Психологический подход к решению спорного вопроса «Правильно ли я тебя понимаю?»
Психологический подход в конфликтном диалоге
«Правильно ли я тебя понимаю?»
В современном мире нередко возникают столкновения интересов. В данной статье речь не идёт о том, как «выйти победителем», а о том, как найти общий язык с человеком, с иным взглядом и позицией по какому-либо спорному вопросу или проблеме.
В данном принципе нет ничего сложного, в нём говорится о том, как попытаться выйти из сложной ситуации и решить конфликт, удерживая баланс между мнением и интересами двух сторон.
Конфликт (спор) – это противоречие, столкновение интересов и ценностей между участниками спора. Важным принципом в повышении шанса найти компромисс - это уравновешивание в процессе диалога личностных потребностей и интересов с интересами и ценностями своего оппонента.
Если в процессе разговора будет поддерживаться данный аспект, без малейшего намека или стремления усилить свою позицию за счет ослабления собеседника, конфликтная ситуация может решиться благоприятно и наоборот. Если спор закончился по принципу «Я умный, ты дурак», эта победа не несет в себе важного выигрыша, так как спор – это психологическая модель порядка, в котором все его элементы находятся в балансе.
Диалог с данным названием «Правильно ли я тебя понимаю?...» говорит о том, что самое главное в процессе беседы – услышать и попытаться понять точку зрения оппонента по данной проблеме, а вместе с ней интересы и ценности,, которые отстаивает в этом споре ваш противник.
Оппонентом, собеседником, противником конфликтного разговора, беседы или спора могут быть любые люди (близкие и значимые люди, друзья, коллеги, клиенты, родители, дети). Содержание разговора будет меняться в той степени, на сколько вы будете придерживать двух важных принципов:
Принцип личной ответственности.
Принцип уважения и достоинства другого.
Принцип личной ответственности состоит в следующем. Если я участвую в этом разговоре, замешан(-а) в этом процессе, значит я несу долю своей ответственности за принятые тех или иных решений по итогам разговора. Не смотря на мнение собеседника и другие факторы этого процесса, я в большей степени опираюсь на себя (оценивая свои личные возможности и силы, а также недостатки в этом разговоре), давая себе отчет за высказанные слова, реакции, поведение и их последствия.
Принцип уважения и достоинства другого говорит о том, что у меня есть своя позиция и интерес в этом конфликте, но он присутствует также у моего собеседника. Мне важно в этом споре попытаться понять мотив и точку зрения оппонента, указывая на то, что я уважаю и не занижаю его достоинство при любых обстоятельствах.
Как реализуется данный психологический подход в диалоге?
В любом разговоре начинает говорить первое лицо, пытаясь донести до своего собеседника свою точку зрения на проблему и свои интересы: то, чего хочет получить от второго участника или возникшей ситуации.
После того как собеседник завершает свою речь, второй ее участник вступает в диалог со слов «правильно ли я понял(-а)?». Именно этот вопрос или утверждение важно употреблять в этом разговоре, используя его не единожды.
Личные характеристики и описания проблемы необходимо представить своему оппоненту обобщённо (в общих словах) попытаться сформулировать точку зрения собеседника, какой она вам представилась. По окончанию важно получить от оппонента обратную связь в виде подтверждения, уточнения или коррекции описываемой ситуации в высказывании собеседника.
После этого можно сказать следующее: «Твоя (Ваша) позиция мне стала понятна, но вот в чем проблема», или, «я считаю, что …»(подробно или обобщенно) представляя свою личную позицию и точку зрения на данную проблему. Важно помнить по окончанию высказывая своей позиции важно сделать вывод, подвести к проблеме, к противоречию между интересами, а после предложить свои подходы к решению проблемы, выходу из конфликта.
Если в диалоге возникает ситуация, когда оппонент начинает давить или оказывать психологическое воздействие на другого, можно с большой вероятностью сказать, что в этом диалоге не будет положительных перспектив для двух сторон. В данном случае речь идет не об этом.
Принцип диалога в рассматриваемом ключе состоит в другом. Представленный психологический подход предоставляет возможность научиться активно слушать и лучше понимать интересы, мотивы, эмоции собеседника. Именно эти два базовых компонента (уважение и взятие на себя равной ответственности) влияют на полноценный качественный диалог с высокой вероятностью положительного исхода для обеих сторон.
Кияйкина Наталья Федоровна
Баландина Мария Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна