Социально-психологическая безопасность личности: междисциплинарный подход
Социально-психологическая безопасность личности: междисциплинарный подход
Защита народа, которая ранее рассматривалась, как суверенное дело отдельного национального государства, потенциально стала делом международного сообщества. Коллективные действия в целях безопасности с участием коалиций государств и под руководством ООН теперь предпринимаются не обязательно с целью укрепления безопасности государств, а, прежде всего, ради безопасности людей и целых народов. События, которые были отнесены к категории гуманитарных катастроф, теперь стали рассматриваться в контексте мира и безопасности.
Прежде, традиционная парадигма рассматривала безопасность как защиту территориальных границ государства, а ключевой переменной была территориальная агрессия. Новая парадигма безопасности смещает предмет анализа от территорий к людям, населяющим территории, и обращает внимание на многочисленные угрозы, способные нанести ущерб их безопасности, достоинству.
В 1994 году «Доклад о развитии человека», Программы развития ООН (ПРООН) был посвящён исключительно human security [2, с. 16].
Было введено и сформулировано понятие безопасности личности как «свободы от страха и свободы от нужды» и «защищённости от хронических угроз, таких как голод, болезни и репрессии, а также защищённости от внезапных и вредных нарушений моделей повседневной жизни – дома, на работе или в местных сообществах». Это понятие безопасности личности стало радикальным сдвигом в мышлении о мире и предотвращении конфликтов. С тех пор это понятие безопасности личности стало центральным в нескольких глобальных инициативах, стало использоваться правительствами стран и отражено в повестках дня и политических дебатах региональных межправительственных организаций. Далее выделялось семь отдельных компонентов безопасности личности: экономическая безопасность (гарантированный минимальный доход); продовольственная безопасность (физическая и экономическая доступность продуктов питания); безопасность для здоровья (относительная свобода от заболеваний и заражений); экологическая безопасность (доступность чистой воды и чистого воздуха, система землепользования, сохраняющая плодородие почвы); личная безопасность (свобода от физического насилия и угроз); безопасность меньшинств (сохранность культурного своеобразия); политическая безопасность (защита основных прав человека и свобод) [1, с. 315].
В ежегодных докладах ПРООН уточняют и структурируют концепцию human security, но на сегодняшний день концепция находится в процессе становления, поэтому не существует ее единой трактовки. В концепции подчёркивается сложность проблемы безопасности, обращается особое внимание на необходимость поиска комплексных ответов. В том, что касается различных аспектов прикладного значения концепции безопасности личности, существует согласие, что она является многоплановой и требует координации и сотрудничества со стороны широкого круга действующих лиц.
В настоящее время в науке существует кибернетический, философский, социологический, социально-психологический, правовой, математический и другие подходы к объяснению и построению безопасности. Общим для них является утверждение, что безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем.
Теоретическое и методологические основы безопасности получили достаточно глубокое научное осмысление в последнее десятилетие 20 века:
- социологические исследования безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, В. Н. Кузнецов, П. Штомпка);
- философско-методологические работы, рассматривающие проблему безопасности в целом (Г. В. Бро, М. Ю Захаров, Н. М. Пожитной, В. С. Поликарпов, А. И. Субетто);
- национальная безопасность (А. К. Гливаковский, И. Н. Семёнов, Р. Г. Яновский, Г. А. Аванесов, А. И. Гуров, В. А. Плешаков, В. С. Овчинский, Г. К. Мишин, С. В. Максимов, В. В. Лунеев, Б. П. Кондрашов);
- коммуникативная безопасность (Т. С. Кабаченко, А. А. Деркач, С. А. Анисимов, Г. В. Грачев);
- корпоративная безопасность (И. С. Бусыгина, Е. Б. Перелыгина, Ю. П. Зинченко);
- изучение категориальных основ безопасности (С. В. Бородин, В. И. Ярочкин, А. Л. Романович).
Чаще всего с понятием безопасность связывают такие термины, как: жизнестойкость (выносливость), связность, развитие, неуязвимость, адаптация. В структуре безопасности доминирует «субъективный» - социально-психологический компонент. В проблеме обеспечения безопасности акцент делается на «состоянии» безопасности (защищенности, уверенности), в качестве связующего звена тесно взаимосвязаны такие сферы научного знания, как психология безопасности, социальная психология и психология личности.
