнение

«Поменяйтесь местами те, кто ... ».  

Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит:

Поменяйтесь местами те, кто:

  • любит говорить по телефону;

  • кто любит синий цвет;

  • у кого есть творческие способности;

  • кто не любит весну;

  • у кого есть дома собака (кошка);

  • кто первый раз участвует в тренинге;

  • у кого в имени есть буквы «а» или «я».

 

Обсуждение

Как вы считаете, чему может способствовать данное упражнение?

Подытожим оба этих упражнения. Что с их помощью мы можем выявить? Как вы считаете?

Лабилизации

Далее мы с вами будем работать все вместе, сообща. И для этого, предлагаю выполнить упражнение под названием

«Сказка на новый лад»

Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.

Ведущий: «Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ».

 

Обсуждение

Как вы думаете, что дает данное упражнение?

Что было интереснее слушать других или придумывать самому?

Обучения

Как все мы знаем, что в нашем современном мире много людей с различными проблемами, невзгодами, личными минусами. Таким людям необходима поддержка. Нам же с вами нужно уметь общаться с ними. И поэтому предлагаю выполнить упражнение

«Слепой и поводырь»

Цель: отработка навыка кинестетического воздействия

Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».

 

Обсуждение:

Как ты чувствовал себя, когда был слепым?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

Было ли желание полностью довериться партнеру?

Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?

 

 

 

 

Продолжаем дальше развивать наши умения общаться и выполним следующее упражнение.  Оно носит название  

«Восточный базар»

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

 

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля). Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков. На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол.

 

Перемешиваем горку записок.

 

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

 

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

 

Обсуждение:

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

Какие выводы по упражнению можно сделать?

Заключительная

Для завершения нашего тренинга предлагаю выполнить

Упражнение «Титаник»

Цель: завершение занятия в группе

Группа делиться на две подгруппы: одна – отъезжающие, другая – провожающие.

Участникам нужно представить, что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля, и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано «ТИТАНИК»

 

Обсуждение

С каким настроением вы прощались в упражнении?

Что бы вы почувствуете при настоящем прощании?

 

Подведем итоги нашего тренинга.

Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

Чего вы узнали нового о своих товарищах?

 

 

 

 

Социально-психологический тренинг «Я и МЫ»

Описание работы:  тренинг будет полезен педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами).

Цель тренинга: способствовать формированию навыков межличностного общения, самопознания; способствовать формированию умения преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта и умения овладевать своим эмоциональным состоянием; способствовать формированию  уверенности в себе и своих силах.

 

Фаза

Деятельность

Вводная

Добрый день, участники тренинга! Сегодня наш тренинг будет посвящен такой проблематике, как межличностные отношения.

Как вы понимаете, что означает фраза «межличностные отношения»? (ответы)

Как вы считаете, данная проблема актуальна сегодня?

Почему? (ответы)

Обсуждение

Сейчас предлагаю нам вместе сформулировать цель и задачи нашего тренинга. (ответы)

 

Предлагаю обобщить:

Цель: способствовать формированию навыков межличностного общения в группе

Задачи:

  • Развивать навыки конструктивных способов самораскрытия.

  • Развивать умение адекватного способа выражения собственных чувств.

  • Развивать умение оказывать эмоциональную поддержку и помощь.

 

Предлагаю прямо сейчас перейти к самому тренингу. И первое наше упражнение будет носить название

«Нетрадиционное приветствие».

Расскажите, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Сейчас мы попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.

    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).

    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).

    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).

    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

 

Обсуждение.

Что вы испытывали, когда приветствовали друг друга новым способом?

Какие бы еще варианты вы можете предложить?

Контакта

Теперь мы проведем с вами пару упражнений на установление контакта.

Упражнение на общение «Корреспондент»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта

Необходимые материалы: бумага, ручки

Время: 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

 

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10  характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет  то же самое с ним.  Тот, кто быстрее всех найдет  по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими     участниками, получает бонус.

Обсуждение:

Легко или сложно было выполнять это упражнение?

Легко ли было искать общее с другими участниками?

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

 

 

 

 

Выполним  следующее упражнение

«Поменяйтесь местами те, кто ... ».  

Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит:

Поменяйтесь местами те, кто:

  • любит говорить по телефону;

  • кто любит синий цвет;

  • у кого есть творческие способности;

  • кто не любит весну;

  • у кого есть дома собака (кошка);

  • кто первый раз участвует в тренинге;

  • у кого в имени есть буквы «а» или «я».

 

Обсуждение

Как вы считаете, чему может способствовать данное упражнение?

Подытожим оба этих упражнения. Что с их помощью мы можем выявить? Как вы считаете?

Лабилизации

Далее мы с вами будем работать все вместе, сообща. И для этого, предлагаю выполнить упражнение под названием

«Сказка на новый лад»

Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.

Ведущий: «Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ».

 

Обсуждение

Как вы думаете, что дает данное упражнение?

Что было интереснее слушать других или придумывать самому?

Обучения

Как все мы знаем, что в нашем современном мире много людей с различными проблемами, невзгодами, личными минусами. Таким людям необходима поддержка. Нам же с вами нужно уметь общаться с ними. И поэтому предлагаю выполнить упражнение

«Слепой и поводырь»

Цель: отработка навыка кинестетического воздействия

Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».

