Занятие для родителей «Я понимаю тебя»
Подготовила педагог-психолог
Булатова Л.Р.
Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование коммуникативных навыков.
Задачи – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их, сформировать безоценочное принятие ребенка.
Участники: группа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование: бейджики (по количеству участников), магнитофон, музыкальные записи, бумага формата А4, карандаши или фломастеры, ленты из ткани.
Время: 1 час.
Место проведения: актовый зал.
Ход тренинга
Звучит приятная музыка (звуки природы). Родители рассаживаются по кругу.
Психолог: «Добрый день, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном кругу. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться. Тема нашей встречи: «Я понимаю тебя»
Этап знакомства.
1. Упражнение «Тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог предлагает группе познакомиться друг с другом. Встать в круг и взяться за руки.
Психолог: «От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь сделаем то же самое, но с закрытыми глазами».
Вопросы для рефлексии: Сложно было выполнять упражнение? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения упражнение?
2. Упражнение разминки «Сосуд»(5мин.)
Цель: физическая разминка в процессе группового психологического тренинга, для настроя на дальнейшую плодотворную работу.
Ведущий просит участников тренинга встать, образовав круг. Между участниками должно быть такое расстояние, чтобы они не соприкасались вытянутыми в стороны руками.
Психолог предлагает размяться. Сначала он показывает на себе: с глубоким вдохом поднимает руки вверх, становится на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускает руки. После этого ведущий даёт объяснения: встав на цыпочки, он представил, что руки его образуют большой сосуд, и в этот сосуд со всех сторон слетаются «капли радости и удачи»; скоро они наполняют весь сосуд, после этого он переворачивается, и все содержимое выливается на голову и тело.
Этап ознакомления с правилами участия в тренинговой группе (5 мин).
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Психолог: «Участие в тренинге предполагает соблюдение некоторых правил, для того чтобы наша встреча была продуктивной. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого осуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не думая об ошибках. Правила напечатаны на листах, давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия»
Обращение по имени, и на ты.
Не давать друг другу оценок, никого не осуждать.
Слушать, не перебивать.
Правило конфиденциальности.
Правило участия – я принимаю участие в играх.
Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
Правило хорошего настроения.
________(могут добавлять участники тренинга свои правила).
При необходимости группа, совместно с психологом, вносит коррективы.
Основная часть
Психолог: «Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Особой ролью родительской деятельности является любить и формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими».
3. Упражнение «Родитель-ребенок»
Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).
Выбирается родитель и ребенок.
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Вопросы для рефлексии: Какие чувства вы испытывали? Было ли сложно выполнять упражнение?
4.Упражнение «Любимые запреты»(15 мин)
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Вопросы для рефлексии.
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
5. Упражнение «Цветок любви»(5мин)
Каждый участник рисует на листке бумаги большую ромашку, в центре которой пишет имя ребенка. На каждом лепестке необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свой «цветок» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять этот цветок домой. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Подведение итогов тренинга. Вопросы для рефлексии: «Какое упражнение оказалось наиболее сложным и почему? С какими чувствами вы уходите?»
Прощание.
4