В психологии категория безопасности активно используется с середины 20-го века, прежде всего в работах исследователей гуманистической ориентации. А. Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии, в своей иерархической модели мотивации выделил в числе пяти «уровней» потребность в безопасности и защите. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Если первичные потребности удовлетворены, то потребность в безопасности может стать определяющей в поведении человека. Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей в основном мотивированны поиском безопасности.
В отечественной психологии понятие психологическая безопасность начинает использоваться в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере в конце 1970-х — начале 1980-х годов в связи с интенсивным развитием промышленной социальной психологии. Впервые в развернутом виде оно встречается в работе М. А. Котика - «Психология и безопасность» (1987 год) и затрагивает психологические аспекты безопасности, обеспечивающие профилактику несчастных случаев на производстве, то есть разрабатываются в рамках психологии труда и инженерной психологии.
Актуализация психологического осмысления проблем безопасности обусловлена происходящими глобальными изменениями, которые сопровождаются усложнением социальных структур, ростом неопределённости и непредсказуемости будущего человечества. Сегодня необходимо релевантно реагировать на вызовы 21 века в сфере безопасности – от нарастающей угрозы распространения ядерного оружия и опасностей, исходящих из киберпространства, до катастрофических разрушительных терактов, захлестывающих потоков наркоторговли и угроз, связанных с распространением инфекционных заболеваний. Рассмотрение психологической безопасности становится исследовательской задачей для понимания влияния этих угроз, их значимости для изменения мотивационно-ценностных установок, путей преодоления личностной деструкции, изменения социальных взаимосвязей.
Рост технического могущества человека, увеличение его власти над силами природы неизбежно влечет за собой и увеличение источников опасности в человеческой жизни, а также увеличение масштаба существовавших ранее угроз. Об этом же свидетельствует и появление систем безопасности, то есть придание функции обеспечения безопасности институционального характера, когда разделение труда приводит к созданию организаций и учреждений, специально занимающихся устранением и предотвращением угроз человеческой жизни. Любая социальная опасность прямым или косвенным образом отражается и на существовании личности, и наоборот. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы формирования социально-психологической безопасности личности.
Изучение проблемы социально-психологической безопасности даёт возможность одновременно использовать и уровень описания индивидов и уровень общества, которые в рамках обыденных представлений и психологической теории не исключают, а взаимно дополняют друг друга. В психологическом исследовании оба они не только допустимы, но и необходимы, так как это их взаимодополнение в структуре единой теории служит методологической основой, без которой невозможно изучение многоуровневой социальной реальности и описание сложного, многоуровневого феномена безопасности личности [3, c. 26].
Исходя из вышеизложенных положений, важно отметить, что ситуация неопределенности формирует актуальную потребность выбора действий в каждой конкретной ситуации, интерпретацию действий и мотивов других людей, общее восприятие ситуации. Необходимость решения новых и нестандартных задач, требующих особых личностных ресурсов, обусловливает значимость выработки личностью продуктивных стратегий обеспечения социально-психологической безопасности, являющихся основой профессиональной и личностной самореализации. При этом личность должна рассматриваться как субъект активности, способный выделять актуальные проблемы, регулировать процесс постановки и реализации целей деятельности. Исследование социально-психологической безопасности базируется на использовании междисциплинарного подхода, который является перспективным методом исследования сложных самоорганизующихся систем, представляет собой форму интегративной тенденции в психологической науке, которая объединяет научные проблемы из разных дисциплин, создавая тем самым новый тип границ в пространстве научных проблем.
Список литературы:
Бокерия С. А. Концепция личностной безопасности в практике ООН // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2017. - № 2. – С. 312-324.
Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. Пер. с англ. Human Development Report 2010. The Real Wealth of Nations: Pathways to Human Development // Весь Мир. – 2010. – С. 16-17.
Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Зотова Ольга Юрьевна. – Москва, 2011. – 524 с.