 

Обсуждение:

Как ты чувствовал себя, когда был слепым?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

Было ли желание полностью довериться партнеру?

Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?

 

 

 

 

Продолжаем дальше развивать наши умения общаться и выполним следующее упражнение.  Оно носит название  

«Восточный базар»

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

 

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля). Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков. На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол.

 

Перемешиваем горку записок.

 

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

 

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

 

Обсуждение:

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

Какие выводы по упражнению можно сделать?

Заключительная

Для завершения нашего тренинга предлагаю выполнить

Упражнение «Титаник»

Цель: завершение занятия в группе

Группа делиться на две подгруппы: одна – отъезжающие, другая – провожающие.

Участникам нужно представить, что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля, и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано «ТИТАНИК»

 

Обсуждение

С каким настроением вы прощались в упражнении?

Что бы вы почувствуете при настоящем прощании?

 

Подведем итоги нашего тренинга.

Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

Чего вы узнали нового о своих товарищах?

 

 

 

 

Социально-психологический тренинг «Я и МЫ»

Описание работы:  тренинг будет полезен педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами).

Цель тренинга: способствовать формированию навыков межличностного общения, самопознания; способствовать формированию умения преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта и умения овладевать своим эмоциональным состоянием; способствовать формированию  уверенности в себе и своих силах.

 

Фаза

Деятельность

Вводная

Добрый день, участники тренинга! Сегодня наш тренинг будет посвящен такой проблематике, как межличностные отношения.

Как вы понимаете, что означает фраза «межличностные отношения»? (ответы)

Как вы считаете, данная проблема актуальна сегодня?

Почему? (ответы)

Обсуждение

Сейчас предлагаю нам вместе сформулировать цель и задачи нашего тренинга. (ответы)

 

Предлагаю обобщить:

Цель: способствовать формированию навыков межличностного общения в группе

Задачи:

  • Развивать навыки конструктивных способов самораскрытия.

  • Развивать умение адекватного способа выражения собственных чувств.

  • Развивать умение оказывать эмоциональную поддержку и помощь.

 

Предлагаю прямо сейчас перейти к самому тренингу. И первое наше упражнение будет носить название

«Нетрадиционное приветствие».

Расскажите, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Сейчас мы попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.

    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).

    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).

    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).

    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

 

Обсуждение.

Что вы испытывали, когда приветствовали друг друга новым способом?

Какие бы еще варианты вы можете предложить?

Контакта

Теперь мы проведем с вами пару упражнений на установление контакта.

Упражнение на общение «Корреспондент»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта

Необходимые материалы: бумага, ручки

Время: 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

 

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10  характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет  то же самое с ним.  Тот, кто быстрее всех найдет  по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими     участниками, получает бонус.

Обсуждение:

Легко или сложно было выполнять это упражнение?

Легко ли было искать общее с другими участниками?

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

 

 

 

 

Выполним  следующее упражнение

«Поменяйтесь местами те, кто ... ».  

Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит:

Поменяйтесь местами те, кто:

  • любит говорить по телефону;

  • кто любит синий цвет;

  • у кого есть творческие способности;

  • кто не любит весну;

  • у кого есть дома собака (кошка);

  • кто первый раз участвует в тренинге;

  • у кого в имени есть буквы «а» или «я».

 

Обсуждение

Как вы считаете, чему может способствовать данное упражнение?

Подытожим оба этих упражнения. Что с их помощью мы можем выявить? Как вы считаете?

Лабилизации

Далее мы с вами будем работать все вместе, сообща. И для этого, предлагаю выполнить упражнение под названием

«Сказка на новый лад»

Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.

Ведущий: «Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ».

 

Обсуждение

Как вы думаете, что дает данное упражнение?

Что было интереснее слушать других или придумывать самому?

Обучения

Как все мы знаем, что в нашем современном мире много людей с различными проблемами, невзгодами, личными минусами. Таким людям необходима поддержка. Нам же с вами нужно уметь общаться с ними. И поэтому предлагаю выполнить упражнение

«Слепой и поводырь»

Цель: отработка навыка кинестетического воздействия

Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».

 

Обсуждение:

Как ты чувствовал себя, когда был слепым?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

Было ли желание полностью довериться партнеру?

Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?

 

 

 

 

Продолжаем дальше развивать наши умения общаться и выполним следующее упражнение.  Оно носит название  

«Восточный базар»

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

 

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля). Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков. На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол.

 

Перемешиваем горку записок.

 

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

 

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

 

Обсуждение:

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

Какие выводы по упражнению можно сделать?

Заключительная

Для завершения нашего тренинга предлагаю выполнить

Упражнение «Титаник»

Цель: завершение занятия в группе

Группа делиться на две подгруппы: одна – отъезжающие, другая – провожающие.

Участникам нужно представить, что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля, и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано «ТИТАНИК»

 

Обсуждение

С каким настроением вы прощались в упражнении?

Что бы вы почувствуете при настоящем прощании?

 

Подведем итоги нашего тренинга.

Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

Чего вы узнали нового о своих товарищах?

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.